Боевой авангард перестройки

сб, 09/30/1989

Из доклада Т. В. Красули, секретаря райкома КПСС, на секции пропагандистов партийной учебы


 В наступающем учебном году в системе по­литической учебы создано 48 политшкол и 29  политсеминаров. По индивидуаль­ным планам теорию и поли­тику партий будут изучать 53 человека. Всего партий­ной учебой охвачено 1918 слушателей. С ними будут вести работу 77 . пропаган­дистов, в числе которых 27 руководителей предприятий, учреждений и хозяйств.


В основном это опытные, трудолюбивые пропаганди­сты, которые несут свои знания и убеждения в массы. Среди них хотелось бы отметить Владимира Константиновича Мирончука, Владими­ра Антоновича Михайлова, Валерия Ивановича, Зыкова, Алексея Петровича Звонко­ва, Людмилу Петровну Фро­лову, Нину Михайловну Кург. Пропагандист полит­школы ПАТО-2 Павел Ива­нович Тимофеев в этом году награжден ленинской Почет­ной грамотой ЦК КПСС. Ва­силий Александрович Петухов занесен на областную Доску почета.


 Однако на настоящий мо­мент у нас есть руководите­ли политшкол и семинаров, слабо знающие труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, партийные докумен­ты, без желания выполняю­щие это ответственное и ну­жное общественное поруче­ние. Часть из них теряет контроль над атмосферой занятий, уходит от обсуждения наболевших проблем, пред­почитает ограничиться кру­гом традиционных, чисто теоретических вопросов, подыгрывает обывательским настроениям слушателей. Среди них пропагандист по­литшколы межхозлеса Александр Николаевич Иванов, Юрий Сергеевич Ива­нов — руководитель полит­школы УПП ВОГ, пропагандист политической учебы в КГСО Александр Анатоль­евич Прилепский и другие. Вместе с тем партийные ор­ганизации вновь их избрали пропагандистами, поэтому надо оправдывать доверие товарищей.


В наступающем учебном году пропагандисты и слуша­тели продолжат изучение выбранных курсов: «Актив­ная целостная социальная политика КПСС» и «Челове­ческий фактор прогресса социализма и перестройка на­градного образования».


Хотелось бы отметить, что разнообразнее стали формы занятий. Пропаганди­сты стали избегать нравоучительных монологов, чаще стали практиковать такие формы, как собеседование,  дискуссии, беседы «за круг­лым столом». Шире исполь­зуют технические и нагляд­ные средства пропаганды: диапозитивы, диаграммы, диафильмы, магнит о ленты, таблицы. Во многих полит­школах и семинарах утвер­дилась атмосфера гласности, открытости. По принципу добровольности действует по­литический дискуссионный клуб педагогического учили­ща.


Для большинства пропа­гандистов политшкол стало обычным строить свои заня­тия с учетом запросов и ин­тересов слушателей, посто­янно в учебный процесс вно­сить обсуждение актуальных жизненных вопросов, волну­ющих людей. Слушатели по­лучают четкие разъяснения, подкрепленные теоретически­ми выкладками. И это дает положительные результаты.  


Анализ посещенных в  прошедшем учебном году занятий, итоги пропагандистской работы, рассмотренные на партийных собраниях в первичных парторганизациях, свидетельствуют о том, что в перестройке учебы сделано пока что немного. Многие партийные комите­ты недооценивают возможно­сти марксистско-ленинского образования как действенно­го средства овладения поли­тическими методами руковод­ства и идейного влияния на массы, ограничиваются не­значительными изменениями. На занятиях подчас односто­ронне трактуются проблемы социалистического строи­тельства, истории, развития политической системы, ду­ховной жизни. Значительная часть наших пропагандистов в той или иной мере «зара­жена» догматизмом. Это мо­жно отнести к занятиям, про­водимым пропагандистами первичных партийных орга­низаций ДРСУ, филиала объединения «Север».


Марксистско-ленинская учеба должна на деле стать одним из важных методов политического руководства, усиления партийного влия­ния на массы. Каждой парт­организации необходимо осо­бое внимание уделить подбо­ру и расстановке пропаган­дистских кадров. В целях улучшения состава пропаган­дистских кадров во всех пер­вичных парторганизациях следует более качественно проводить аттестацию про­пагандистов, заслушивать их отчеты на партбюро и пар­тийных собраниях.


Одним из недостатков по­литической учебы по-преж­нему является слабая работа с вопросами и предложе­ниями слушателей. В каж­дой организации необходимо выработать систему учета, анализа и внедрения пред­ложений слушателей. Рас­сматривать их следует в строго установленные сроки наравне с замечаниями и предложениями трудящихся, высказанными на партийных и рабочих собраниях.


Неважно у нас обстоят де­ла и с таким видом работ, как самостоятельное изуче­ние коммунистами и беспар­тийными теории и политики партии по индивидуальным планам. В истекшем учебном году увеличилось количество слушателей, обучающихся по этой форме, однако о качестве учебы говорить рано.


Впереди новый учебный год в системе марксистско-ленинского образова­ния. На его содержание, идейную направленность, бе­зусловно, окажут огромное влияние итоги первого и вто­рого Съездов народных депу­татов СССР, материалы Пленума ЦК КПСС по воп­росам межнациональных от­ношений. Было бы целесо­образно завершить изучение ранее начатых курсов, орга­низовать, исходя из запро­сов коммунистов и беспар­тийных, работу по самостоя­тельным программам над ос­новными направлениями вну­тренней и внешней политики СССР.


 У нас есть традиция — начинать учебный год по еди­ной актуальной теме с активным участием руководящих партийных, советских, хозяйственных, профсоюз­ных, комсомольских работ­ников. В этом году мы реко­мендуем тему «Перестройка работы партии — важней­шая ключевая задача дня». На этом занятии нужно рас­смотреть проблемы, которые обсуждались на состоявшем­ся в ЦК КПСС совещании первых секретарей ЦК ком­партий союзных республик, крайкомов и обкомов партии в июле 1989 года, а также конкретные вопросы перест­ройку деятельности партий­ных организаций.


Из доклада Г. С. Александровой, зам. председателя райисполкома, председателя районной плановой комиссии, на секции пропагандистов экономической учебы


Надо признать, что перестройка содержания, форм и методов экономиче­ской учебы нынче идет очень медленно, с пробуксов­кой. Об этом говорят, и сами слушатели в анкете, предло­женной кабинетом политиче­ского просвещения райкома партии в конце прошедшего учебного года. На вопрос «Считаете ли вы, что учеба изменилась в лучшую сторо­ну?» из 72 человек положительно ответили 34, отрицательно — тоже 34 человека. Четко проявилось отношение к учебе: и при ответе на воп­рос «Почему вы посещаете занятия?» Лишь 17 слуша­телей ответили, что считают учебу необходимой, 28 — что она помогает в работе. В  то же время 19 слушателей заявили, что учеба мало что дает. И были такие, кто счи­тает, что она вообще беспо­лезна. Это заставляет нас очень серьезно задуматься, почему мы не достигаем цели, что надо предпринять, чтобы учеба стала по-настоящему интересной и необходимой, стала потребностью как коммунистов, так и бес­партийных.


В прошедшем учебном году у нас в районе работа­ли 147 школ социалистического хозяйствования, 9 — производственно-экономи­ческих семинаров, которые охватывали учебой 3268 трудящихся. Это около 50 про­центов от числа работающих. Возглавляли школы 156 пропагандистов. Изучение пе­редового опыта, тесная связь с производственной и обще­ственной жизнью характер­ны для школ социалистиче­ского хозяйствования совхо­за «Красный фронтовик», промышленного предприятия, районного узла связи, ПАТ О-2, колхоза «Вперед» (пропагандисты Иванова, По­номаренко, Герман, Козлов, Тимофеева, Рамазанов и другие). Они большое внима­ние уделяют внедрению хоз-расчета, новых форм органи­зации труда.


Но добрые слова мы се­годня можем говорить дале­ко не всем. Есть у нас, слу­чаи, когда занятия проводят­ся нерегулярно, с низкой посещаемостью, часты не­обоснованные перекосы. И в основном это происходит из-за халатного отношения к работе пропагандистов. Мы вынуждены сделать укор УПП ВОГ, колхозам «Уро­жай» и «Заветы Ленина», совхозу «Духновский» (про­пагандисты Иванов, Михай­лова, Данилова, Сливина, Базоглев, Никитин). Занятия здесь проводились по старин­ке, в форме монолога про­пагандиста, без конкретных примеров, не затрагивая умы и сердца людей. А в КГСО в прошедшем учебном году сделали еще интереснее. Так «старательно» проводили учебу, что закончили ее за­долго до конца года, потеряв все планы. Ну а слушатели даже и не помнили, о чем они вообще говорили на за­нятиях. Вот и плутают они в темных лабиринтах хоз­расчета и чуть ли не по не­скольку раз в год назначают сроки перехода на новые формы организации труда.


Необходимо соединить массовую эконо­мическую учебу с производ­ственной, включить ее в го­сударственную систему повышения квалификации и пе­реподготовки кадров. Она должна стать важнейшим звеном формирующейся единой системы непрерывного образования. Такой подход вызван самой жизнью. В прошедшем учебном году бы­ло успешно проведено соединение экономической учебы с профессиональной в райпо (пропагандист Жукова, пред­седатель профкома Дмит­риева), универсальном тор­ге (ответственная за учебу Прокофьева, председатель профкома Михайлова) и не­которых других. В экономических школах этих предприятии наряду с вопросами о хозрасчете давались про­фессиональные навыки. По результатам работы был про­веден зачет, на основе кото­рого пересмотрены имею­щиеся разряды слушателей.


 Заслуживает внимания опыт работы промышленного предприятия, где системати­ческая учеба трудящихся в массовых формах непрерывного производственно-экономического обучения дополня­ется повышением квалифи­кации и периодической под­готовкой рабочих, инженер­но-технических работников в учебно-курсовом комбинате при головном предприятии.


Творчески подходят к организации производственно-экономической учебы в районном узле связи (руководи­тель С. В. Белов). В про­шедшем учебном году эконо­мическая учеба здесь была совмещена с производствен­ной. Для обучения электро­монтеров был оборудован специальный класс, где пре­дусмотрена возможность практического обучения ме­тодом измерений, работа на конкретных коммутационных устройствах. Проведен прак­тикум по работам на линиях. По результатам изучения курса состоялась проверка знаний, после чего пересмот­рены разряды рабочих.


О результативности учебы мы можем судить и по тому, сколько рационализаторских предложений внесено на за­нятиях слушателями. Это яркий показатель того, что нам удалось расшевелить мысль слушателей, не оста­вить их равнодушными. Успешно эта работа ведется на льнозаводе, на промышлен­ном предприятии и некото­рых других. Но надо, сказать, что в последнее время этой работой стали заниматься все меньше и меньше.


Наступающий 1989 — 1990 учебный год в системе политического обра­зования призван стать годом обновления учебы, усиления ее реального влияния на идейно-теоретический рост коммунистов, всех трудящих­ся, оздоровления политической, социально-экономической и нравственной обстановки в каждом трудовом у коллективе. Этот год будет проходить в условиях активной подготовки к очередному XXVIII съезду КПСС, широкой внутренней дискуссии по вопросам перестройки. Большая работа предстоит в связи с выборами в местные Советы. Страна выходит на завершающий год двенадца­той пятилетки. В новый этап вступает экономическая ре­форма, формируется новая концепция плана тринадцатой пятилетки. Все это определяет актуальные задачи в области производственно-экономического образования.


Экономическая учеба ста­нет полезной и необходимой только в том случае, если по­может слушателям осмыс­лить политику партии в современных условиях, понять суть экономических преобра­зований в своем трудовом коллективе и в обществе в целом, если будет способст­вовать повышению трудовой и политической активности коммунистов и беспартий­ных.