Есть над чем задуматься

сб, 03/23/1991

Сейчас одно из самых популярных, пугающих и для многих неясных слов — рынок. Как будем жить в условиях его дей­ствия? Этот вопрос для целых организаций, трудовых коллек­тивов, отдельных граждан жизненно важный. Если благополучие предприятий во многом будет зависеть, от эффективно­сти их работы, то госбюджетные организации, как и ранее, полностью во власти бюджета района или области. Жизнь по­казывает, что непросто свести концы с концами в распределе­нии тех бюджетных средств, которые имеются, поэтому нормой стало говорить о дефиците бюджета и на уровне района, и об­ласти, и всей страны.

В сегодняшней статье постараемся сделать не­большой анализ по некоторым статьям бюджета района на текущий год и что за ними скрывается. На сессии районно­го Совета, обсудившей этот вопрос в конце декабря, было принято решение, по которому на содержание органов госу­дарственного управления на год выделено 514,6 тысячи рублей. Если эти цифры немно­го конкретизировать, то чисто заработная плата составляет 371 тысячу рублей. Всего под органами  государственного управления понимается 116,5 ставки в райисполкоме, управ­лении производства закупок и государственных служб, сель­ских и городском Советах, а также здесь учитываются руко­водители некоторых отделов райисполкома.

Расходы на содержание этих органов в последнее время воз­росли, и значительно. Причины тут разные, но основные среди них, безусловно, рост зарплаты, 26-процентные отчисления на Пенсии и пособия на каждого работающего и введение допол­нительных ставок специали­стов в низовое звено, сельские Советы и городской Совет.

Учитывая, что сегодняшнее время требует всемерной эко­номии и  то же время эффек­тивной работы управленческо­го аппарата, надо найти опти­мальное решение. Знающий, умелый управленец, безуслов­но, должен получать достойное вознаграждение за свою рабо­ту. Думаю, здесь можно было бы перейти на систему конт­рактации, когда руководство исполкома не было бы связано строго фиксированными став­ками штатного расписания. Не секрет, что далеко не все спо­собные и соответственно цени­мые на производстве специа­листы дают согласие на пере­ход в аппарат управления. А ведь подчас куда лучше иметь одного человека делового, го­тового взять ответственность и хорошо оплачиваемого, чем целый отдел посредственных работников, чтобы не создавали иногда искусственно они себе работу, не занимались имитацией бурной и одновре­менно бесполезной деятель­ности.

У Артура Блоха в «Законах Мерфи» есть такой: «У бюро­крата поток бумаг тем обиль­нее, чем больше времени тра­тится на отчеты о все меньшем

объеме работы. Устойчивое со­стояние достигается, когда все свое время вы тратите на отчет о ничегонеделанье». Это, конеч­но, шутка, но ведь в каждой из них есть доля правды.

Безусловно, за счет высокой компетентности руководителей, а также внедрения современ­ных технических средств мож­но добиться более экономного расходования денежных ре­сурсов.

Теперь перейдем к рассмот­рению еще одной статьи расхо­дов районного бюджета на на­родное образование. В год она составляет 3 миллиона 45 ты­сяч рублей, в том числе 1 мил­лион 481 тысячу на заработ­ную плату без учета ее послед­него, январского повышения. Сюда не включаются деньги, отпущенные на обеспечение функционирования трех учи­лищ и школы для слабослышащих детей, они финансиру­ются непосредственно об­ластью.

Обратимся к некоторым циф­рам, ведь все познается в сра­внении. В школах района учит­ся 2980 детей, с ними работает 508 человек взрослых. То есть почти на шесть школьников один взрослый. Согласитесь, немало. Причем из этой полутысячной цифры только поло­вина, 259 человек, учителя, главные действующие лица в школе.

Почти такое же положение с детскими садами и яслями, которые подчинены местной власти. 428 малышей обслу­живают 86 взрослых. В ре­зультате в год ребенок в дет­ском саду и яслях обходится государству в 772 рубля, в школе — в 620 рублей. Это только текущие расходы, в которые не входит капиталь­ный ремонт.

Если учесть, что многие ма­тери подолгу сидят на больнич­ных листках по уходу за боль­ными детьми, то приходишь к выводу: не проще ли платить матерям определенную сумму, чтобы они своих детей растили сами в домашней обстановке, хотя бы до школьного возра­ста.

Немало говорится о слабой материальной базе, низкой зар­плате в здравоохранении. Ни­щета наших медицинских уч­реждений видна невооружен­ным глазом. И это несмотря на то, что 22 процента всех денег из районного бюджета уходит именно на медицину. Да и ра­ботает в системе здравоохра­нения района, на первый взгляд, немало — 767 человек, в том числе 89 врачей, 336 че­ловек среднего персонала, 198 санитарок. Один койко-день в больнице обходится почти в 15 рублей. И все же нарека­ний на медицинское обслужи­вание можно услышать немало.

Наверное, в условиях боль­ших изменений в системе про­изводства возникнет ситуация, когда потребуется изменить структуру и бюджетных орга­низаций, и в первую очередь самих органов управления. Практика нашей действитель­ности уже не раз показывала, что простое увеличение финан­совых инъекций в какую-либо отрасль совсем необязательно приводит к качественному улу­чшению ее работы. Все же для того, чтобы иметь необходи­мый эффект, повернуть дело в лучшую сторону, нужно изме­нить систему так, чтобы она стала восприимчивой к требо­ваниям жизни.

Вероятно, обо всем этом предстоит думать народным депутатам, когда будут заслу­шивать на очередной сессии райсовета отчет исполкома о проведенной за год, прошед­ший после выборов, работе.

П. ВАСИЛЬЕВ.