Этого могло и не быть

сб, 09/24/1988

Проезжая по сельским дорогам нашего района, нередко можно видеть участ­ки стоящего леса или круп­ного кустарника, залитые во­дою. И это не только весной, в пору таяния снега. Это не результат ливневых дождей или прошедшего урагана. В данном случае лес, какой бы он ни был, под водой стоит в разгар лета, в сухую жаркую погоду.

Там, оде под водой он ока­зался раньше, ветви на де­ревьях уже без листьев или без хвои. На таких участках деревья или погибли, или об­речены на гибель. На других - их корневая система под водой оказалась сравнитель­но недавно. Там на деревьях еще видены некоторые про­блески жизни. Однако и они угаснут, если человек не при­мет необходимые меры. Спрашивается, кто же  тот хозяин, который дол­жен прийти на помощь? Кто он — леспромхоз, межхозяйственный лесхоз или кон­кретные колхозы, совхозы?

Лесохозяйственные предпри­ятия, конечно, не должны оставаться в стороне от это­го дела, потому что лес, как видим, необходимо охранять, оберегать не только от пожаров, но и от излишней во­ды. Но не лесохозяйственные предприятия являются ви­новниками в этом.

Кстати сказать, от непро­шеной воды подчас страдают не только отдельные участки леса, но и сельскохозяйст­венные угодья. Ведь часто от местного сельского насе­ления можно слышать при­мерно такие речи: «Несколь­ко лет назад мы тут косили, сушили сено... теперь через эти затопленные места не всякий зверь пролезет». И все это происходило в то время, когда осуществлялось осушение вековых болот.

Нетрудно заметить, что затопленные участки леса или сельскохозяйственных угодий расположены в основ­ном вблизи сельских дорог. Поезжай, например, из Опочки на Федоровское — по сторонам дороги увидишь водоемы, которых раньше ни­когда не бывало. То же са­мое рядом с асфальтирован­ной дорогой Люцково — мо­лочный комплекс. Рядом с дорогой на Духново затоп­ленный кустарник, лес.

А все дело в том, что стро­ители дорог кое-где возвели путевые артерии, не забо­тясь должным образом о сто­ках воды. Трубы, проложен­ные ими под дорогой, в ряде мест, так или иначе не мо­гут обеспечить выполнение своих предназначений. Они или полностью вышли из строя, или засорились, или вообще вложены без долж­ного расчета.

Так бы то ни было, а положение со стокам воды строителям и ремонтникам сельских дорог надо выправ­лять. Не сразу все, как гово­рится, не одним махом, но делать это надо целенаправ­ленно и упорно. Тем более, что от неустроенности стоков воды страдает и состояние самих дорог.

Заметим еще, что раньше крестьяне обеспечивали вод­ное благополучие на исполь­зуемых землях содержанием в порядке малых канав. А ведь они, такие канавы, мог­ли бы служить сельским тру­женикам и теперь. Однако их губит современная тяже­лая техника. А точнее, губит беспечность, почти полное пренебрежение к канавам владеющих этой техникой сельских специалистов и ме­ханизаторов.

Надо перегнать комбайн с одного поля на другое — засыпают мешающую в дан­ный момент канавку бульдо­зером. А чтобы потом восста­новить ее — об этом механи­заторы и специалисты, как говорится, и думать не соби­рались. А разве восстано­вить невозможно?..

Подобное — не единично. Оно сплошь и рядом. А по­там следуют ссылки на то, что из-за избытка влаги не въехать на поля. Что ни рейс, то новая глубокая ко­лея, то минус сельхозугодь­ям! Окажется перекрытой ма­лая канава, а в результате появляется затопленный лес.

Всего этого могло и не быть, если бы специалисты, руководители хозяйств смот­рели на такие факты не сквозь пальцы, а как настоя­щие хозяева земли.

Е. НИКОЛАЕВ, внешт. корр.