На всех бойких перекрестках города в это утро стояли работники милиции. Потому что начинался самый оживленный день у самых маленьких жителей — первое сентября. Те, кто постарше, стайками, а помладше — с родителями, спешили ребята к своим школам, вливались в шумную толпу. До начала линейки было время еще рассмотреть друг друга, расспросить, а мамам — еще раз придирчиво поправить пока непривычные школьные формы малышам-первоклассникам. Мы в это утро спешили в гости, к детям, чьи бантики, воротнички и формы были завязаны, пришиты и приготовлены не мамами. Мы торопились в школу-интернат.
Во дворе, среди цветников, еще не просохших от ночного мелкого дождичка, на свежеасфальтированных дорожках шумела и резвилась детвора. А на школьном крыльце, стараясь держаться поближе к своей воспитательнице, чинно стояли маленькие, притихшие ребятки. Первоклассники. Тринадцать человек. И каждый из них хотел, чтобы воспитательница держала его за руку...
И вот — сигнал к построению. Замерли в шеренге ребята, заняли свои места гости, а их в этот день собралось здесь немало — представители райисполкома, роно, шефствующих предприятий, воинов-интернационалистов. Линейку начал директор школы Василий Федорович Корнеев.
—Сегодня у нас замечательный день, День знаний. Это большой, волнующий праздник всего народа. Все дети нашей страны сегодня пошли в школу, чтобы учиться, получать знания. Это не только право каждого подрастающего человека, но и его обязанность. Для этого ежегодно строятся новые школы, реконструируются и обновляются старке. В этом году и в нашей школе был проведен большой ремонт, оборудованы места отдыха. Большую помощь в этом оказали нам коллективы шефствующих предприятий: ДПМК-2, леспромхоза, Псковского завода ТЭСО...
Василий Федорович говорил о том, что обычно говорится в этот день. Выступали гости, сами дети. Представитель от коллектива ДПМК-2 Галина Аркадьевна Семенова вручила ребятам подарки от шефов. А наше внимание отвлек забавный эпизод. Еще перед началом линейки возле ребят безотлучно находился маленький, белый козленок. Он путался у всех под ногами, тянулся к букетам с самыми каверзными замыслами, в общем, чувствовалось, что он здесь свой. Но просто удивительной показалась преданность его делам коллектива, когда он стал устраиваться в первом ряду стройной шеренги детей с несомненным намерением участвовать в торжестве. Ребята и прогоняли его, и уводили, но, наконец, смирились, и между белыми фартуками и темными формами замерли маленькие острые рожки.
Почему столько внимания козленку? Потому что это не просто забавно. А может, и не забавно совсем. Нужно детям по своей человеческой природе о ком-то заботиться, быть за кого-то ответственным. Иначе не вырасти им людьми, знающими, что такое дом и забота, любовь и семья. И не пустая прихоть все эти котята и щенята, которых они упорно тащат в свой большой, коллективный дом и которых также упорно уносят и завозят из него, руководствуясь строгими распоряжениями санэпидстанции, работники школы.
- Когда мы увезли из школы котят, знаете, что они нам сказали? Вы — убийцы. Но что же поделать, если нельзя держать в интернате кошек и собак. — Свободного времени у директора школы-интерната Василия Федоровича Корнеева в этот день практически не было, и все же он сделал паузу в делах, чтобы гостеприимно познакомить нас со своим немалым хозяйством. А заодно и поговорить.
- Василий Федорович, но дома-то держим.
- Там они считаются домашними, а у нас — бродячими. Но мы нашли выход — завели декоративных кур и козлят. Ребята к ним привыкли, и они к ребятам. А тот козлик, которого вы видели, умудряется к детям на третий этаж ходить. В пионерский лагерь с ними ездил, полную смену отбыл.
Дефицит душевного тепла, сознания, что ты кому-то нужен, необходим. Как восполнить его? Сегодня уже никого не удивишь признанием, что сама система организации детских домов и школ- интернатов не может решить эту сложную задачу. Но на перестройку системы нужно время. А в это самое время вырастают и выходят в жизнь не подготовленные к ней нравственно люди. И их судьба немалой степени будет определяться тем, с какими людьми была уготована им встреча.
Мы идем по школе, где на каждом шагу — свидетельства ремонта, кое-где еще не завершенного. И еще — свидетельство того, что работающие здесь люди постарались, чтобы ребятам было действительно удобно, тепло и уютно. Например, сразу бросается в глаза оформление окон. На каждом этаже — разные, в тон панелям, сшитые с фантазией и вкусом шторы, а, главное, что-то в них очень не казенное, видна в них женская рука и забота. Захотелось познакомиться с этим человеком.
Мастерская, где с девочками занимается непроизводительным трудом Людмила Олеговна Мышинская. Здесь изготовлены не только шторы для школы. Например, здесь девочками сшито 180 платьев. Причем разных, не повторяющихся по фасону, размеру. Каждая из юных мастериц сама выбирала себе материал, модель, сама ее воплощала в готовом изделии. Ей его и носить. Нужно ли говорить о том, что у Людмилы Олеговны нет проблем с посещаемостью, дисциплиной и вообще организацией этих занятий. В первую очередь, наверное, потому что их значимость не надумана. То, что делают здесь девочки, им необходимо и сейчас, и в будущем. Сама Людмила Олеговна — человек подходящий для работы с детьми, мягкая в обращении, женственная.
А где занимаются трудом мальчики? Мы переходим в соседнее помещение, где расположен класс - мастерская, и буквально замираем на пороге. Вот ведь что могут истинная увлеченность, заинтересованность, умение.
Оформленная теплыми деревянными панелями комната наполнена светом, запахом свежих стружек, зелени и щебетом птиц. Изделиями, выполненными ребятами под руководством и при помощи их учителя и наставника Виталия Николаевича Черепенина, воссоздана часть ин- терьера дома: оригинальной конструкции и исполнения стол, стулья, цветники, посуда, подсвечники, здесь же просторная, чистая клетка с веселыми попугаями. И опять-таки, всё необходимое оборудование и в классе, и в соседней мастерской производительного труда, где мальчики в свободное время выполняют вместе с Виталием Николаевичем заказы для школы. Здесь изготовлены и деревянные панели для вестибюлей учебного здания. Станки, на которых работают мальчики, специально оборудованы так, чтобы обеспечить безопасность их эксплуатации. Это сделано Виталием Николаевичем. В школе он работает недавно. Пришел с производства. И тот час, когда он принял это решение, был добрым для детей часом.
Теплый переход ведет из учебного корпуса в жилой. И нужно сказать, что сразу ощущается контраст не в пользу последнего. Старая мебель, вытертые серые прикроватные коврики, безрадостная цветовая гамма окраски стен, унылые шторы на окнах. Более весело и уютно выглядит крыло здания, где живут самые маленькие — первоклассники. Здесь и комната для игр похожа на домашнюю, и сам дух более жилой, семейный. Здесь же будут жить четверо выпускников школы — две девочки, поступившие в Опочецкое педагогическое училище, и двое мальчиков, продолживших учебу в девятом классе средней школы № 2. Они остаются на обеспечении школы-интерната. И это впервые в ее истории.
Нам уже привычно впадать в восторженность по случаю праздничных дат и событий. Хотелось бы избежать этого в настоящем репортаже. Тем более, что посмотрели мыто, что приятно было показать самим хозяевам. Но даже при самом поверхностном взгляде нельзя не заметить, что нерешенных проблем в этом коллективе достаточно. И предстоит много думать, и работать, чтобы исправить вину всего нашего общества перед растущими здесь детьми.
Л. САЛЬКОВА.