Проезжая по сельским дорогам нашего района, нередко можно видеть участки стоящего леса или крупного кустарника, залитые водою. И это не только весной, в пору таяния снега. Это не результат ливневых дождей или прошедшего урагана. В данном случае лес, какой бы он ни был, под водой стоит в разгар лета, в сухую жаркую погоду.
Там, оде под водой он оказался раньше, ветви на деревьях уже без листьев или без хвои. На таких участках деревья или погибли, или обречены на гибель. На других - их корневая система под водой оказалась сравнительно недавно. Там на деревьях еще видены некоторые проблески жизни. Однако и они угаснут, если человек не примет необходимые меры. Спрашивается, кто же тот хозяин, который должен прийти на помощь? Кто он — леспромхоз, межхозяйственный лесхоз или конкретные колхозы, совхозы?
Лесохозяйственные предприятия, конечно, не должны оставаться в стороне от этого дела, потому что лес, как видим, необходимо охранять, оберегать не только от пожаров, но и от излишней воды. Но не лесохозяйственные предприятия являются виновниками в этом.
Кстати сказать, от непрошеной воды подчас страдают не только отдельные участки леса, но и сельскохозяйственные угодья. Ведь часто от местного сельского населения можно слышать примерно такие речи: «Несколько лет назад мы тут косили, сушили сено... теперь через эти затопленные места не всякий зверь пролезет». И все это происходило в то время, когда осуществлялось осушение вековых болот.
Нетрудно заметить, что затопленные участки леса или сельскохозяйственных угодий расположены в основном вблизи сельских дорог. Поезжай, например, из Опочки на Федоровское — по сторонам дороги увидишь водоемы, которых раньше никогда не бывало. То же самое рядом с асфальтированной дорогой Люцково — молочный комплекс. Рядом с дорогой на Духново затопленный кустарник, лес.
А все дело в том, что строители дорог кое-где возвели путевые артерии, не заботясь должным образом о стоках воды. Трубы, проложенные ими под дорогой, в ряде мест, так или иначе не могут обеспечить выполнение своих предназначений. Они или полностью вышли из строя, или засорились, или вообще вложены без должного расчета.
Так бы то ни было, а положение со стокам воды строителям и ремонтникам сельских дорог надо выправлять. Не сразу все, как говорится, не одним махом, но делать это надо целенаправленно и упорно. Тем более, что от неустроенности стоков воды страдает и состояние самих дорог.
Заметим еще, что раньше крестьяне обеспечивали водное благополучие на используемых землях содержанием в порядке малых канав. А ведь они, такие канавы, могли бы служить сельским труженикам и теперь. Однако их губит современная тяжелая техника. А точнее, губит беспечность, почти полное пренебрежение к канавам владеющих этой техникой сельских специалистов и механизаторов.
Надо перегнать комбайн с одного поля на другое — засыпают мешающую в данный момент канавку бульдозером. А чтобы потом восстановить ее — об этом механизаторы и специалисты, как говорится, и думать не собирались. А разве восстановить невозможно?..
Подобное — не единично. Оно сплошь и рядом. А потам следуют ссылки на то, что из-за избытка влаги не въехать на поля. Что ни рейс, то новая глубокая колея, то минус сельхозугодьям! Окажется перекрытой малая канава, а в результате появляется затопленный лес.
Всего этого могло и не быть, если бы специалисты, руководители хозяйств смотрели на такие факты не сквозь пальцы, а как настоящие хозяева земли.
Е. НИКОЛАЕВ, внешт. корр.