Что нового в школе?

чтв, 07/18/1991

Экономические реформы, идущие в стране, со временем неизбежно затронут все сферы жизни нашего общества. В том числе и народное образование. Уже сейчас все громче раздаются голоса о необходимости введения платного обучения.

Что касается средних специальных учебных заведений, то читатели «Псковской правды» уже познакомились с первой ласточкой, возвестившей: хочешь учиться — плати. А именно: кооперативный техникум Псковского облпотребсоюза сообщил в объявлении о начале приема учащихся на 1991 —1992 учебный год, что подготовка специалистов по направлению предприятий, организаций, кооперативов, не относящихся к системе потребительской кооперации, осуществляется на договорной основе. Ориентировочная стоимость обучения — 2,8 тысячи рублей в год. Обучение возможно и за счет личных средств.

Естественно, родители школьников нашего города волнуются: не будет ли введено платное обучение и в школах? Наш корреспондент беседует с заведующей Опочецким районным отделом народного образования Валентиной Вячеславовной Ермолаевой.

- Валентина Вячеславовна, будет ли в школах нашего рай­она вводиться платное обуче­ние?

- Введение платного обучения мы пока не планируем. Хоть и нелегко существовать в нынешних условиях районным отделам народного образова­ния. Однако тем школьникам, которые хотят после оконча­ния школы поступать в выс­шие учебные заведения, будет предоставлена возможность по­лучать дополнительные знания за плату. То есть мы органи­зуем что-то вроде репетитор­ства, но при школе.

- На ваш взгляд, всем ли детям так уж необходимо сред­нее образование?

- Я считаю, что введение среднего образования для всех без исключения — огромная ошибка. Это понизило как пре­стиж образования, так и пре­стиж учителя. По-моему (и так считают многие педагоги), прием в девятые-десятые клас­сы должен вестись на конкур­сной основе. Учиться должны те, кто хочет и может учиться, кто думает затем продолжать образование в высшем учебном заведении.

- Что нового принесет с собой новый учебный год в школы города и района?

— В этом году все наши се­льские школы перейдут на обучение детей не комплекта­ми, как раньше — 1 и 3 класс, а отдельными классами. Это даст возможность именно в начальной школе заложить прочный фундамент знаний.

Глубоковская школа будет работать по четырнадцатому экспериментальному варианту, то есть со спортивным укло­ном.

В Норкинской школе вводит­ся иностранный язык с первого класса.

Почти все школы переходят в новом учебном году на обу­чение детей с шести лет.

В городе по четырнадцатому варианту будет работать сред­няя школа № 4. У средней школы № 3 — свой собствен­ный, авторский план, разрабо­танный педагогами этого учебного заведения.

И, конечно, во всех без ис­ключения городских школах вводится преподавание ино­странного языка с первого класса.

- В средней школе № 3 вновь будут занятия идти в две смены?

- Да. Это связано, в част­ности, и с тем, что мы решили создать там классы компенси­рующего обучения. Нереально учить всех и каждого. Сложно учителю, когда в одном клас­се — и работоспособные дети, с хорошими знаниями, с жела­нием учиться, и дети педагоги­чески запущенные. Поэтому ребят в 7—8 классе мы разби­ваем по уровню знаний на три класса. Однако дети педагогически запущенные будут заниматься особо, в классе ком­пенсирующего обучения. Клас­сы компенсирующего обучения — небольшие, до пятнадцати человек. Занимается такой класс по тому же учебному плану, что и другие классы, только преподавание ведется здесь несколько иначе. Упор делается на тот необходимый минимум знаний, который дол­жны получить ребята.

Кроме классов компенсирую­щего обучения, в школе №3 будет теперь не три класса ше­стилеток, а четыре.

- Я слышала, что и в дет­ских садах теперь будут обу­чать иностранному языку.

- Совершенно верно. В са­диках «Теремок». «Светлячок», «Улыбка» вводится обучения иностранному языку с четырех­летнего возраста.

- Честно сказать, я очень скептически отношусь к такому нововведению. Сейчас очень многие дети и в пять лет не справляются ни с фонетикой, ни с грамматикой своего родно­го языка. А ведь они слышат родную речь и пользуются ею каждый день! Что же говорить об иностранном языке?

- В детских садах иностран­ный язык будет даваться де­тям в игровой форме и понем­ножку. Как поздороваться, по­прощаться, как поблагодарить... Названия отдельных предме­тов, игрушек. Конечно, это то­же эксперимент. Нас подтал­кивает к этому Опочецкое пе­дагогическое училище. Там на­бирают группу учащихся с преподаванием раннего обуче­ния иностранному языку, и им нужна база для практики...

- Валентина Вячеславов­на, сейчас в школах готовятся к новому учебному году...

— Да, идет ремонт. Очень хотелось бы сдать к 1 сентяб­ря новую Макушинскую шко­лу. Но, наверно, сантехники нас подведут... Плохи у нас Духновская неполная средняя школа, Звонская. Нужен капи­тальный ремонт Матюшкинской школе. В городе сложное положение у средней школы № 2. Нет строительных мате­риалов, ремонтировать очень, очень сложно...

- Но ведь ремонт все-таки завершится? И в чистых клас­сах дети в новом учебном го­ду будут знакомиться с новы­ми педагогами, с новыми ин­тересными предметами...

От редакции. Когда матери­ал был уже готов, стало изве­стно, что вопрос о незаконности взимания платы за обучение рассмотрел Верховный Совет СССР. В постановлении отме­чается, что Конституция на­шей страны гарантирует бес­платное обучение и никому не позволено нарушать Основной Закон государства. Так что вопрос о платном образовании во всяком случае должен быть отложен.

Беседовала М. ЯКОВЛЕВА.