Что снижает век техники

сб, 01/14/1989

В период перехода колхозов и совхозов на хозяйствен­ный расчет первостепенное значение имеет экономия ма­териальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции.


Одной из таких статей затрат являются расходы на эксплуатацию и содержание сельскохозяйственной техни­ки. В зависимости от того, как мы будем эксплуатировать машины, хранить, проводить их техническое обслужива­ние, будут увеличиваться или уменьшаться затраты на ре­монт и эксплуатацию этих важных производственных средств.


Проверки, проведенные инспекцией Гостех­надзора в 1988 году, показы­вают, что еще не во всех хо­зяйствах района инженерные службы с должным внима­нием относятся к сбереже­нию машин.


Хотелось бы остановиться на трех основных вопросах правильности эксплуатации, хранении и техническом об­служивании всех агрегатов.


Небрежное, а порой и пре­ступное использование сель­скохозяйственной техники — явление распространенное. Не во всех хозяйствах ее ис­пользуют бережно и рацио­нально. Можно привести, не­мало примеров, небрежной эк­сплуатации машин, приводя­щей к тому, что недавно по­лученный автомобиль или трактор отправляется сразу же в капитальный ремонт. Выход из строя техники происходит при недобросове­стном ее обслуживании, не­качественном ремонте, ис­пользовании не по назначе­нию. Сокращение времени проведения технического ухода за счет невыполнения некоторых операций . может привести к аварийной ситу­ации.


" По этим причинам ежегод­но приходится направлять на повторный ремонт в период гарантийного срока порядка двадцати пяти тракторных двигателей, пяти трансмис­сий гусеничных тракторов, А ведь каждый двигатель обходится хозяйству около семисот рублей, а трансмис­сия — трехсот рублей. По­лученные из ремонта двига­тели и тракторы, как прави­ло, не обкатываются, не про­веряются воздушные и мас­ляные фильтры, не меняется своевременно масло.


 За преступно небрежное использование техники толь­ко в совхозе «Духновский» производится удержание из зарплаты механизаторов. По причине безграмотного и ха­латного использования сель­хозмашин наступает их пре­ждевременный физический износ. В этом году вследст­вие такого физического изно­са, совхоз «Красный фрон­товик» вынужден был спи­сать двадцать единиц, колхоз имени Жданова — десять  единиц сельхозмашин.


Из-за преступного исполь­зования автомобилей в кол­хозе «Урожай» в нерабочее время совершено два дорож­но-транспортных происшест­вия, при которых колхозу нанесен материальный ущерб в размере 320 рублей. Раз­бита автомашина ГАЗ-бЗ-02, и повреждена кабина у ново­го молоковоза ГАЗ-66. И в этом основная вина главного инженера В. Н. Иванова. Машины вывели из гаража без разрешения.


Все мы знаем, что пра­вильное хранение техни­ки по окончании сезонных работ увеличивает срок, ее эксплуатации, но этого инженерные службы некоторых хозяйств не понимают или не хотят понимать.


Так, в период проверки хранения техники в 1988 го­ду в каждом хозяйстве были обнаружены недостатки.


Каждому руководителю хо­зяйства были выданы пред­писания с их указанием, а на виновных лиц наложены де­нежные начеты.


За недостатки в организа­ции хранения техники и при­чиненный материальный ущерб денежные начеты бы­ли, наложены на шесть главных инженеров хозяйств на общую сумму 185 рублей. Это Ю. И. Андреев из кол­хоза «Вперед», В. В. Иванов из колхоза имени Любимова, Н. Г. Алексеев из колхоза «Красный Октябрь», А. Н. Назаров из колхоза «XXI партсъезд», О. В. Васильев из колхоза «Красное Заре­чье», В. С. Чугунов из сов­хоза «Организатор». А также на трех заведующих машин­ными дворами наложен начет на сумму 90 рублей. Это А. Н. Титов из колхоза «Уро­жай», А. И. Касай из совхоза «Духновский», П. Н. Василь­ев из колхоза имени Люби­мова. Среди получивших де­нежные начеты оказались пять бригадиров тракторных бригад, два заведующих ма­стерскими, один звеньевой КИТа. Всего взыскано штра­фов 455 рублей.


Ежегодно очень плохо ставит на хранение тех­нику колхоз имени Любимо­ва. А ведь на сегодняшний день в этом хозяйстве имеет­ся полный штат инженерной службы. Среди этого состава главный инженер, заведую­щий машинным двором, заве­дующий мастерскими, звень­евые КИТов. И эта инженер­ная сила ежегодно не может организовать механизаторов и себя за то, чтобы техника хранилась по ГОСТу после завершения сельскохозяйст­венных работ.


В 1988 году несколько ху­же отнеслись к вопросам по­становки техники в колхозе «XXI партсъезд», совхозе «Организатор», колхозе име­ни Мичурина.


Во многих хозяйствах ор­ганизованы коллективы ин­тенсивного труда, арендные и подрядные звенья, за кото­рыми закреплена техника. Но отношение к ней далеко не хозяйское. В колхозе «Крас­ное Заречье» не все машины были поставлены на хране­ние у коллектива интенсивно­го труда, возглавляемого Д. Н. Терещенко, а в совхо­зе «Салют» арендные звенья, возглавляемые звеньевыми Н. И. Манжуровым, В. П. Снегиревым, А. П. Павло­вым, вообще не приступали по окончании работ к поста­новке сельхозмашин на хра­нение.


Ответственность за эти упущения лежит на руково­дителях и главных инжене­рах хозяйств.


Следующий вопрос — это вопрос технического обслуживания машинно-трак­торного парка. В последние годы инженерные службы всех хозяйств прекратили за­ниматься периодическим об­служиванием тракторов и ав­томобилей, что резко сни­жает долговечность и межремонтную выработку машин, резко увеличиваются эксплу­атационные затраты и затраты на ремонт.


Так, за 1987 год затраты на капитальный ремонт од­ного трактора в колхозе имени Любимова составляют 2655 рублей, в колхозе «Бо­льшевик» — 2671 рубль, в совхозе «Организатор» — 2093 рубля, совхозе «Глубо­ковский» — 2085 рублей, что в два раза выше плано­вых. В 1988 году этот показа­тель не снизился, а во мно­гих хозяйствах даже стал вы­ше. В этих же хозяйствах остаются высокими затраты на текущий ремонт тракто­ров и автомобилей. В резуль­тате грубых нарушений пра­вил технического обслужива­ния машинно-тракторного парка сократился  срок слу­жбы машин.


Инженерная служба РАПО, Гостехнадзор проводят работу в хозяйст­вах, направленную на то, чтобы каждая сельскохозяй­ственная машина была охва­чена периодическим техниче­ским обслуживанием. Но эти хорошие намерения не дадут положительных результатов до тех пор, пока лицом к этой проблеме не повернутся ру­ководители и инженеры-ме­ханики хозяйств.


В 1988 году на семь ин­женерно-технических работ­ников наложены денежные начеты за нарушение правил технического обслуживания машинно-тракторного парка. Среди таких главный инже­нер колхоза имени Мичурина А. В. Иванов, зав гаражом из колхоза «Красное Заречье» Н. В. Ануфриев, бригадир тракторной бригады колхоза «XXI партсъезд» Е. Н. Андреев.


До сих пор в хозяйствах нет графиков проведения пе­риодического технического обслуживания, не доведены лимиты на ГСМ для тракторов между периодическими техническими уходами, и са­мое страшное, что некоторые инженерно-технические ра­ботники хозяйств, не говоря уже о рядовых механизато­рах, не знают операций и периодичности техуходов. По­этому в зимний период в каждом хозяйстве необходи­мо организовать учебу механизаторов.


Принимать самые строгие меры к лицам, которые под тем или иным предлогом от­казываются выполнять опе­рации технического обслуживания. Необходимо всегда помнить о том, что не прове­денное своевременно только одно ТО-2 уменьшает мото­ресурс трактора или автома­шины на 20 процентов.


Н выдерживает никакой критики работа агропромсервиса по догово­рам на техническое обслу­живание с хозяйствами трак­торов Т-150К и автомоби­лей. Проведенная проверка агропромсервиса по выпол­нению договоров техническо­го обслуживания тракторов Т-150К и автомобилей хо­зяйств показала, что руко­водство и инженерная слу­жба этого предприятия во главе с Г. Е. Михайловым принимают все законные и противозаконные меры, что­бы как можно больше взять денег с хозяйства при наиме­ньших затратах труда.


А именно:


проводится обезличенное техническое обслуживание тракторов Т-150К, т. е. в до­говорах и наряд-заказах, до­веренностях не указывается государственный и заводской номер обслуживаемого трак­тора


нет лицевых карточек на обслуживаемые по договорам с колхозами и совхозами тракторы и автомобили как правило, техническое обслуживание ограничивает­ся только заменой масел и фильтров, то есть проводится не в полном объеме


техническое обслуживание тракторов Т-150К проводит­ся без учета наработки, а ав­томобиля — без учета кило­метража, так как это нигде не фиксируется ни в колхозе, ни на станции ТО.


Получение масла хозяйст­вами со станции ТО офор­мляется проведением ТО-2 или ТО-3 трактора Т-150К. Отсюда три трактора колхо­за «Большевик» за девять месяцев были на ТО-2 два раза и на ТО-3 — тринад­цать раз, два трактора сов­хоза «Духновский» за тот же период на ТО-2 были пять раз и ТО-3 — шесть раз. Та­ким образом, постоянно осу­ществлялись приписки в объ­емах выполненных работ.


По техническому обслуживанию автомоби­лей план по ТО-2 не выпол­няется, так как хозяйства не хотят гнать машины на СТО, а агропромсервис в свою оче­редь этого не требует. Из 194 плановых ТО-2 за девять месяцев выполнено только 63 автомобилям.


Не все грузовые автомоби­ли хозяйств охвачены дого­ворами ТО. Так, из 323 гру­зовых автомобилей, имеющихся в хозяйствах, включе­ны в договор только 97. И при таком положении абсо­лютно спокойно чувствует себя начальник станции тех­нического обслуживания Ни­колай Федорович Орловский.


В наступившем году агропромсервису необходимо из­менить свое отношение к воп­росам технического обслужи­вания и прекратить откры­тую обдираловку колхозов и совхозов.


Таким образом, дальнейшее повышение эф­фективности использования машинно-тракторного парка, снижение затрат на его содержание могут быть достиг­нуты только в том случае, если инженерные службы РАПО, агропромсервиса, хо­зяйств и механизаторы приложат все силы к тому, что­бы по-настоящему грамотно организовать хранение, тех­ническое обслуживание и пра­вильную эксплуатацию всего парка сельскохозяйственных машин.


В. ДМИТРИЕВ, начальник инспекции Гостехнадзора Опочецкого РАПО.