Из доклада Т. В. Красули, секретаря райкома КПСС, на секции пропагандистов партийной учебы
В наступающем учебном году в системе политической учебы создано 48 политшкол и 29 политсеминаров. По индивидуальным планам теорию и политику партий будут изучать 53 человека. Всего партийной учебой охвачено 1918 слушателей. С ними будут вести работу 77 . пропагандистов, в числе которых 27 руководителей предприятий, учреждений и хозяйств.
В основном это опытные, трудолюбивые пропагандисты, которые несут свои знания и убеждения в массы. Среди них хотелось бы отметить Владимира Константиновича Мирончука, Владимира Антоновича Михайлова, Валерия Ивановича, Зыкова, Алексея Петровича Звонкова, Людмилу Петровну Фролову, Нину Михайловну Кург. Пропагандист политшколы ПАТО-2 Павел Иванович Тимофеев в этом году награжден ленинской Почетной грамотой ЦК КПСС. Василий Александрович Петухов занесен на областную Доску почета.
Однако на настоящий момент у нас есть руководители политшкол и семинаров, слабо знающие труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, партийные документы, без желания выполняющие это ответственное и нужное общественное поручение. Часть из них теряет контроль над атмосферой занятий, уходит от обсуждения наболевших проблем, предпочитает ограничиться кругом традиционных, чисто теоретических вопросов, подыгрывает обывательским настроениям слушателей. Среди них пропагандист политшколы межхозлеса Александр Николаевич Иванов, Юрий Сергеевич Иванов — руководитель политшколы УПП ВОГ, пропагандист политической учебы в КГСО Александр Анатольевич Прилепский и другие. Вместе с тем партийные организации вновь их избрали пропагандистами, поэтому надо оправдывать доверие товарищей.
В наступающем учебном году пропагандисты и слушатели продолжат изучение выбранных курсов: «Активная целостная социальная политика КПСС» и «Человеческий фактор прогресса социализма и перестройка наградного образования».
Хотелось бы отметить, что разнообразнее стали формы занятий. Пропагандисты стали избегать нравоучительных монологов, чаще стали практиковать такие формы, как собеседование, дискуссии, беседы «за круглым столом». Шире используют технические и наглядные средства пропаганды: диапозитивы, диаграммы, диафильмы, магнит о ленты, таблицы. Во многих политшколах и семинарах утвердилась атмосфера гласности, открытости. По принципу добровольности действует политический дискуссионный клуб педагогического училища.
Для большинства пропагандистов политшкол стало обычным строить свои занятия с учетом запросов и интересов слушателей, постоянно в учебный процесс вносить обсуждение актуальных жизненных вопросов, волнующих людей. Слушатели получают четкие разъяснения, подкрепленные теоретическими выкладками. И это дает положительные результаты.
Анализ посещенных в прошедшем учебном году занятий, итоги пропагандистской работы, рассмотренные на партийных собраниях в первичных парторганизациях, свидетельствуют о том, что в перестройке учебы сделано пока что немного. Многие партийные комитеты недооценивают возможности марксистско-ленинского образования как действенного средства овладения политическими методами руководства и идейного влияния на массы, ограничиваются незначительными изменениями. На занятиях подчас односторонне трактуются проблемы социалистического строительства, истории, развития политической системы, духовной жизни. Значительная часть наших пропагандистов в той или иной мере «заражена» догматизмом. Это можно отнести к занятиям, проводимым пропагандистами первичных партийных организаций ДРСУ, филиала объединения «Север».
Марксистско-ленинская учеба должна на деле стать одним из важных методов политического руководства, усиления партийного влияния на массы. Каждой парторганизации необходимо особое внимание уделить подбору и расстановке пропагандистских кадров. В целях улучшения состава пропагандистских кадров во всех первичных парторганизациях следует более качественно проводить аттестацию пропагандистов, заслушивать их отчеты на партбюро и партийных собраниях.
Одним из недостатков политической учебы по-прежнему является слабая работа с вопросами и предложениями слушателей. В каждой организации необходимо выработать систему учета, анализа и внедрения предложений слушателей. Рассматривать их следует в строго установленные сроки наравне с замечаниями и предложениями трудящихся, высказанными на партийных и рабочих собраниях.
Неважно у нас обстоят дела и с таким видом работ, как самостоятельное изучение коммунистами и беспартийными теории и политики партии по индивидуальным планам. В истекшем учебном году увеличилось количество слушателей, обучающихся по этой форме, однако о качестве учебы говорить рано.
Впереди новый учебный год в системе марксистско-ленинского образования. На его содержание, идейную направленность, безусловно, окажут огромное влияние итоги первого и второго Съездов народных депутатов СССР, материалы Пленума ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений. Было бы целесообразно завершить изучение ранее начатых курсов, организовать, исходя из запросов коммунистов и беспартийных, работу по самостоятельным программам над основными направлениями внутренней и внешней политики СССР.
У нас есть традиция — начинать учебный год по единой актуальной теме с активным участием руководящих партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских работников. В этом году мы рекомендуем тему «Перестройка работы партии — важнейшая ключевая задача дня». На этом занятии нужно рассмотреть проблемы, которые обсуждались на состоявшемся в ЦК КПСС совещании первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии в июле 1989 года, а также конкретные вопросы перестройку деятельности партийных организаций.
Из доклада Г. С. Александровой, зам. председателя райисполкома, председателя районной плановой комиссии, на секции пропагандистов экономической учебы
Надо признать, что перестройка содержания, форм и методов экономической учебы нынче идет очень медленно, с пробуксовкой. Об этом говорят, и сами слушатели в анкете, предложенной кабинетом политического просвещения райкома партии в конце прошедшего учебного года. На вопрос «Считаете ли вы, что учеба изменилась в лучшую сторону?» из 72 человек положительно ответили 34, отрицательно — тоже 34 человека. Четко проявилось отношение к учебе: и при ответе на вопрос «Почему вы посещаете занятия?» Лишь 17 слушателей ответили, что считают учебу необходимой, 28 — что она помогает в работе. В то же время 19 слушателей заявили, что учеба мало что дает. И были такие, кто считает, что она вообще бесполезна. Это заставляет нас очень серьезно задуматься, почему мы не достигаем цели, что надо предпринять, чтобы учеба стала по-настоящему интересной и необходимой, стала потребностью как коммунистов, так и беспартийных.
В прошедшем учебном году у нас в районе работали 147 школ социалистического хозяйствования, 9 — производственно-экономических семинаров, которые охватывали учебой 3268 трудящихся. Это около 50 процентов от числа работающих. Возглавляли школы 156 пропагандистов. Изучение передового опыта, тесная связь с производственной и общественной жизнью характерны для школ социалистического хозяйствования совхоза «Красный фронтовик», промышленного предприятия, районного узла связи, ПАТ О-2, колхоза «Вперед» (пропагандисты Иванова, Пономаренко, Герман, Козлов, Тимофеева, Рамазанов и другие). Они большое внимание уделяют внедрению хоз-расчета, новых форм организации труда.
Но добрые слова мы сегодня можем говорить далеко не всем. Есть у нас, случаи, когда занятия проводятся нерегулярно, с низкой посещаемостью, часты необоснованные перекосы. И в основном это происходит из-за халатного отношения к работе пропагандистов. Мы вынуждены сделать укор УПП ВОГ, колхозам «Урожай» и «Заветы Ленина», совхозу «Духновский» (пропагандисты Иванов, Михайлова, Данилова, Сливина, Базоглев, Никитин). Занятия здесь проводились по старинке, в форме монолога пропагандиста, без конкретных примеров, не затрагивая умы и сердца людей. А в КГСО в прошедшем учебном году сделали еще интереснее. Так «старательно» проводили учебу, что закончили ее задолго до конца года, потеряв все планы. Ну а слушатели даже и не помнили, о чем они вообще говорили на занятиях. Вот и плутают они в темных лабиринтах хозрасчета и чуть ли не по нескольку раз в год назначают сроки перехода на новые формы организации труда.
Необходимо соединить массовую экономическую учебу с производственной, включить ее в государственную систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Она должна стать важнейшим звеном формирующейся единой системы непрерывного образования. Такой подход вызван самой жизнью. В прошедшем учебном году было успешно проведено соединение экономической учебы с профессиональной в райпо (пропагандист Жукова, председатель профкома Дмитриева), универсальном торге (ответственная за учебу Прокофьева, председатель профкома Михайлова) и некоторых других. В экономических школах этих предприятии наряду с вопросами о хозрасчете давались профессиональные навыки. По результатам работы был проведен зачет, на основе которого пересмотрены имеющиеся разряды слушателей.
Заслуживает внимания опыт работы промышленного предприятия, где систематическая учеба трудящихся в массовых формах непрерывного производственно-экономического обучения дополняется повышением квалификации и периодической подготовкой рабочих, инженерно-технических работников в учебно-курсовом комбинате при головном предприятии.
Творчески подходят к организации производственно-экономической учебы в районном узле связи (руководитель С. В. Белов). В прошедшем учебном году экономическая учеба здесь была совмещена с производственной. Для обучения электромонтеров был оборудован специальный класс, где предусмотрена возможность практического обучения методом измерений, работа на конкретных коммутационных устройствах. Проведен практикум по работам на линиях. По результатам изучения курса состоялась проверка знаний, после чего пересмотрены разряды рабочих.
О результативности учебы мы можем судить и по тому, сколько рационализаторских предложений внесено на занятиях слушателями. Это яркий показатель того, что нам удалось расшевелить мысль слушателей, не оставить их равнодушными. Успешно эта работа ведется на льнозаводе, на промышленном предприятии и некоторых других. Но надо, сказать, что в последнее время этой работой стали заниматься все меньше и меньше.
Наступающий 1989 — 1990 учебный год в системе политического образования призван стать годом обновления учебы, усиления ее реального влияния на идейно-теоретический рост коммунистов, всех трудящихся, оздоровления политической, социально-экономической и нравственной обстановки в каждом трудовом у коллективе. Этот год будет проходить в условиях активной подготовки к очередному XXVIII съезду КПСС, широкой внутренней дискуссии по вопросам перестройки. Большая работа предстоит в связи с выборами в местные Советы. Страна выходит на завершающий год двенадцатой пятилетки. В новый этап вступает экономическая реформа, формируется новая концепция плана тринадцатой пятилетки. Все это определяет актуальные задачи в области производственно-экономического образования.
Экономическая учеба станет полезной и необходимой только в том случае, если поможет слушателям осмыслить политику партии в современных условиях, понять суть экономических преобразований в своем трудовом коллективе и в обществе в целом, если будет способствовать повышению трудовой и политической активности коммунистов и беспартийных.