Педагогическому училищу исполняется 60 лет. Для учебного заведения это не так и много, хотя наше училище считается в области старейшим. И все же для людей, работающих и обучающихся в нем, 60 лет — срок немалый, когда уверенно можно говорить об юбилее.
Много специалистов среднего звена выпустило наше педучилище. В большинстве школ района, да и области, работают наши выпускники. Почти все учителя нашей базовой школы (начальные классы школы № 3) во главе с завучем Т. А. Маховой — выпускники нашего училища. В других школах города работают наши бывшие учащиеся, некоторые из них директора и завучи: А. П. Звонков — директор школы № 2, Е. И. Осипов — директор школы № 1, Г. А. Чекотило - завуч школы для слабослышащих детей.
Ежегодно меняется коллектив наших учащихся, происходят перемены и в педколлективе.
В 50-е годы, когда я по направлению приехала работать в педагогическое училище, коллектив преподавателей насчитывал не более 20 человек, а учащихся было около 400. .Работало одно только школьное отделение, готовившее учителей начальных классов. Мне помнится, с каким большим желанием занимались поступившие в училище, жили активной, деятельной жизнью.
Преподаватели тоже кроме работы занимались в кружках, участвовали в художественной самодеятельности училища и города. Мы с концертами ездили в разные города, деревни, выступали в Доме учителя, который раньше был в Опочке, участвовали в смотре самодеятельности во Пскове.
Коллектив состоял из высокообразованных, культурных, самобытных преподавателей. Никогда не забуду своего первого директора Дмитрия Никитича Рамицина, который умел тактично, спокойно сделать замечание, разобраться, если что-то случилось. Когда он шел по училищу, высокий, статный, строгий, учащиеся и преподаватели невольно подтягивались и старались не нарушать порядок и дисциплину.
Завуч училища Кирилл Савельевич Савуренок, конечно, был ближе к нам, часто посещал уроки, много помогал педагогам в методике ведения урока, умел поддержать морально в трудную минуту.
Председателем комиссии русского языка и литературы был Тихон Федорович Федоров. Я всегда поражалась его работоспособности и трудолюбию. Он много сил отдавал, чтобы научить учащихся разбираться в художественных произведениях, вооружить их устной и письменной речью. Особое внимание он уделял каллиграфии. И еще успевал вести большую общественную работу.
Большую помощь оказывала мне Пелагея Константиновна Николаева, которая прекрасно знала литературу, могла часами рассказывать о писателях и их произведениях, увлекая учащихся и приобщая их к прекрасному.
У Ефросиньи Сергеевны Виноградовой, участницы Великой Отечественной войны, вернувшейся к любимому делу, я училась вере в возможности ученика, готовности всегда ему помочь, разнообразным формам индивидуальной работы.
Выпускники прошлых лет и преподаватели никогда не забудут Прасковью Ильиничну Смирнову, преподавателя химии, очень строгую и требовательную. У нее непросто было получить хорошую оценку, но была она добрая и внимательная, как мать, как классная руководительница. Помнят многие и Михаила Михайловича Львова, иногда доброго, иногда категоричного. Он не терпел накрашенных модниц, не знающих математики, и уважал увлеченных наукой студентов.
А как не вспомнить Алексея Алексеевича Васильева, преподавателя истории. Он всегда стоял горой за учащихся, добивался им стипендий, заботился об их быте и благополучии.
Неизгладимый след в моей жизни оставила Александра Андреевна Кузьминская, преподаватель педагогики. Воспитанная на идеях Н. К. Крупской, видевшая ее, она вела свой предмет очень интересно. Написала ряд работ по вопросам пионерского движения. Она и ее муж М. И. Кузьминский, преподаватель математики, являли образец тактичности и интеллигентности, проявляя к учащимся максимум уважения и доверия.
Никогда не забуду и своего второго директора Надежду Максимовну Кудрявцеву. Горячая, иногда резкая, она жила всегда для людей, заботилась и думала о коллективе. Прекрасный агитатор, она увлекала весь коллектив на выполнение стоящих перед нами задач.
И, конечно, особые слова хочется сказать о Георгии Абрамовиче Леонове. Он был душой всех наших педагогов в течение нескольких десятков лет. Учащиеся, преподаватели шли к нему со своими бедами и радостями, и все находили у него внимание и поддержку. Для многих из нас он был примером бескорыстного служения училищу, детям. Он умел добиваться глубоких знаний путам кропотливой индивидуальной и коллективной работы, зажигая в учащихся желание учиться хорошо.
Все эти педагоги ушли из жизни, но я уверена, светлая память о них останется в сердцах выпускников, коллег-преподавателей.
Жизнь идет, но даже уйдя на заслуженный отдых, многие преподаватели не порывали связь с училищем, помогают и знаниями своими, и мудрым педагогическим опытом.
Более 40 лет проработала в училище Зента Семеновна Предэ. Ее уроки запоминались всем. Живо и интересно она уводила своих учащихся в мир разных стран, сопровождая рассказ своими впечатлениями, показам рисунков и предметов, которые она приводила из своих многочисленных путешествий. Долгие годы работала в педучилище Е. И. Иванова. Прекрасный знаток своего предмета, она умела найти подход к каждому учащемуся, заинтересовать и увлечь его. Она бескорыстно занималась с молодыми коллегами, помогала и помогает сегодня постичь секреты педагогического мастерства.
Много сил и энергии отдала делу воспитания и образования учащихся Р. Ф. Михайлова. Уроки русского языка и литературы, проводимые ею, всегда были насыщены интересным познавательным материалом. Каждый урок использовался для формирования у учащихся устойчивых взглядов и высоких нравственных качеств.
Практичным, способным и уравновешенным запомнился мне А. К. Константинов, работавший завучем. Он умело сплачивал коллектив, добивался взаимного доверия и уважения друг к другу.
Много, сил, энергии и творчества вложили в дело обучения юношей и девушек А. А. Степанова, И. П. Павлов. Придумывали сами и привлекали к этому учащихся, чтобы изготовить различные поделки, пособия, игры.
Кумиром учащихся был и Иван Терентьевич Петров, который не только учил их рисованию, но и воспитывал чувство прекрасного, формировал высокие нравственные качества.
Скромно и спокойно проводила уроки музыки Л. И. Подхватова, но зато как много она давала знаний, не считаясь со временем, занимаясь с классными ансамблями, готовила художественную самодеятельность.
И В. Г. Сергеева, и Г. В. Шкатова, и М. В. Логунова, и М. П. Емельянов, и И. В. Егорова, и Ю. А. Андреева - все работали серьезно и добросовестно, добиваясь глубоких и прочных знаний у будущих учителей и воспитателей, воспитывая у них любовь к делу и к нашему нелегкому педагогическому труду.
Н. НИКИТЕНОК, ветеран труда, бывший преподаватель педучилища.