Главный критерий - запросы покупателя

вт, 04/11/1989

Впервые в нашем государстве разрабатывается единый Закон о качестве. Правовое регулирование вопросов каче­ства осуществлялось многими нормативными актами. В настоящее время, когда происходят коренные перемены в деятельности всех звеньев народного хозяйства, появи­лась необходимость привести в соответствие с ними систе­му законодательства в области качества, свести в один документ наиболее важные и принципиальные положения.

Это нашло отражение в проекте Закона, который должен стать элементом формирования правового государства и будет подчинен интересам потребителя, в первую очередь — рядового человека, покупателя. Для разговора на эту, одну из самых острых сегодняшних тем мы встретились с заведующей производственной лабораторией хлебоком­бината Валентиной Михайловной Ефремовой.

 

  • - Во-первых, Валентина Михайловна, хотелось бы сразу уточнить, почему мы решили обратиться со свои­ми вопросами именно к вам. Ведь на вашу лабораторию возложены также и функции контролеров качества про­дукции, выпускаемой комби­натом?

- Службы ОТК у нас на комбинате нет. Поэтому функции этого отдела выпол­няет наша лаборатория, ну, ауя, следовательно, совме­щаю обязанности начальника ОТК и заведующей лабора­торией. Получается так, что мы ведем технологический процесс и сами же проверя­ем свою продукцию. Это не совсем правильно, я считаю...

- Валентина Михайловна, работники лаборатории мате­риально заинтересованы в выявлении брака?

 — Нет конечно, ведь от­ветственность за него несем и мы. Страдаем от этого на­равне со всеми.

- Как практически вы осуществляете свои функ­ции контролеров?

— В дневное время про­дукцию принимает бракер, а в ночную смену — экспеди­тор. Они ведут журнал, в ко­тором делают свои отметки. Из каждой партии изделий берется определенное коли­чество для анализа. В лабо­ратории мы делаем соответ­ствующий анализ, и если есть отклонения от парамет­ров, вся партия продукции отбраковывается. По результатам этой работы мы составляем ведомости предложения продукции, которые являются основой для справки к оплате о качестве продукции, выработанной бригадами по проценту с первого предъявления. Положение же о премировании рабочих предусматривает начисление премиальной доплаты, если с первого предъявления выпущено не меньше 93 центов продукции.

- А какие показатели используют при оценке качества продукции бракеры и экспедиторы?

- Здесь используются органолептические показатели, иначе говоря, то, что можно непосредственно поглядеть: соответствие формы изделия, его окраски, поверхности, надрезов. Проверяется также состояние мякиша изделия, его пропеченность.

- Борьба за качество предполагает максимальный учет запросов потребителей. Например, не раз приходи­лось слышать, что покупате­ли недовольны качеством хлеба «Сельского». В своей работе вы руководствуетесь пожеланиями потребителей, учитываете их запросы?

- До сих пор нам спуска­ется план по ассортименту изделий. И отойти от него мы не можем. Например, я знаю, что очень многие любят ба­тон большого развеса, но по ассортименту нам даются мелкоштучные сдобные изде­лия. Или взять тот же хлеб «Сельский». Покупателям он не нравится, а по всем пара­метрам качества он выдер­жан. Дело лишь в том, что изготавливается он из обой­ной муки с добавлением му­ки пшеничной второго сорта. Но мы обязаны перерабаты­вать обойную муку, которая нам выделяется по фондам.

- Но если изделия не пользуются спросом, их не покупают, то это должно больно бить по финансовой системе предприятия в связи с тем, что вы работаете на самоокупаемости и хозрас­чете?

- Приходится выкручи­ваться, что называется. Так, не отходя от плана ассорти­мента, заменяем одно изде­лие другим. Например, кекс «Здоровье», несмотря на столь завлекательное назва­ние, особым спросом не пользуется. Стали выпус­кать кекс «Апрельский», в круглой форме, с ореховой и сахарной обсыпкой. Он больше нравится покупате­лям. Таким образом, действу­ем и с другими изделиями.

- В проекте Закона о ка­честве большое внимание уделяется комплексному уп­равлению качеством продук­ции. Как оно организовано на предприятии в настоящее время?

- С помощью комплек­сной системы управления ка­чеством продукции на базе стандартизации — КСУКП. Главное ее преимущество — системный подход к совер­шенствованию управления производством, учет важней­ших условий, влияющих на повышение технического уровня и качества изделий. При этом в управлении ка­чеством продукции прини­мают участие практически все подразделения предприя­тия.

- Особая статья проекта нового Закона предусматри­вает: люди должны быть га­рантированы, что покупаемые ими продукты исключа­ют риск заболеваний или травм. Какое внимание уде­ляется этой стороне дела в организации производствен­ного процесса на комбинате?

- Работаю я здесь много лет, и не было случая, чтобы наша продукция послужила причиной заболевания. Един­ственный риск — это так на­зываемая «картофельная» болезнь, которая может быть у муки второго сорта в период с мая по октябрь. Если испечь хлеб из такой муки, то мякиш при .разло­ме будет тягучим, нитевид­ным. Но у нас это исключено еще и потому, что только из муки второго сорта мы ни­чего не изготовляем. Ее ис­пользуем в смеси со ржаной мукой, имеющей высокую кислотность, которая проти­водействует развитию болез­ни. А что касается травм в результате попадания в изде­лия посторонних предметов, то за это все мы несем от­ветственность, так как, не­смотря на целый комплекс мер, призванных оградить от подобных случаев, они все же бывают.

- Какие резервы повы­шения качества вы видите?

- Это усиление роли тех­нологической дисциплины и организованности на местах, повышение личной ответст­венности каждого за свой труд, усовершенствование системы технического конт­роля, улучшение техниче­ской оснащенности и многое другое. Но все это не при­несет эффекта, если сырье будет некачественным. А по этой причине многие наши беды. Например, в настоя­щее время по указанию Государственного комитета по стандартам нам разрешен от­пуск муки высшего и перво­го сортов с клейковиной до 23 процентов вместо требуемых 30. Такие отклоне­ния скажутся на качестве хлеба. Надеемся, что новый Закон о качестве предусмот­рит противовес монопольно­му положению поставщика. Ну и, конечно, лишь тогда «заработают» все резервы качества и сам Закон, когда все мы подкрепим их личным участием, личной заинтере­сованностью и ответствен­ностью.

Беседу вела Л. САЛЬКОВА.