Целью трудового воспитания и обучения учащихся, подчеркивается в Основных направлениях реформы школы, является ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, формирование у них коммунистического отношения к труду; психологической готовности работать там, где больше всего нужны рабочие руки; побуждение к сознательному выбору профессии, к овладению прочными трудовыми умениями и навыками.
Школа-интернат является для ребенка семьей, в которой он живет, работает, в которой формируются его привычки и склонности. Все мелочи быта здесь должны быть предусмотрены и строго продуманы. Воспитание в. труде осуществляется с первых дней пребывания ребенка в школе- интернате, и начинается оно с небольших заданий, имеющих целью сделать нужное дело для коллектива. Дежурство по столовой, в зеленом уголке, работа в теплице, на цветнике и другие аналогичные поручения, добросовестно выполняемые школьниками, служат приобретению устойчивой привычки трудиться, умению ценить и уважать труд окружающих людей.
Особенно серьезное внимание в. школе для слабослышащих детей, должно быть уделен о самообслуживанию.
Самообслуживание в нашей школе начинается, с мелочей и вырастает до общественно полезного труда. Педагоги-воспитатели приучают детей следить за порядком в групповых и классных комнатах, за чистотой и опрятностью в одежде, знакомят с различными сторонами хозяйственной жизни: с приготовлением пищи, сервировкой стола и другими.
Овладевая простыми, ежедневно повторяемыми формами бытового труда, ребенок узнает цену заботы взрослых о себе и сам приобретает желание и способность заботиться о других. Силами старшеклассников расколото и сложено более 700 кубических метров дров. Большую помощь ежегодно в уборке урожая в совхозе «Красный фронтовик» оказывают учащиеся шестых-десятых классов нашей школы. На заработанные деньги в прошлом учебном году были организованы экскурсии в Ульяновск и Ленинград.
Важным элементом в общей подготовке учащихся является обучение учебному труду. Воспитанники школы обучаются по двум направлениям: столярному и швейному делу. Организуя труд в швейной мастерской, учителя стремятся придать ему производительный характер. На занятиях по швейному делу под руководством учителя девочки шьют фартуки и косынки для столовой и кухни, постельные принадлежности, платья, халаты, сорочки. В мастерской по деревообработке практические работы включают изготовление стендов для классов, реек для плакатов, различных наглядных пособий, табуреток, скамеек. Приобретая первые навыки работы с тканью, обработки древесины, учащиеся. школы умеют сшить для себя и своих близких легкую одежду, постельные принадлежности, изготовить из древесины предметы домашнего обихода: рамы, двери, табуретки, столы, полочки, произвести мелкий ремонт мебели. Навыки, приобретенные в школьных мастерских, находят применение на базовом предприятии УПП ВОГ, где учащиеся шестых-десятых классов занимаются производительным трудом. Работают дети на современном оборудовании и выпускают продукцию, необходимую для нужд страны. Мастера и рабочие УПП ВОГ относятся к учащимся доброжелательно, оказывают им необходимую помощь и делятся с ними своим опытом.
Школьные мастерские стали центром кружковой работы. На кружковых занятиях ребята совершенствуют умения и навыки, учатся изготовлять полезные вещи. Изготовленные здесь изделия были представлены на республиканских выставках среди школ для глухих и слабослышащих детей. Так, в 1985 году в Пензе ряд наших изделий получил дипломы первой, второй и третьей степеней. В настоящее время учащиеся готовятся к очередной республиканской выставке.
В школе и на производстве формируются такие важнейшие качества будущего гражданина, как трудолюбие и усидчивость, аккуратность и ответственность за порученное дело, самостоятельность и самокритичность, бережливость и умение дорожить каждой минутой рабочего времени. Воспитанная с детства привычка к правильно организованному труду спустя годы сыграет положительную роль в трудовой деятельности взрослого человека.
Н. ФЕДОТОВА, учительница школы-интерната для слабослышащих детей.