Сейчас очень много говорится о школе, о ее будущем. Опубликованы проекты положения о средней общеобразовательной школе, концепции общего среднего образования. Но какие бы изменения ни претерпела школа, главной её задачей остается обучение и воспитание.
Основное богатство страны — люди, личности. Чем больше ярких, самобытных талантов, характеров, тем больше будет идей, открытий, тем быстрее будет наше продвижение вперед. Однако пока наша система образования, основанная на единообразии, сковывает проявление интеллекта, природных задатков человека. У нас обучение и воспитание нацелено на формирование некоего среднестатистического. И как следствие — средний уровень развития экономики, литературы, культуры, нравственности. Я поддерживаю положение о создании разных типов школ, с разными сроками обучения, у старшеклассников должно быть право выбора предметов. Почему бы у нас не сделать школы с углубленным изучением каких-либо предметов?
Наша страна богата талантами, даже щедра. Помочь развиться им — задача школы, учителя. Значит мы, учителя, должны в первую очередь перестроить свое мышление и взглянуть на себя другим, более пристальным и честным взглядом. Не хочу никого обидеть, но говорить об этом надо. У нас немало учителей действительно сеют разумное, доброе, вечное, обладают высокой общей культурой, но у скольких из нас еще низки и культура речи и отношений, и эстетическая культура, и политическая. Мы теряемся в общей массе, не стали мы нравственными лидерами в своем окружении. А в былые времена можно было сразу отличить учителя от других по речи, по поведению, образу жизни, по интеллигентности. А ведь мы говорим, что учитель — главная фигура перестройки. Именно нам надо создать такую атмосферу в школе, при которой незнание было бы позорно, нежелание трудиться — аморально, равнодушие и черствость - дурной тон. Но для этого мало толковать о демократизации и сотрудничеств е с детьми, надо самому расти, становится умнее, добрее.
Формирование исторического сознания становится главной целью обучения истории. Пренебрежение этой целью вылилось во множество отрицательных явлений. Гражданское равнодушие, злоупотребление властью, разрушение памятников, сопротивление перестройке в значительной степени вызваны неразвитостью исторического сознания. А историческое сознание — это не сумма знаний по истории, не эрудиция, а как бы система ориентации в мире под углом зрения истории. На формирование исторического мышления больше всего влияет творческое самостоятельное изучение первоисточников марксизма-ленинизма. Главная задача — научить ребят самих читать Ленина и воспитать потребность в постоянном обращении к его идеям и мыслям. Содержание и полемический характер ленинских произведений делают их важнейшим фактором воспитания стойких борцов против буржуазной идеологии.
От активного участия молодого поколения в жизни страны зависит будущее нашего общества. Кем станут наши воспитанники? Но не менее важно другое — с каким богатством души и сердца вступят они в самостоятельную жизнь. Сухомлинский писал: «Быть воспитателем учителю истории — это значит не только раскрывать истины, а и непосредственно прикасаться к тем чутким струнам человеческой души, которые отзываются на событиях общественной жизни, убеждать человека, что он активный творец». И ответственность за это лежит на нас, учителях истории.
Обидно, что учителя истории узнают о жизни района, города из материалов нашей газеты. Почему историков не приглашают на различного рода лекции, на семинары пропагандистов? Ведь по сути своей мы тоже пропагандисты. Школа должна идти в авангарде перестройки, но ей надо помогать. Ведь дело воспитания — это дело и родителей, и общественности. Но пока не всегда еще найдешь помощь с их стороны. У нас в школе положено этому некоторое начало. Проводились заседания родительского комитета с участием общественности, уличкомов, но это дело надо продолжать и совершенствовать.
Если взяться всем миром, то мы вырастим достойную смену. Не будем бояться за завтрашний день. А поможет решить эту задачу совет школы. Очень было бы хорошо, если бы в него вошли творческие, кровно заинтересованные в обучении и воспитании люди, которые бы смогли организовать работу совета, чтобы очередной орган . не стал формальным. Школьные проблемы не должны давать покоя ни партийным, ни советским, ни профсоюзным, ни комсомольским, ни хозяйственным работникам.
Л. НИКОЛЬСКАЯ, учитель истории средней школы № 2.