Брадобритцам некающимся

ср, 01/06/1993

Среди городского и сельского населения Псковщины Можно видеть мужчин с усами, бородкой и бородищей. Не­скольких бородачей-опочан я спросил: «Для чего вы носи­те бороду?». Одни отвечают: нравится мне, другие — нра­вится моей жене, а третьи — это красиво, модно.

Хотелось бы познакомить бородачей с историей ношения бороды.

До Петра I в России муж­чины не брились. Бритье бо­роды считалось не только неприличным, но и грехов­ным. На страже бороды сто­яла церковь. Стоглавый со­бор 1551 года постановил: всех бреющих бороды отлучать от церкви. При Петре патриарх Андриан подтвер­дил это соборное решение. Даже на людей со стрижены­ми бородами смотрели как на отступников от правосла­вия. Строго наставляя духовенство, глава церкви писал: «Брадобритцам некающимся не подобает по установлению соборному давать священни­ческое благословение, подобает таковым возбранять вход в церковь и святых тайн причащения лишать и от об­щения с православными хри­стианами отлучать. Если кто из них умрет, не отстав от такого обычая и искренне не покаявшись, то посудите са­ми, может ли он сподобиться православных христиан по­гребению или в молитвах церковных поминаний».

Объявляя войну старым обычаям, Петр не пощадил и бород. 25 августа 1693 года в 6 часов пополудни Петр возвратился из-за границы в Москву. На следующий день рано утром бояре и прочие знатные люди явились в Преображенский дворец по­клониться государю. Он при­ветствовал их, рассказал о своем путешествии и, к ужа­су присутствовавших, стал собственноручно обрезать им бороды. Сначала он остриг генералиссимуса Шейна, потом кесаря (титул древнерус­ских императоров) Ромодановского, а за ним и других.

Выходку царя церковь встретила очень враждебно. Во многом недовольная его политикой, она пыталась ис­пользовать приверженность народа к старым обычаям в своих целях. Патриарх убеж­дал народ беречься этого «законопреступления». На «воскрешение из мертвых могут рассчитывать только мужи с целыми и неподстри­женными, а не выбритыми брадами», — напоминал гла­ва церкви.

А тех, в ком вера была не так уж крепка, патриарх пы­тался уязвить насмешкой: «Какое благообразие в том, чтобы решиться на подобное уродство и пребеззаконие? Можно ли, выбрив бороду, оставлять лишь усы, которы­ми Бог наделил не людей, а котов и псов, полагая, что только им одним носить усы без бород прилично?».

Итак, брившим бороду церковь грозила адом. А небрившимся была обеспечена царская немилость, да еще взималась «денежная пеня». В Петербургском историческом музее экспонируется медный знак величиной с двугривенный с изображени­ем на лицевой стороне усов и бороды, со словами «день­ги взяты».

Первый указ о «бородовой пошлине» не найден, но, ве­роятно он касался не всех. Однако, начав шутками, Петр кончил строгими указаниями. В 1701 и в 1705 годах царь приказал бриться всей Рос­сии. Извлеченные из архива «тайной розыскных дел канцелярии» документы красно­речиво рассказывают о том, как осуществлялась эта реформа. За разговоры о том, что государь «принял звери­ный образ и носит собачьи кудри», люди отвечали голо­вой.

В 1705 году был издан указ о штрафах за небритье бороды. Царедворцы, дворо­вые, «всех чинов служилые и приказные люди» платили по 60 рублей с человека, куп­цы — по 100 рублей, торго­вые и посадские, ямщики и извозчики, церковные при­четники (кроме попов и дья­ков, которым ношение боро­ды разрешалось) и «всякие чины» — по 30 рублей. С крестьян при выезде их в го­род взималось «по две деньги с бороды по все дни, как пойдут в город и за город». В 1713 году последовал еще один указ о том, чтобы «во всех городах русские бород не носили».

Вместе с этим делались и такие увещевания: «Неужели борода дороже головы? Голо­ва яко обиталище души, есть источник нашей жизни. От секи голову, исходит душа, и струя жизни совсем пресека­ется: а власы суть мартвенны, и к сохранению нашему не нужны: обрейши их, чело­век жив и благополучен, да и они отрастают. Власы суть дела естества, а не сила ве­ры, они растут у нас так, как трава осока и тростник на местах мокрых, следовательно, сами по себе спасения или святости не составляют. Мо­жно и остриженному иметь добрую душу, а напротив, с бородою и усами бывают не­честивые и злодеи».

Но и после того бороды не перевелись. С них по-прежне­му брали пошлину, половина из которой оседала в карма­ны тех, кто ее собирал. Надо сказать, что православная церковь скоро стала оправ­дывать брадобритие. Издава­лись специальные наставле­ния, в которых говорилось: «Брадобритие ни в писании Нового завета, ни в житиях святых отцов не запрещено, что же до усов, оные, слиш­ком отращены будучи, пре­пятствуют в принятии пищи и пития, а паче святых тайн. Ибо на них, к тяжелому со­грешению, могут оставаться капли крови христовой». Из года в год бородачей стано­вилось все меньше. Не сда­вались только раскольники.

Только после смерти «без­бородого царя» Петра бороды оставили в покое.

П. РОМАНОВ