Демократия - наш исторический выбор

чтв, 06/01/1989


На Съезде народных депутатов СССР


Вечернее заседание 27 мая открылось сообщением депуnата Лукьянова А. И. о том, что порученный Съездом у президиуму и делегации от Азербайджанской ССР вопрос о представительстве в Совете Национальностей НК АО оказался сложным и требует дополнительных консультаций.


Съезд принимает к сведению сообщение депутата. Затем была продолжена дискуссия, развернувшаяся на утреннем заседании.


На Съезде выступили де­путаты Сулейменов О. О., Яковлев Е. В., Образ В. С., Петрушенко Н. С., Кравчен­ко Л. П., Кириллов В. И., Конев С. И., Крайко А. Н., Ч. Айтматов, Пальм В. А., Самсонов А. С., Мошняга Т. В., Полов Г. X.


Съезд принимает решение о прекращении прений. Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев предлагает приступить к выборам первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. На этот пост он рекомендовал депу­тата Лукьянова А. И., оха­рактеризовав его как человека компетентного, подготов­ленного в, области государст­венного и советского строительства, опыт которого полезен и нужен.


В обсуждении кандидатуры А. И. Лукьянова приняли участие депутаты Сахаров А. Д., Фильшин Г. И., Старовойтова Г. В., Оборин А. В. Депутаты принимают решение перенести вопрос об избрании депутата Лукьянова А. И. на пост первого за­местителя Председателя Вер­ховного Совета СССР на заседание Съезда, которое состоится в понедельник, 29 мая.


Съезд поручил президиуму подготовить предложения по составу депутатской ко­миссии для расследования обстоятельств, связанных с событиями в Тбилиси 9 апреля.


Было предложено также создать комиссию из числа народных депутатов СССР для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы, возглавляемой Т. X. Гдляном.


 При обсуждении этого воп­роса выступили депутаты Заславский И. И., Гдлян Т. X , Ярин В. А., Баранов А И., Янаев Г. И.


Депутаты поручили президиуму подготовить и внести на утверждение Съезда пред­ложение о составе этой комиссии.


***


Вечером депутаты избрали секретариат Съезда и приняли постановление о порядке рассмотрения пред­ложений, заявлений и жалоб граждан, поступающих в адрес Съезда.


***


29 мая в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, продолжалась работа Съезда народных депутатов СССР. Открывая утреннее засе­дание, председательствую­щий Председатель Верхов­ного Совета СССР М. С. Горбачев сообщил, что груп­па депутатов обратилась в президиум с предложением прекратить прямую трансля­цию работы Съезда по Цент­ральному телевидению и Все­союзному радио в связи с тем, что некоторые ораторы используют трибуну Съезда для саморекламы.


Председательствующий вы­сказался за сохранение от­крытости Съезда, предложил и дальше вести прямую тран­сляцию с заседаний Съезда.


Депутаты приняли это предложение.


Съезд продолжил рассмот­рение кандидатуры на пост первого заместителя Предсе­дателя Верховного Совета СССР.


Слово предоставляется депутату Лукьянову А. И. От­ветив на вопросы, которые были заданы ему депутата­ми на предыдущем заседа­нии, оратор затем изложил свою позицию по основным направлениям предстоящей деятельности Верховного Со­вета СССР.


Первое. Надо навсегда по­кончить с идущим от времен культа личности и застоя формальным приниженным, часто парадным положением высшего органа власти на­шей страны. Это должен быть деловой, работающий, тре­бовательный орган, позволя­ющий сопоставлять различ­ные точки зрения, альтерна­тивные проекты, то есть выявлять всю гамму, всю сумму мнений людей и изби­рателей. И самое главное, чтобы здесь была возмож­ность давать безжалостную реалистическую оценку того, что происходит в обществе, искать эффективные пути решения всех назревших проблем.


Второе. Не может и не до­лжно быть никаких важных проблем развития нашего общества, закрытых для об­суждения и решения на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете. Пово­рот экономики к человеку, устранение диспропорций, направление ассигнований, предоставление займов, цено­образование, межнациональ­ные отношения, экологиче­ская ситуация, использова­ние воинских контингентов за пределами страны, истин­ное положение, главное — истинное положение тех или иных слоев населения, регио­нов, отраслей экономики. И, главное — ответственность и еще раз ответственность любого государственного ор­гана или должностного лица. Все это должно находиться в постоянном поле зрения высших органов власти. Дру­гого быть не может, иначе они перестают быть органами власти.


Третье. Ясно совершенно, что наш Съезд и Верховный Совет — это только вершина всей пирамиды 50-тысячного корпуса Советов нашей стра­ны. И в том числе местных Советов. И если сейчас Вер­ховный Совет не будет забо­титься об этих органах, то мы просто лишимся факти­чески корней. Отсюда назре­ло радикальное укрепление материально-финансовой ба­зы Советов, четкое разграни­чение полномочий между союзными, республиканскими, местными органами, особен­но сельскими и поселковыми Советами, которые букваль­но обескровлены у нас. И все это должно найти закрепле­ние в законе в ближайшее же время.


Четвертое. В любом демо­кратическом государстве дол­жен властвовать закон. Мы слишком привыкли ко всяко­го рода инструкциям, ко всякого рода постановлениям исполнительных органов, ко­торые регулируют важней­шие вопросы. Важнейшие законы надо обсуждать тща­тельным Образом, выносить на всенародное обсуждение и на референдум. Прежде все­го здесь нам потребуется ко­лоссальная работа. Самые минимальные подсчеты гово­рят о том, что должно быть около 50 новых законода­тельных актов, в первую оче­редь таких, как пенсионное законодательство, трудовое законодательство, законода­тельство о правах молодежи, жилищное законодательст­во, земельное законодатель­ство, налоговое законода­тельство.


И, наконец, целый ряд за­конодательных актов о пра­вах человека, о правах граж­данина. Это и свобода печа­ти, и добровольные общест­ва, и профсоюзы и т. д. Здесь надо сделать очень многое, особенно по повышению ро­ли суда.


Пятое. Съезд народных депутатов и Верховный Со­вет должны стать эпицент­ром контроля за деятельно­стью исполнительных и дру­гих государственных органов. Огромная роль здесь долж­на принадлежать нашим ко­миссиям, Комитету конституционного надзора. Но самое главное, что здесь должны решаться узловые кадро­вые вопросы, главное — на­значение на все посты в на­шем государстве.


  Шестое. На полную мощ­ность должны заработать механизмы защиты нашей де­мократии. Причем, мне ка­жется, что нужна общесоюз­ная, государственная про­грамма не просто борьбы, а войны с преступностью. И сейчас это подвигает нас к немедленному ускорению всей работы по осуществле­нию судебно-правовой ре­формы.


И, наконец, последнее. Ра­бота Съезда, Верховного Со­вета, его органов невозмож­на ни без гласности, ни без демократий. Вообще, Вер­ховный Совет должен быть эталоном демократии, орга­низованности, действенности. А значит, теснейшая связь с избирателями, может быть, создание комиссий по пра­вам, по обращениям граж­дан, депутатских комиссий.


И самое главное, что по нашему Съезду, по Верхов­ному Совету народ будет равняться в вопросах един­ства, сплоченности, направ­ленности на дело. Задача консолидации общества — это задача, непосредственно относящаяся к депутату, за которую мы несем первей­шую ответственность.


Затем слово было предо­ставлено депутатам Щелканову А. А., Коновалову А. И., Носову В. П., Демидо­ву А. И., Журавлеву А. Г., Кольцову Ю. А., Фаргиеву X. А., Агузаровой С Б., Себенцову А. Е.


В связи с обсуждением кандидатуры А. И. Лукьяно­ва на высокий государствен­ный пост депутат Гдлян Т. X. обратился к нему с рядом вопросов, касающихся его работы в ЦК КПСС; состоя­ния законности и правопо­рядка в государстве; дискре­дитации, по выражению ора­тора, в средствах массовой информации его следственной группы; прекращения рассле­дования крупных хищений в золотодобывающей промыш­ленности.


Депутат Лукьянов А., И. ответил на ряд вопросов, по­ставленных в выступлениях предыдущих ораторов.


Затем выступили Иванов Н. В., Шундеев И. Н., Куд­рявцев В. Н., Медведев Р. А., Солнцев Р. X., Яку­бов А., Калашников С. Ф., Старовойтов В. К., Бичкаускас Э. В., Гамкпрелидзе Т. В., Исаев Г. И., Негматуллоев С. X., Амангельдинова Г. А., Базарова Р. А., Кирияк Н. П.


Узбекская делегация в бо­льшинстве своем поддержи­вает кандидатуру товарища Лукьянова, сказал депутат Якубов А. Он поднял в выступлении ряд вопросов, свя­занных с созданием право­вого государства, скорейшим принятием ряда законодате­льных актов.


Выступающий указал на необходимость самым тща­тельным образом и только на основе закона разобраться во всех аспектах так называемого «узбекского дела». Из опубликованного сообщения комиссии Президиума Вер­ховного Совета СССР ничего непонятно, все в этом сооб­щении окутано каким-то странным туманом. Было бы хорошо, заявил оратор, что­бы по этому поводу выска­зался кто-нибудь из членов этой комиссии.


Сообщив далее от имени своей делегации, что она выс­тупает за честное решение этого сложнейшего дела, он предложил включить в со­став создаваемой Съездом комиссии по изучению его обстоятельств народных де­путатов СССР от Узбеки­стана.


В заключение депутат Лукьянов А. И. ответил на поступившие вопросы.


Открытым голосованием первым заместителем Пред­седателя Верховного Совета СССР Съезд избрал А. И. Лукьянова и принял соответствующее постановление.


В начале вечернего засе­дания член президиума депу­тат Горбунов А. В. проин­формировал депутатов о не­которых процедурных вопро­сах работы Съезда.


Съезд принял сообщение А. В. Горбунова к сведению.


Затем начались прения по процедурным вопросам.


Выступили депутаты Хад­жиев С. Н., Киселев В. Н., Бурых Ю. Е., Кашников Н. И., Чернышев О. В., Чимпой М. И., Заславский И. И., Ястребов А. 3., Струков Н. А., Белозерцев С. В., Ба­рашков Ю. А., Самарин А. И., Оболенский А. М., Юдин В. Д.


Взявший слово депутат Попов Г. X. попросил коллег выслушать депутата Казанника А. И., который просил рассмотреть вопрос об освобождении его от обязанно­стей члена Совета Нацио­нальностей Верховного Сове­та СССР с тем, чтобы туда вошел депутат Ельцин Б. Н.


- Я — юрист, сказал депутат Казанник А. И., и очень хотел бы быть в про­фессионально грамотном Верховном Совете СССР, особенно первый период его работы, когда будут прини­маться важнейшие законы, которые определят судьбу нашей страны, может быть, до 3000 года. Но когда про­шли выборы в Верховный Совет СССР и я увидел, что мы, в силу своей политиче­ской близорукости, «заруби­ли» кандидатуры выдаю­щихся ученых, не пропусти­ли политиков, я принял, на мой взгляд, единственно вер­ное решение: необходимо, что­бы в Совет Национальностей прошел Б. Н. Ельцин. Про­шу включить его без голосо­вания в Совет Национально­стей Верховного Совета СССР. Только на этих усло­виях, подчеркнул депутат, я снимаю свою кандидатуру.


Председательствующий при­глашает депутатов-юристов высказаться по существу за­явления А. И. Казанника. Необходимые разъяснения юридического характера Съезду дают депутаты Соб­чак А. А., Бурлацкий Ф. М., Яненко А. П., Мирошин Б. В., Крайко А. Н., Пальм В. А., Кузнецов Л. А.


Съезд удовлетворил про­сьбу депутата Казанника А. И. о сложении им обязан­ностей члена Совета Национальностей Верховного Совета СССР и утвердил про­токол счетной комиссии по выборам в Совет Националь­ностей с учетом изменений по РСФСР. В соответствии с этим депутат Ельцин Б. Н. стал членом Совета Нацио­нальностей Верховного Со­вета СССР.


На этом вечернее заседа­ние Съезда завершило работу.


30 мая Съезд народных депутатов СССР продолжил работу.