На Съезде народных депутатов СССР
Вечернее заседание 27 мая открылось сообщением депуnата Лукьянова А. И. о том, что порученный Съездом у президиуму и делегации от Азербайджанской ССР вопрос о представительстве в Совете Национальностей НК АО оказался сложным и требует дополнительных консультаций.
Съезд принимает к сведению сообщение депутата. Затем была продолжена дискуссия, развернувшаяся на утреннем заседании.
На Съезде выступили депутаты Сулейменов О. О., Яковлев Е. В., Образ В. С., Петрушенко Н. С., Кравченко Л. П., Кириллов В. И., Конев С. И., Крайко А. Н., Ч. Айтматов, Пальм В. А., Самсонов А. С., Мошняга Т. В., Полов Г. X.
Съезд принимает решение о прекращении прений. Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев предлагает приступить к выборам первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР. На этот пост он рекомендовал депутата Лукьянова А. И., охарактеризовав его как человека компетентного, подготовленного в, области государственного и советского строительства, опыт которого полезен и нужен.
В обсуждении кандидатуры А. И. Лукьянова приняли участие депутаты Сахаров А. Д., Фильшин Г. И., Старовойтова Г. В., Оборин А. В. Депутаты принимают решение перенести вопрос об избрании депутата Лукьянова А. И. на пост первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР на заседание Съезда, которое состоится в понедельник, 29 мая.
Съезд поручил президиуму подготовить предложения по составу депутатской комиссии для расследования обстоятельств, связанных с событиями в Тбилиси 9 апреля.
Было предложено также создать комиссию из числа народных депутатов СССР для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы, возглавляемой Т. X. Гдляном.
При обсуждении этого вопроса выступили депутаты Заславский И. И., Гдлян Т. X , Ярин В. А., Баранов А И., Янаев Г. И.
Депутаты поручили президиуму подготовить и внести на утверждение Съезда предложение о составе этой комиссии.
***
Вечером депутаты избрали секретариат Съезда и приняли постановление о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, поступающих в адрес Съезда.
***
29 мая в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, продолжалась работа Съезда народных депутатов СССР. Открывая утреннее заседание, председательствующий Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев сообщил, что группа депутатов обратилась в президиум с предложением прекратить прямую трансляцию работы Съезда по Центральному телевидению и Всесоюзному радио в связи с тем, что некоторые ораторы используют трибуну Съезда для саморекламы.
Председательствующий высказался за сохранение открытости Съезда, предложил и дальше вести прямую трансляцию с заседаний Съезда.
Депутаты приняли это предложение.
Съезд продолжил рассмотрение кандидатуры на пост первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.
Слово предоставляется депутату Лукьянову А. И. Ответив на вопросы, которые были заданы ему депутатами на предыдущем заседании, оратор затем изложил свою позицию по основным направлениям предстоящей деятельности Верховного Совета СССР.
Первое. Надо навсегда покончить с идущим от времен культа личности и застоя формальным приниженным, часто парадным положением высшего органа власти нашей страны. Это должен быть деловой, работающий, требовательный орган, позволяющий сопоставлять различные точки зрения, альтернативные проекты, то есть выявлять всю гамму, всю сумму мнений людей и избирателей. И самое главное, чтобы здесь была возможность давать безжалостную реалистическую оценку того, что происходит в обществе, искать эффективные пути решения всех назревших проблем.
Второе. Не может и не должно быть никаких важных проблем развития нашего общества, закрытых для обсуждения и решения на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете. Поворот экономики к человеку, устранение диспропорций, направление ассигнований, предоставление займов, ценообразование, межнациональные отношения, экологическая ситуация, использование воинских контингентов за пределами страны, истинное положение, главное — истинное положение тех или иных слоев населения, регионов, отраслей экономики. И, главное — ответственность и еще раз ответственность любого государственного органа или должностного лица. Все это должно находиться в постоянном поле зрения высших органов власти. Другого быть не может, иначе они перестают быть органами власти.
Третье. Ясно совершенно, что наш Съезд и Верховный Совет — это только вершина всей пирамиды 50-тысячного корпуса Советов нашей страны. И в том числе местных Советов. И если сейчас Верховный Совет не будет заботиться об этих органах, то мы просто лишимся фактически корней. Отсюда назрело радикальное укрепление материально-финансовой базы Советов, четкое разграничение полномочий между союзными, республиканскими, местными органами, особенно сельскими и поселковыми Советами, которые буквально обескровлены у нас. И все это должно найти закрепление в законе в ближайшее же время.
Четвертое. В любом демократическом государстве должен властвовать закон. Мы слишком привыкли ко всякого рода инструкциям, ко всякого рода постановлениям исполнительных органов, которые регулируют важнейшие вопросы. Важнейшие законы надо обсуждать тщательным Образом, выносить на всенародное обсуждение и на референдум. Прежде всего здесь нам потребуется колоссальная работа. Самые минимальные подсчеты говорят о том, что должно быть около 50 новых законодательных актов, в первую очередь таких, как пенсионное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о правах молодежи, жилищное законодательство, земельное законодательство, налоговое законодательство.
И, наконец, целый ряд законодательных актов о правах человека, о правах гражданина. Это и свобода печати, и добровольные общества, и профсоюзы и т. д. Здесь надо сделать очень многое, особенно по повышению роли суда.
Пятое. Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны стать эпицентром контроля за деятельностью исполнительных и других государственных органов. Огромная роль здесь должна принадлежать нашим комиссиям, Комитету конституционного надзора. Но самое главное, что здесь должны решаться узловые кадровые вопросы, главное — назначение на все посты в нашем государстве.
Шестое. На полную мощность должны заработать механизмы защиты нашей демократии. Причем, мне кажется, что нужна общесоюзная, государственная программа не просто борьбы, а войны с преступностью. И сейчас это подвигает нас к немедленному ускорению всей работы по осуществлению судебно-правовой реформы.
И, наконец, последнее. Работа Съезда, Верховного Совета, его органов невозможна ни без гласности, ни без демократий. Вообще, Верховный Совет должен быть эталоном демократии, организованности, действенности. А значит, теснейшая связь с избирателями, может быть, создание комиссий по правам, по обращениям граждан, депутатских комиссий.
И самое главное, что по нашему Съезду, по Верховному Совету народ будет равняться в вопросах единства, сплоченности, направленности на дело. Задача консолидации общества — это задача, непосредственно относящаяся к депутату, за которую мы несем первейшую ответственность.
Затем слово было предоставлено депутатам Щелканову А. А., Коновалову А. И., Носову В. П., Демидову А. И., Журавлеву А. Г., Кольцову Ю. А., Фаргиеву X. А., Агузаровой С Б., Себенцову А. Е.
В связи с обсуждением кандидатуры А. И. Лукьянова на высокий государственный пост депутат Гдлян Т. X. обратился к нему с рядом вопросов, касающихся его работы в ЦК КПСС; состояния законности и правопорядка в государстве; дискредитации, по выражению оратора, в средствах массовой информации его следственной группы; прекращения расследования крупных хищений в золотодобывающей промышленности.
Депутат Лукьянов А., И. ответил на ряд вопросов, поставленных в выступлениях предыдущих ораторов.
Затем выступили Иванов Н. В., Шундеев И. Н., Кудрявцев В. Н., Медведев Р. А., Солнцев Р. X., Якубов А., Калашников С. Ф., Старовойтов В. К., Бичкаускас Э. В., Гамкпрелидзе Т. В., Исаев Г. И., Негматуллоев С. X., Амангельдинова Г. А., Базарова Р. А., Кирияк Н. П.
Узбекская делегация в большинстве своем поддерживает кандидатуру товарища Лукьянова, сказал депутат Якубов А. Он поднял в выступлении ряд вопросов, связанных с созданием правового государства, скорейшим принятием ряда законодательных актов.
Выступающий указал на необходимость самым тщательным образом и только на основе закона разобраться во всех аспектах так называемого «узбекского дела». Из опубликованного сообщения комиссии Президиума Верховного Совета СССР ничего непонятно, все в этом сообщении окутано каким-то странным туманом. Было бы хорошо, заявил оратор, чтобы по этому поводу высказался кто-нибудь из членов этой комиссии.
Сообщив далее от имени своей делегации, что она выступает за честное решение этого сложнейшего дела, он предложил включить в состав создаваемой Съездом комиссии по изучению его обстоятельств народных депутатов СССР от Узбекистана.
В заключение депутат Лукьянов А. И. ответил на поступившие вопросы.
Открытым голосованием первым заместителем Председателя Верховного Совета СССР Съезд избрал А. И. Лукьянова и принял соответствующее постановление.
В начале вечернего заседания член президиума депутат Горбунов А. В. проинформировал депутатов о некоторых процедурных вопросах работы Съезда.
Съезд принял сообщение А. В. Горбунова к сведению.
Затем начались прения по процедурным вопросам.
Выступили депутаты Хаджиев С. Н., Киселев В. Н., Бурых Ю. Е., Кашников Н. И., Чернышев О. В., Чимпой М. И., Заславский И. И., Ястребов А. 3., Струков Н. А., Белозерцев С. В., Барашков Ю. А., Самарин А. И., Оболенский А. М., Юдин В. Д.
Взявший слово депутат Попов Г. X. попросил коллег выслушать депутата Казанника А. И., который просил рассмотреть вопрос об освобождении его от обязанностей члена Совета Национальностей Верховного Совета СССР с тем, чтобы туда вошел депутат Ельцин Б. Н.
- Я — юрист, сказал депутат Казанник А. И., и очень хотел бы быть в профессионально грамотном Верховном Совете СССР, особенно первый период его работы, когда будут приниматься важнейшие законы, которые определят судьбу нашей страны, может быть, до 3000 года. Но когда прошли выборы в Верховный Совет СССР и я увидел, что мы, в силу своей политической близорукости, «зарубили» кандидатуры выдающихся ученых, не пропустили политиков, я принял, на мой взгляд, единственно верное решение: необходимо, чтобы в Совет Национальностей прошел Б. Н. Ельцин. Прошу включить его без голосования в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. Только на этих условиях, подчеркнул депутат, я снимаю свою кандидатуру.
Председательствующий приглашает депутатов-юристов высказаться по существу заявления А. И. Казанника. Необходимые разъяснения юридического характера Съезду дают депутаты Собчак А. А., Бурлацкий Ф. М., Яненко А. П., Мирошин Б. В., Крайко А. Н., Пальм В. А., Кузнецов Л. А.
Съезд удовлетворил просьбу депутата Казанника А. И. о сложении им обязанностей члена Совета Национальностей Верховного Совета СССР и утвердил протокол счетной комиссии по выборам в Совет Национальностей с учетом изменений по РСФСР. В соответствии с этим депутат Ельцин Б. Н. стал членом Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
На этом вечернее заседание Съезда завершило работу.
30 мая Съезд народных депутатов СССР продолжил работу.