Афера века

сб, 01/27/2001

По окончании 2000 года во многих средствах массовой ин­формации стало модным опреде­лять самое знаменательное со­бытие, самого известного полити­ка, даже самого талантливого футболиста XX века. Я думаю, что по прошествии ряда лет, когда вскроется вся подноготная прива­тизации в России, она будет на­звана самой громкой финансовой аферой века. Небольшая группа людей, дорвавшаяся до власти, сумела присвоить себе огромные богатства некогда могучего госу­дарства.

В канун Нового года принято выбрасывать старые ненужные вещи. Перебирая прошлогодние квитанции, справки и счета, слу­чайно наткнулся на хранящийся аж с 1993 года сертификат акций инвестиционного фонда “Альфа- Капитал” за номером 773101. До­кумент удостоверяет, что я явля­юсь владельцем сорока именных акций этого фонда стоимостью 40 тысяч рублей.

Приватизационные чеки люди использовали по-разному, но большинство продало перекуп­щикам. Кто-то сразу пропил всю вырученную сумму, другие поку­пали сахар, сапоги жене и прочие товары. Один сельский житель купил поросенка, назвав его хит­рым словом “Ваучер”. Как он рас­сказывал впоследствии, купил удачно, поскольку этот “живой ваучер” в отличие от бумажного приватизационного чека быстро рос в весе, а стало быть, и в цене.

Наша семья поверила газетам и телевидению, которые на все лады расхваливали инвестицион­ные фонды и перспективы с по­лучением дивидендов. Выбрали “Альфа-Капитал” потому, что вхо­дящий в его руководство космо­навт Алексей Леонов заявлял тог­да: “Твердо заверяем, что специ­алисты “Альфа-Капитала” распо­рядятся вашим ваучером самым оптимальным образом, а гаранти­ей этому может служить мое имя, моя честь”. Спасибо, распоряди­лись, кормильцы.

В первые два года были вып­лачены такие крохи, что их едва хватило на несколько шоколадок детям да пару бутылок пива. В дальнейшем и вовсе не платили ни копейки. “Альфа-банк” суще­ствует и, судя по всему, процве­тает. Пусть редко, но появляется на телевизионном экране его пре­зидент - Петр Авен. Вальяжно развалясь в кресле, он любит по­учать россиян, как нужно жить. А недавно “засветился” в телевизи­онном эфире и космонавт Леонов в рекламном ролике все того же “Альфа-банка”. Не берусь точно его процитировать, но смысл его агитационных тирад был в том, что деловая репутация этого бан­ка достигла прямо-таки космичес­ких высот.

Как говорил К.Прутков, еди­ножды солгавши, кто тебе поверит.

С. ВАСИЛЬЕВ.