50 лет трудовым резервам

вт, 10/02/1990

Второго октября 1942 года Указом президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство трудовых резервов. Задача этого Министерства -  подготовка молодых рабочих   через такие учебные заведения, как школа фабрично-заводского обучения, ремесленное училище, железнодорожное училище, училище механизации, училище шахтеров.

Каждое учебное заведение имело свое   направление   в подготовке молодых рабочих. Этим  Указом ставилась задача подготовить кадры для определенных   отраслей народного хозяйства. И набор в    эти учебные    заведения производился   не по заявлениям, как сейчас,   а повесткой и вызовом через райисполком. И каждый учащийся    считался    мобилизованным.

Работать     определенный срок выпускник должен был там, куда его   направят,   то есть там, где он нужен. Таким образом   была   решена проблема пополнения   рабочего класса молодыми рабочими. И самовольный уход с места назначения   был наказуем  законом.  На протяжении всего времени система совершенствовалась и преобразовывалась. Но цель   и задача   системы профессионально-технического образования, как она потом стала называться,   оставалась единой - обеспечить народное хозяйство рабочими по основным профессиям. Развитие системы профессионально-технического об разования, или системы трудовых резервов, осуществлялось параллельно с развитием нашего общества, нашей экономики. Низовую структуру этой системы определяло областное управление профессионально - технического образования, куда входили училища определенного профиля (ГПТУ, СПТУ), индустриально - педагогические техникумы.

В 1967 году было создано и Псковское областное управление профтехобразования, начальником которого длительное время был Борис Васильевич Куприянов. Тогда -то и было принято решение об открытии городского профессионального училища № 6 в Опочке. Базовым предприятием училища был трест «Псковсельстрой», ныне "Псковагропромстрой». Этот трест вел строительство по всей Псковской области, а значит, кадры готовились для строительных организаций всех районов области. Первым директором был Иван Корнеевич Терещенко, замполитом была Валентина Федоровна Григорьева, первыми мастерами Г. К. Ракитин, Ю И. Мякишев, Е. Нилов. Все   они   на заслуженном отдыхе. Бессменным бухгалтером работает Евдокия Павловна Дементьева, а заместителем директора — автор этих строк Василий Васильевич Андреев.

За это время училище подготовило и направило на предприятия 3365 рабочих таких специальностей, как маляр, штукатур, портной, слесарь-сантехник, печник, каменщик, газоэлектросварщик, швея-мотористка, автокрановщик, облицовщик-плиточник, электромонтер, электромонтажник.

Затем   пришли   молодые мастера    А. И.    Дуранчев, А. С. Рубцов,   К. П. Куркаев,   Б. А. Кузнецов,   П. Г. Иванов, В. П. Иванов — завуч,   а вначале   преподаватель, А. И. Федорова, преподаватели Л. П. Кример, А. Г. Старых, А. В. Чижова. Стали мастерами   и выпускники нашего училища, которые и сейчас работают, Г. С. Дзюба, И. И. Михайлова,   В. С. Мурашова.  Длительное время работала   Антонина Павловна   Черногузова,   сейчас она на заслуженном отдыхе.
Пусть меня извинят,         я не назвал всех  кто работал когда-то в нашем   училище. Хотя хотелось бы   сказать и о них.   Ведь каждый в свое время внес что-то свое и в развитие    материальной   базы училища, и в воспитание молодого поколения, и в совершенствование    учебно-воспитательного процесса.

Сейчас трудно представить, как можно было за несколько дней до начала учебного года из ничего оборудовать учебные кабинеты, спальные комнаты. Не представить нынешним мальчишкам и девчонкам, как можно спать на двухъярусной койке или малярную кисть сделать собственными руками из конского хвоста живой лошади, или практику проходить в составе группы на Кольском полуострове в Мончегорске, или в Риге, или в Москве, пли на берегу Черного моря отдыхать всем строительным отрядом за пуск строительных объектов в районах Псковской области.

Постоянно группы учащихся выезжали в Череповец. До нынешнего года электромонтеры проходили практику в Ленинграде и других городах Ленинградской области.

Такая география не случайна. Это заслуга педагогического  коллектива, а главным образом мастеров производственного   обучения с учащимися.   Все мы знаем, что хороших   гостей всегда ждут. Так вот и наших ребят всегда   и везде ждали     на практику, потому что они всегда хорошо работали.

Но изменяются общественные отношения, меняемся и мы. Вот недавно проходил «круглый стол» работников народного образования нашего района, где первый секретарь РК КПСС Г. Н. Анисимов сделал упрек в адрес училища, что мы мало направляем строителей в районные строительные организации, а если и направляет училище, то они не хотят работать.

Действительно, сейчас училище  мало готовит каменщиков, штукатуров, маляров. Но это не значит, что училище не хочет готовить рабочих этих профессий. Дело в том, что в Опочке перестали строить, а если в год и построят один дом, так он будет построен КГСО и без нашей помощи. Поэтому такие специальности постепенно исчезают. Вот небольшая статистика: 1973 год — выпущено и направлено на работу в строительные организации 203 молодых рабочих; 1977 — 202; 1980 — 127:  1985 — 96, 1990 — 62. Коль тенденция   идет   на снижение потребности   в  строителях, нужно училище использовать для подготовки рабочих других профессий, необходимых организациям, расположенным   на территории нашего района, а не будоражить педагогический коллектив закрытием училища из-за его ненужности.

Училище в свою очередь, ведет поиск новых предприятий, для которых нужны кадры. Есть попытка готовить ткачей для филиала фабрики «Север». Думаю, и другие организации могут использовать наши услуги. Училище продолжает наращивать учебно-материальную базу. В этом году приобрели и установили десять электронно-вычислительных машин и оборудуем кабинет. Так что будет где учащимся проявить свои способности на этом оборудовании. Управление для этой цели вы делило пятьдесят тысяч рублей. Конечно, не без активной позиции директора училища А. А. Ермолаева.

В этом юбилейном году училища начали учебный год в системе народного образования, но есть надежда, что система профтехобразования вновь обретет свою самостоятельность.

В. Андреев, заместитель директора