Человеку нельзя без дома

чтв, 09/08/1988

На всех бойких перекрестках города в это утро стояли работники милиции. Потому что начинался самый ожив­ленный день у самых маленьких жителей — первое сен­тября. Те, кто постарше, стайками, а помладше — с роди­телями, спешили ребята к своим школам, вливались в шумную толпу. До начала линейки было время еще рас­смотреть друг друга, расспросить, а мамам — еще раз придирчиво поправить пока непривычные школьные фор­мы малышам-первоклассникам. Мы в это утро спешили в гости, к детям, чьи бантики, воротнички и формы были завязаны, пришиты и приготовлены не мамами. Мы торо­пились в школу-интернат.


Во дворе, среди цветников, еще не просох­ших от ночного мелкого дождичка, на свежеасфальтированных дорожках шумела и резвилась детвора. А на школьном крыльце, стараясь держаться поближе к своей воспитательнице, чинно стоя­ли маленькие, притихшие ре­бятки. Первоклассники. Три­надцать человек. И каждый из них хотел, чтобы воспита­тельница держала его за руку...


И вот — сигнал к постро­ению. Замерли в шеренге ре­бята, заняли свои места го­сти, а их в этот день собра­лось здесь немало — пред­ставители райисполкома, роно, шефствующих предпри­ятий, воинов-интернациона­листов. Линейку начал ди­ректор школы Василий Фе­дорович Корнеев.


—Сегодня у нас замеча­тельный день, День знаний. Это большой, волнующий праздник всего народа. Все дети нашей страны сегодня пошли в школу, чтобы учить­ся, получать знания. Это не только право каждого подра­стающего человека, но и его обязанность. Для этого ежего­дно строятся новые школы, реконструируются и обновля­ются старке. В этом году и в нашей школе был проведен большой ремонт, оборудова­ны места отдыха. Большую помощь в этом оказали нам коллективы шефствующих предприятий: ДПМК-2, лес­промхоза, Псковского завода ТЭСО...


Василий Федорович говорил о том, что обычно говорится в этот день. Вы­ступали гости, сами дети. Представитель от коллектива ДПМК-2 Галина Аркадьевна Семенова вручила ребятам подарки от шефов. А наше внимание отвлек забавный эпизод. Еще перед началом линейки возле ребят безот­лучно находился маленький, белый козленок. Он путался у всех под ногами, тянулся к букетам с самыми каверз­ными замыслами, в общем, чувствовалось, что он здесь свой. Но просто удивитель­ной показалась преданность его делам коллектива, когда он стал устраиваться в пер­вом ряду стройной шеренги детей с несомненным наме­рением участвовать в торже­стве. Ребята и прогоняли его, и уводили, но, наконец, смирились, и между белыми фартуками и темными фор­мами замерли маленькие острые рожки.


Почему столько внимания козленку? Потому что это не просто забавно. А может, и не забавно совсем. Нужно детям по своей человеческой природе о ком-то заботиться, быть за кого-то ответствен­ным. Иначе не вырасти им людьми, знающими, что та­кое дом и забота, любовь и семья. И не пустая прихоть все эти котята и щенята, ко­торых они упорно тащат в свой большой, коллективный дом и которых также упорно уносят и завозят из него, ру­ководствуясь строгими распо­ряжениями санэпидстанции, работники школы.


- Когда мы увезли из школы котят, знаете, что они нам сказали? Вы — убийцы. Но что же поделать, если нельзя держать в интернате кошек и собак. — Свободно­го времени у директора шко­лы-интерната Василия Федо­ровича Корнеева в этот день практически не было, и все же он сделал паузу в делах, чтобы гостеприимно познако­мить нас со своим немалым хозяйством. А заодно и по­говорить.


- Василий Федорович, но дома-то держим.


- Там они считаются до­машними, а у нас — бродя­чими. Но мы нашли выход — завели декоративных кур и козлят. Ребята к ним при­выкли, и они к ребятам. А тот козлик, которого вы ви­дели, умудряется к детям на третий этаж ходить. В пио­нерский лагерь с ними ездил, полную смену отбыл.


Дефицит душевного тепла, сознания, что ты кому-то ну­жен, необходим. Как воспол­нить его? Сегодня уже нико­го не удивишь признанием, что сама система организа­ции детских домов и школ- интернатов не может решить эту сложную задачу. Но на перестройку системы нужно время. А в это самое время вырастают и выходят в жизнь не подготовленные к ней нравственно люди. И их судьба немалой степени бу­дет определяться тем, с ка­кими людьми была уготована им встреча.


 Мы идем по школе, где на каждом шагу — сви­детельства ремонта, кое-где еще не завершенного. И еще — свидетельство того, что работающие здесь люди по­старались, чтобы ребятам бы­ло действительно удобно, тепло и уютно. Например, сразу бросается в глаза оформление окон. На каж­дом этаже — разные, в тон панелям, сшитые с фантази­ей и вкусом шторы, а, глав­ное, что-то в них очень не ка­зенное, видна в них женская рука и забота. Захотелось познакомиться с этим чело­веком.


Мастерская, где с девоч­ками занимается непроизво­дительным трудом Людмила Олеговна Мышинская. Здесь изготовлены не только шторы для школы. Например, здесь девочками сшито 180 плать­ев. Причем разных, не пов­торяющихся по фасону, раз­меру. Каждая из юных мастериц сама выбирала себе материал, модель, сама ее воплощала в готовом изде­лии. Ей его и носить. Нужно ли говорить о том, что у Людмилы Олеговны нет про­блем с посещаемостью, дис­циплиной и вообще органи­зацией этих занятий. В первую очередь, наверное, пото­му что их значимость не на­думана. То, что делают здесь девочки, им необходимо и сейчас, и в будущем. Сама Людмила Олеговна — чело­век подходящий для работы с детьми, мягкая в обраще­нии, женственная.


А где занимаются трудом мальчики? Мы переходим в соседнее помещение, где расположен класс - мастер­ская, и буквально замираем на пороге. Вот ведь что могут истинная увлеченность, заин­тересованность, умение.


Оформленная теплыми дере­вянными панелями комната наполнена светом, запахом свежих стружек, зелени и щебетом птиц. Изделиями, выполненными ребятами под руководством и при помощи их учителя и наставника Ви­талия Николаевича Черепенина, воссоздана часть ин- терьера дома: оригинальной конструкции и исполнения стол, стулья, цветники, посу­да, подсвечники, здесь же просторная, чистая клетка с веселыми попугаями. И опять-таки, всё необходимое оборудование и в классе, и в соседней мастерской произ­водительного труда, где мальчики в свободное время выполняют вместе с Витали­ем Николаевичем заказы для школы. Здесь изготовлены и деревянные панели для ве­стибюлей учебного здания. Станки, на которых работа­ют мальчики, специально оборудованы так, чтобы обеспечить безопасность их эк­сплуатации. Это сделано Виталием Николаевичем. В школе он работает недавно. Пришел с производства. И тот час, когда он принял это решение, был добрым для детей часом.


Теплый переход ведет из учебного корпуса в жилой. И нужно сказать, что сразу ощущается контраст не в пользу последнего. Ста­рая мебель, вытертые серые прикроватные коврики, безрадостная цветовая гамма окраски стен, унылые шторы на окнах. Более весело и уютно выглядит крыло зда­ния, где живут самые ма­ленькие — первоклассники. Здесь и комната для игр по­хожа на домашнюю, и сам дух более жилой, семейный. Здесь же будут жить четверо выпускников школы — две девочки, поступившие в Опо­чецкое педагогическое учи­лище, и двое мальчиков, про­долживших учебу в девятом классе средней школы № 2. Они остаются на обеспече­нии школы-интерната. И это впервые в ее истории.


Нам уже привычно впа­дать в восторженность по случаю праздничных дат и событий. Хотелось бы избе­жать этого в настоящем ре­портаже. Тем более, что по­смотрели мыто, что при­ятно было показать самим хозяевам. Но даже при самом поверхностном взгляде нель­зя не заметить, что нерешен­ных проблем в этом коллек­тиве достаточно. И предстоит много думать, и работать, что­бы исправить вину всего на­шего общества перед растущими здесь детьми.


Л. САЛЬКОВА.