Сейчас одно из самых популярных, пугающих и для многих неясных слов — рынок. Как будем жить в условиях его действия? Этот вопрос для целых организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан жизненно важный. Если благополучие предприятий во многом будет зависеть, от эффективности их работы, то госбюджетные организации, как и ранее, полностью во власти бюджета района или области. Жизнь показывает, что непросто свести концы с концами в распределении тех бюджетных средств, которые имеются, поэтому нормой стало говорить о дефиците бюджета и на уровне района, и области, и всей страны.
В сегодняшней статье постараемся сделать небольшой анализ по некоторым статьям бюджета района на текущий год и что за ними скрывается. На сессии районного Совета, обсудившей этот вопрос в конце декабря, было принято решение, по которому на содержание органов государственного управления на год выделено 514,6 тысячи рублей. Если эти цифры немного конкретизировать, то чисто заработная плата составляет 371 тысячу рублей. Всего под органами государственного управления понимается 116,5 ставки в райисполкоме, управлении производства закупок и государственных служб, сельских и городском Советах, а также здесь учитываются руководители некоторых отделов райисполкома.
Расходы на содержание этих органов в последнее время возросли, и значительно. Причины тут разные, но основные среди них, безусловно, рост зарплаты, 26-процентные отчисления на Пенсии и пособия на каждого работающего и введение дополнительных ставок специалистов в низовое звено, сельские Советы и городской Совет.
Учитывая, что сегодняшнее время требует всемерной экономии и то же время эффективной работы управленческого аппарата, надо найти оптимальное решение. Знающий, умелый управленец, безусловно, должен получать достойное вознаграждение за свою работу. Думаю, здесь можно было бы перейти на систему контрактации, когда руководство исполкома не было бы связано строго фиксированными ставками штатного расписания. Не секрет, что далеко не все способные и соответственно ценимые на производстве специалисты дают согласие на переход в аппарат управления. А ведь подчас куда лучше иметь одного человека делового, готового взять ответственность и хорошо оплачиваемого, чем целый отдел посредственных работников, чтобы не создавали иногда искусственно они себе работу, не занимались имитацией бурной и одновременно бесполезной деятельности.
У Артура Блоха в «Законах Мерфи» есть такой: «У бюрократа поток бумаг тем обильнее, чем больше времени тратится на отчеты о все меньшем
объеме работы. Устойчивое состояние достигается, когда все свое время вы тратите на отчет о ничегонеделанье». Это, конечно, шутка, но ведь в каждой из них есть доля правды.
Безусловно, за счет высокой компетентности руководителей, а также внедрения современных технических средств можно добиться более экономного расходования денежных ресурсов.
Теперь перейдем к рассмотрению еще одной статьи расходов районного бюджета на народное образование. В год она составляет 3 миллиона 45 тысяч рублей, в том числе 1 миллион 481 тысячу на заработную плату без учета ее последнего, январского повышения. Сюда не включаются деньги, отпущенные на обеспечение функционирования трех училищ и школы для слабослышащих детей, они финансируются непосредственно областью.
Обратимся к некоторым цифрам, ведь все познается в сравнении. В школах района учится 2980 детей, с ними работает 508 человек взрослых. То есть почти на шесть школьников один взрослый. Согласитесь, немало. Причем из этой полутысячной цифры только половина, 259 человек, учителя, главные действующие лица в школе.
Почти такое же положение с детскими садами и яслями, которые подчинены местной власти. 428 малышей обслуживают 86 взрослых. В результате в год ребенок в детском саду и яслях обходится государству в 772 рубля, в школе — в 620 рублей. Это только текущие расходы, в которые не входит капитальный ремонт.
Если учесть, что многие матери подолгу сидят на больничных листках по уходу за больными детьми, то приходишь к выводу: не проще ли платить матерям определенную сумму, чтобы они своих детей растили сами в домашней обстановке, хотя бы до школьного возраста.
Немало говорится о слабой материальной базе, низкой зарплате в здравоохранении. Нищета наших медицинских учреждений видна невооруженным глазом. И это несмотря на то, что 22 процента всех денег из районного бюджета уходит именно на медицину. Да и работает в системе здравоохранения района, на первый взгляд, немало — 767 человек, в том числе 89 врачей, 336 человек среднего персонала, 198 санитарок. Один койко-день в больнице обходится почти в 15 рублей. И все же нареканий на медицинское обслуживание можно услышать немало.
Наверное, в условиях больших изменений в системе производства возникнет ситуация, когда потребуется изменить структуру и бюджетных организаций, и в первую очередь самих органов управления. Практика нашей действительности уже не раз показывала, что простое увеличение финансовых инъекций в какую-либо отрасль совсем необязательно приводит к качественному улучшению ее работы. Все же для того, чтобы иметь необходимый эффект, повернуть дело в лучшую сторону, нужно изменить систему так, чтобы она стала восприимчивой к требованиям жизни.
Вероятно, обо всем этом предстоит думать народным депутатам, когда будут заслушивать на очередной сессии райсовета отчет исполкома о проведенной за год, прошедший после выборов, работе.
П. ВАСИЛЬЕВ.