В период перехода колхозов и совхозов на хозяйственный расчет первостепенное значение имеет экономия материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции.
Одной из таких статей затрат являются расходы на эксплуатацию и содержание сельскохозяйственной техники. В зависимости от того, как мы будем эксплуатировать машины, хранить, проводить их техническое обслуживание, будут увеличиваться или уменьшаться затраты на ремонт и эксплуатацию этих важных производственных средств.
Проверки, проведенные инспекцией Гостехнадзора в 1988 году, показывают, что еще не во всех хозяйствах района инженерные службы с должным вниманием относятся к сбережению машин.
Хотелось бы остановиться на трех основных вопросах правильности эксплуатации, хранении и техническом обслуживании всех агрегатов.
Небрежное, а порой и преступное использование сельскохозяйственной техники — явление распространенное. Не во всех хозяйствах ее используют бережно и рационально. Можно привести, немало примеров, небрежной эксплуатации машин, приводящей к тому, что недавно полученный автомобиль или трактор отправляется сразу же в капитальный ремонт. Выход из строя техники происходит при недобросовестном ее обслуживании, некачественном ремонте, использовании не по назначению. Сокращение времени проведения технического ухода за счет невыполнения некоторых операций . может привести к аварийной ситуации.
" По этим причинам ежегодно приходится направлять на повторный ремонт в период гарантийного срока порядка двадцати пяти тракторных двигателей, пяти трансмиссий гусеничных тракторов, А ведь каждый двигатель обходится хозяйству около семисот рублей, а трансмиссия — трехсот рублей. Полученные из ремонта двигатели и тракторы, как правило, не обкатываются, не проверяются воздушные и масляные фильтры, не меняется своевременно масло.
За преступно небрежное использование техники только в совхозе «Духновский» производится удержание из зарплаты механизаторов. По причине безграмотного и халатного использования сельхозмашин наступает их преждевременный физический износ. В этом году вследствие такого физического износа, совхоз «Красный фронтовик» вынужден был списать двадцать единиц, колхоз имени Жданова — десять единиц сельхозмашин.
Из-за преступного использования автомобилей в колхозе «Урожай» в нерабочее время совершено два дорожно-транспортных происшествия, при которых колхозу нанесен материальный ущерб в размере 320 рублей. Разбита автомашина ГАЗ-бЗ-02, и повреждена кабина у нового молоковоза ГАЗ-66. И в этом основная вина главного инженера В. Н. Иванова. Машины вывели из гаража без разрешения.
Все мы знаем, что правильное хранение техники по окончании сезонных работ увеличивает срок, ее эксплуатации, но этого инженерные службы некоторых хозяйств не понимают или не хотят понимать.
Так, в период проверки хранения техники в 1988 году в каждом хозяйстве были обнаружены недостатки.
Каждому руководителю хозяйства были выданы предписания с их указанием, а на виновных лиц наложены денежные начеты.
За недостатки в организации хранения техники и причиненный материальный ущерб денежные начеты были, наложены на шесть главных инженеров хозяйств на общую сумму 185 рублей. Это Ю. И. Андреев из колхоза «Вперед», В. В. Иванов из колхоза имени Любимова, Н. Г. Алексеев из колхоза «Красный Октябрь», А. Н. Назаров из колхоза «XXI партсъезд», О. В. Васильев из колхоза «Красное Заречье», В. С. Чугунов из совхоза «Организатор». А также на трех заведующих машинными дворами наложен начет на сумму 90 рублей. Это А. Н. Титов из колхоза «Урожай», А. И. Касай из совхоза «Духновский», П. Н. Васильев из колхоза имени Любимова. Среди получивших денежные начеты оказались пять бригадиров тракторных бригад, два заведующих мастерскими, один звеньевой КИТа. Всего взыскано штрафов 455 рублей.
Ежегодно очень плохо ставит на хранение технику колхоз имени Любимова. А ведь на сегодняшний день в этом хозяйстве имеется полный штат инженерной службы. Среди этого состава главный инженер, заведующий машинным двором, заведующий мастерскими, звеньевые КИТов. И эта инженерная сила ежегодно не может организовать механизаторов и себя за то, чтобы техника хранилась по ГОСТу после завершения сельскохозяйственных работ.
В 1988 году несколько хуже отнеслись к вопросам постановки техники в колхозе «XXI партсъезд», совхозе «Организатор», колхозе имени Мичурина.
Во многих хозяйствах организованы коллективы интенсивного труда, арендные и подрядные звенья, за которыми закреплена техника. Но отношение к ней далеко не хозяйское. В колхозе «Красное Заречье» не все машины были поставлены на хранение у коллектива интенсивного труда, возглавляемого Д. Н. Терещенко, а в совхозе «Салют» арендные звенья, возглавляемые звеньевыми Н. И. Манжуровым, В. П. Снегиревым, А. П. Павловым, вообще не приступали по окончании работ к постановке сельхозмашин на хранение.
Ответственность за эти упущения лежит на руководителях и главных инженерах хозяйств.
Следующий вопрос — это вопрос технического обслуживания машинно-тракторного парка. В последние годы инженерные службы всех хозяйств прекратили заниматься периодическим обслуживанием тракторов и автомобилей, что резко снижает долговечность и межремонтную выработку машин, резко увеличиваются эксплуатационные затраты и затраты на ремонт.
Так, за 1987 год затраты на капитальный ремонт одного трактора в колхозе имени Любимова составляют 2655 рублей, в колхозе «Большевик» — 2671 рубль, в совхозе «Организатор» — 2093 рубля, совхозе «Глубоковский» — 2085 рублей, что в два раза выше плановых. В 1988 году этот показатель не снизился, а во многих хозяйствах даже стал выше. В этих же хозяйствах остаются высокими затраты на текущий ремонт тракторов и автомобилей. В результате грубых нарушений правил технического обслуживания машинно-тракторного парка сократился срок службы машин.
Инженерная служба РАПО, Гостехнадзор проводят работу в хозяйствах, направленную на то, чтобы каждая сельскохозяйственная машина была охвачена периодическим техническим обслуживанием. Но эти хорошие намерения не дадут положительных результатов до тех пор, пока лицом к этой проблеме не повернутся руководители и инженеры-механики хозяйств.
В 1988 году на семь инженерно-технических работников наложены денежные начеты за нарушение правил технического обслуживания машинно-тракторного парка. Среди таких главный инженер колхоза имени Мичурина А. В. Иванов, зав гаражом из колхоза «Красное Заречье» Н. В. Ануфриев, бригадир тракторной бригады колхоза «XXI партсъезд» Е. Н. Андреев.
До сих пор в хозяйствах нет графиков проведения периодического технического обслуживания, не доведены лимиты на ГСМ для тракторов между периодическими техническими уходами, и самое страшное, что некоторые инженерно-технические работники хозяйств, не говоря уже о рядовых механизаторах, не знают операций и периодичности техуходов. Поэтому в зимний период в каждом хозяйстве необходимо организовать учебу механизаторов.
Принимать самые строгие меры к лицам, которые под тем или иным предлогом отказываются выполнять операции технического обслуживания. Необходимо всегда помнить о том, что не проведенное своевременно только одно ТО-2 уменьшает моторесурс трактора или автомашины на 20 процентов.
Н выдерживает никакой критики работа агропромсервиса по договорам на техническое обслуживание с хозяйствами тракторов Т-150К и автомобилей. Проведенная проверка агропромсервиса по выполнению договоров технического обслуживания тракторов Т-150К и автомобилей хозяйств показала, что руководство и инженерная служба этого предприятия во главе с Г. Е. Михайловым принимают все законные и противозаконные меры, чтобы как можно больше взять денег с хозяйства при наименьших затратах труда.
А именно:
проводится обезличенное техническое обслуживание тракторов Т-150К, т. е. в договорах и наряд-заказах, доверенностях не указывается государственный и заводской номер обслуживаемого трактора
нет лицевых карточек на обслуживаемые по договорам с колхозами и совхозами тракторы и автомобили как правило, техническое обслуживание ограничивается только заменой масел и фильтров, то есть проводится не в полном объеме
техническое обслуживание тракторов Т-150К проводится без учета наработки, а автомобиля — без учета километража, так как это нигде не фиксируется ни в колхозе, ни на станции ТО.
Получение масла хозяйствами со станции ТО оформляется проведением ТО-2 или ТО-3 трактора Т-150К. Отсюда три трактора колхоза «Большевик» за девять месяцев были на ТО-2 два раза и на ТО-3 — тринадцать раз, два трактора совхоза «Духновский» за тот же период на ТО-2 были пять раз и ТО-3 — шесть раз. Таким образом, постоянно осуществлялись приписки в объемах выполненных работ.
По техническому обслуживанию автомобилей план по ТО-2 не выполняется, так как хозяйства не хотят гнать машины на СТО, а агропромсервис в свою очередь этого не требует. Из 194 плановых ТО-2 за девять месяцев выполнено только 63 автомобилям.
Не все грузовые автомобили хозяйств охвачены договорами ТО. Так, из 323 грузовых автомобилей, имеющихся в хозяйствах, включены в договор только 97. И при таком положении абсолютно спокойно чувствует себя начальник станции технического обслуживания Николай Федорович Орловский.
В наступившем году агропромсервису необходимо изменить свое отношение к вопросам технического обслуживания и прекратить открытую обдираловку колхозов и совхозов.
Таким образом, дальнейшее повышение эффективности использования машинно-тракторного парка, снижение затрат на его содержание могут быть достигнуты только в том случае, если инженерные службы РАПО, агропромсервиса, хозяйств и механизаторы приложат все силы к тому, чтобы по-настоящему грамотно организовать хранение, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию всего парка сельскохозяйственных машин.
В. ДМИТРИЕВ, начальник инспекции Гостехнадзора Опочецкого РАПО.