Начало трудовой недели всегда носит напряженный характер, а для дорожно-строительной организации ДПМК-3 это связано еще и с тем, что здесь работают по вахтовому методу. Именно в понедельник, когда происходила смена вахт, мы прибыли на территорию этой организации.
Прежде чем выехать непосредственно на объект, нам пришлось какое-то время подождать, пока сменный мастер Виталий Петрович Полторак решит свои производственные вопросы.
...И вот мы направляемся к строящемуся участку дороги Белки — Сырохново. То, что мы к нему приближаемся, было заметно по тому, как нашей «корреспондентской» несколько раз приходилось прижиматься к обочине, пропуская мощные БелАЗ ы, доверху груженные гравием. Конечно, впечатляет, когда под тяжестью гигантов даже земля вздрагивает.
- Их, как и КамАЗы, мы арендуем в ПАТО-2, — поясняет В. П. Полторак. — Количество машин постоянно меняется в зависимости от объема работ. Часть из них работает обычный рабочий день, другие, как и мы, — вахтовым методом.
- Такой метод работы вас устраивает или это вынужденная необходимость?
- Скорее, необходимость. Наша организация довольно молодая и еще не успела обзавестись нужной техникой. Поэтому мы вынуждены определенное количество техники арендовать. Плата за нее довольно высока. Рабочий день БелАЗа обходится около 500 рублей, КамАЗа — 200 рублей.
К тому же БелАЗы работают с недогрузом. Гравий, который они возят, довольно сыпуч и это не позволяет полностью разгрузить кузов самосвала. Играет свою роль и удаленность карьера, расстояние до него составляет более десяти километров. Большегрузные самосвалы более эффективны при коротких транспортных рейсах.
Проехав по вновь насыпанному полотну дороги, «корреспондентская» остановилась возле урчащего на обочине экскаватора. Чуть поодаль грейдер вел планировку насыпного грунта. Заступившая на недельную вахту бригада работала в обычном трудовом ритме.
Бывали мы на этой дороге ранее, поэтому теперь не могли не заметить происшедших на ней перемен. Для колхоза «Россия» она была настоящим бедствием. В период весенне-осенней распутицы отдельные ее участки были труднопроходимы даже для тракторов. Прерывались автобусные маршруты.
Строительство же новой дороги позволит вдохнуть жизнь в вымирающие деревни, расположенные вдоль нее, облегчит доступ к полям хозяйства, да и ягодникам легче будет добираться до лесных болот, богатых клюквой.
Сдать в эксплуатацию дорогу строители планируют к осени этого года. Объем работ предстоит сделать большой. Протяженность дороги пятой категории должна составить без малого 7 километров, из них 2,4 километра по населенным пунктам будут покрыты асфальтом. Сметная стоимость ее — 1329 тысяч рублей.
Справиться с поставленной задачей, по мнению мастера В. П. Полторака, позволит вахтовый метод работы, за счет которого достигается высокая производительность труда, более эффективное использование имеющейся техники. Материальная сторона также играет не последнюю роль.
Есть тут и свои минусы. Интенсивное использование техники ведет к ее быстрому износу. Извечная проблема с нехваткой запасных частей мешает оперативно ее ремонтировать. А когда все производство работ завязано в одну цепь, остановка одного из звеньев может привести к сбою в работе всего отлаженного механизма.
Дальше наш путь лежал в карьер, из которого доставляется гравий для строительства дороги. Пользуются им несколько организаций, но одну существенную деталь нужно отметить. Не так давно ДПМК-3 построила там свой дробильно-сортировочный узел. Камень, который в карьере считается отходом производства, пошел в дело. Из него получают щебень, клинец и отсев. Получение своего строительного материала исключает необходимость закупать его на стороне.
За довольно небольшой срок существования этой организации сдвиг в расширении производственной базы сделан большой. Как выяснилось, в настоящее время работа в этом направлении продолжается. Строится новая база с необходимыми производственными помещениями.
Было бы неправильным утверждать, что за короткое время этой организации удастся решить проблему дорог в нашем районе. Состояние их таково, что не обойтись без долговременной программы их восстановления. В ней должны сказать свое слово и хозяйства района.
Е. ПУЛ ЬША.
НА СНИМКАХ: в карьере; строится дорога; экскаваторщик Анатолий Иванович Филимонов.
Фото Ю. Орлова.