Чтобы не бояться за завтрашний день

вт, 09/13/1988

Сейчас очень много говорится о школе, о ее будущем. Опубликованы проекты положения о средней общеобра­зовательной школе, концепции общего среднего образова­ния. Но какие бы изменения ни претерпела школа, глав­ной её задачей остается обучение и воспитание.

Основное богатство страны — люди, лично­сти. Чем больше ярких, са­мобытных талантов, характе­ров, тем больше будет идей, открытий, тем быстрее будет наше продвижение вперед. Однако пока наша система образования, основанная на единообразии, сковывает про­явление интеллекта, природ­ных задатков человека. У нас обучение и воспитание нацелено на формирование некоего среднестатистиче­ского. И как следствие — средний уровень развития экономики, литературы, ку­льтуры, нравственности. Я поддерживаю положение о создании разных типов школ, с разными сроками обуче­ния, у старшеклассников должно быть право выбора предметов. Почему бы у нас не сделать школы с углуб­ленным изучением каких-ли­бо предметов?

Наша страна богата талан­тами, даже щедра. Помочь развиться им — задача школы, учителя. Значит мы, учителя, должны в первую очередь перестроить свое мышление и взглянуть на се­бя другим,  более присталь­ным и честным взглядом. Не хочу никого обидеть, но го­ворить об этом надо. У нас немало учителей действи­тельно сеют разумное, доб­рое, вечное, обладают высо­кой общей культурой, но у скольких из нас еще низки и культура речи и отношений, и эстетическая культура, и политическая. Мы теряемся в общей массе, не стали мы нравственными лидерами в своем окружении. А в былые времена можно было сразу отличить учителя от других по речи, по поведению, обра­зу жизни, по интеллигентно­сти. А ведь мы говорим, что учитель — главная фигура перестройки. Именно нам на­до создать такую атмосферу в школе, при которой незна­ние было бы позорно, неже­лание трудиться — амораль­но, равнодушие и черствость - дурной тон. Но для этого мало толковать о демократи­зации и сотрудничеств е с детьми, надо самому расти, становится умнее, добрее.

Формирование историче­ского сознания становится главной целью обучения ис­тории. Пренебрежение этой целью вылилось во множест­во отрицательных явлений. Гражданское равнодушие, злоупотребление властью, разрушение памятников, сопротивление перестройке в значительной степени вызва­ны неразвитостью историче­ского сознания. А историче­ское сознание — это не сум­ма знаний по истории, не эрудиция, а как бы система ориентации в мире под уг­лом зрения истории. На фор­мирование исторического мышления больше всего вли­яет творческое самостоятельное изучение первоисточни­ков марксизма-ленинизма. Главная задача — научить ребят самих читать Ленина и воспитать потребность в постоянном обращении к его идеям и мыслям. Содержа­ние и полемический харак­тер ленинских произведений делают их важнейшим факто­ром воспитания стойких бор­цов против буржуазной идеологии.

От активного участия мо­лодого поколения в жизни страны зависит будущее на­шего общества. Кем станут наши воспитанники? Но не менее важно другое — с ка­ким богатством души и сердца вступят они в самостоя­тельную жизнь. Сухомлинский писал: «Быть воспита­телем учителю истории — это значит не только раскры­вать истины, а и непосредст­венно прикасаться к тем чут­ким струнам человеческой души, которые отзываются на событиях общественной жизни, убеждать человека, что он активный творец». И ответственность за это ле­жит на нас, учителях исто­рии.

Обидно, что учителя исто­рии узнают о жизни района, города из материалов нашей газеты. Почему историков не приглашают на различного рода лекции, на семинары пропагандистов? Ведь по су­ти своей мы тоже пропаган­дисты. Школа должна идти в авангарде перестройки, но ей надо помогать. Ведь дело воспитания — это дело и ро­дителей, и общественности. Но пока не всегда еще най­дешь помощь с их стороны. У нас в школе положено это­му некоторое начало. Прово­дились заседания родитель­ского комитета с участием общественности, уличкомов, но это дело надо продолжать и совершенствовать.

Если взяться всем миром, то мы вырастим достойную смену. Не будем бояться за завтрашний день. А поможет решить эту задачу совет шко­лы. Очень было бы хорошо, если бы в него вошли твор­ческие, кровно заинтересо­ванные в обучении и воспита­нии люди, которые бы смог­ли организовать работу сове­та, чтобы очередной орган . не стал формальным. Школь­ные проблемы не должны да­вать покоя ни партийным, ни советским, ни профсоюзным, ни комсомольским, ни хозяй­ственным работникам.

Л. НИКОЛЬСКАЯ, учитель истории средней школы № 2.