А годы, как птицы летят...

сб, 11/03/1990

Педагогическому училищу исполняется 60 лет. Для учебного заведения это не так и много, хотя наше училище считается в области старейшим. И все же для людей, работающих и обучающихся в нем, 60 лет — срок немалый, когда уверенно можно говорить об юбилее.

Много специалистов среднего звена выпусти­ло наше педучилище. В большинстве школ района, да и области, работают наши вы­пускники. Почти все учителя нашей базовой школы (на­чальные классы школы № 3) во главе с завучем Т. А. Ма­ховой — выпускники нашего училища. В других школах города работают наши быв­шие учащиеся, некоторые из них директора и завучи: А. П. Звонков — директор школы № 2, Е. И. Осипов — директор школы № 1, Г. А. Чекотило - завуч школы для слабослышащих детей.

Ежегодно меняется коллек­тив наших учащихся, проис­ходят перемены и в педкол­лективе.

В 50-е годы, когда я по направлению приехала рабо­тать в педагогическое учили­ще, коллектив преподавате­лей насчитывал не более 20 человек, а учащихся было около 400. .Работало одно только школьное отделение, готовившее учителей началь­ных классов. Мне помнится, с каким большим желанием занимались поступившие в училище, жили активной, де­ятельной жизнью.

Преподаватели тоже кроме работы занимались в круж­ках, участвовали в художест­венной самодеятельности училища и города. Мы с концертами ездили в разные го­рода, деревни, выступали в Доме учителя, который рань­ше был в Опочке, участвова­ли в смотре самодеятельно­сти во Пскове.

Коллектив состоял из вы­сокообразованных, культур­ных, самобытных преподава­телей. Никогда не забуду своего первого директора Дмитрия Никитича Рамицина, который умел тактично, спо­койно сделать замечание, ра­зобраться, если что-то случи­лось. Когда он шел по учи­лищу, высокий, статный, строгий, учащиеся и препо­даватели невольно подтяги­вались и старались не нару­шать порядок и дисциплину.

Завуч училища Кирилл Савельевич Савуренок, ко­нечно, был ближе к нам, ча­сто посещал уроки, много помогал педагогам в методи­ке ведения урока, умел под­держать морально в труд­ную минуту.

Председателем комиссии русского языка и литературы был Тихон Фе­дорович Федоров. Я всегда поражалась его работоспо­собности и трудолюбию. Он много сил отдавал, чтобы на­учить учащихся разбираться в художественных произве­дениях, вооружить их устной и письменной речью. Особое внимание он уделял калли­графии. И еще успевал вести большую общественную ра­боту.

Большую помощь оказы­вала мне Пелагея Константи­новна Николаева, которая прекрасно знала литерату­ру, могла часами рассказы­вать о писателях и их произ­ведениях, увлекая учащихся и приобщая их к прекрас­ному.

У Ефросиньи Сергеевны Виноградовой, участницы Ве­ликой Отечественной войны, вернувшейся к любимому де­лу, я училась вере в возможности ученика, готовно­сти всегда ему помочь, раз­нообразным формам индиви­дуальной работы.

Выпускники прошлых лет и преподаватели никогда не забудут Прасковью Ильинич­ну Смирнову, преподавателя химии, очень строгую и тре­бовательную. У нее непросто было получить хорошую оце­нку, но была она добрая и внимательная, как мать, как классная руководительница. Помнят многие и Михаила Михайловича Львова, иногда доброго, иногда категорично­го. Он не терпел накрашенных модниц, не знающих ма­тематики, и уважал увлечен­ных наукой студентов.

А как не вспомнить Алек­сея Алексеевича Васильева, преподавателя истории. Он всегда стоял горой за уча­щихся, добивался им стипен­дий, заботился об их быте и благополучии.

Неизгладимый след в моей жизни оставила Александра Андреевна Кузь­минская, преподаватель пе­дагогики. Воспитанная на идеях Н. К. Крупской, видев­шая ее, она вела свой пред­мет очень интересно. Напи­сала ряд работ по вопросам пионерского движения. Она и ее муж М. И. Кузьмин­ский, преподаватель матема­тики, являли образец тактич­ности и интеллигентности, проявляя к учащимся мак­симум уважения и доверия.

Никогда не забуду и своего второго директора Надежду Максимовну Кудрявцеву. Го­рячая, иногда резкая, она жила всегда для людей, заботилась и думала о коллек­тиве. Прекрасный агитатор, она увлекала весь коллектив на выполнение стоящих пе­ред нами задач.

И, конечно, особые слова хочется сказать о Георгии Абрамовиче Леонове. Он был душой всех наших педагогов в течение нескольких десятков лет. Учащиеся, пре­подаватели шли к нему со своими бедами и радостями, и все находили у него внима­ние и поддержку. Для мно­гих из нас он был примером бескорыстного служения учи­лищу, детям. Он умел добиваться глубоких знаний путам кропотливой индиви­дуальной и коллективной ра­боты, зажигая в учащихся желание учиться хорошо.

Все эти педагоги ушли из жизни, но я уверена, све­тлая память о них останется в сердцах выпускников, коллег-преподавателей.

Жизнь идет, но даже уйдя на заслуженный отдых, мно­гие преподаватели не поры­вали связь с училищем, по­могают и знаниями своими, и мудрым педагогическим опытом.

 

Более 40 лет проработала в училище Зента Семеновна Предэ. Ее уроки запомина­лись всем. Живо и интересно она уводила своих учащихся в мир разных стран, сопро­вождая рассказ своими впе­чатлениями, показам рисун­ков и предметов, которые она приводила из своих мно­гочисленных путешествий. Долгие годы работала в пед­училище Е. И. Иванова. Прекрасный знаток своего предмета, она умела найти подход к каждому учащему­ся, заинтересовать и увлечь его. Она бескорыстно зани­малась с молодыми коллега­ми, помогала и помогает се­годня постичь секреты педа­гогического мастерства.

Много сил и энергии отда­ла делу воспитания и обра­зования учащихся Р. Ф. Ми­хайлова. Уроки русского язы­ка и литературы, проводи­мые ею, всегда были насы­щены интересным познава­тельным материалом. Каж­дый урок использовался для формирования у учащихся устойчивых взглядов и высо­ких нравственных качеств.

Практичным, способным и уравновешенным запомнился мне А. К. Константинов, ра­ботавший завучем. Он умело сплачивал коллектив, доби­вался взаимного доверия и уважения друг к другу.

Много, сил, энергии и твор­чества вложили в дело обуче­ния юношей и девушек А. А. Степанова, И. П. Павлов. Придумывали сами и привле­кали к этому учащихся, что­бы изготовить различные по­делки, пособия, игры.

Кумиром учащихся был и Иван Терентьевич Петров, который не только учил их рисованию, но и вос­питывал чувство прекрасно­го, формировал высокие нравственные качества.

Скромно и спокойно проводи­ла уроки музыки Л. И. Подхватова, но зато как много она давала знаний, не счи­таясь со временем, зани­маясь с классными ансамбля­ми, готовила художествен­ную самодеятельность.

И В. Г. Сергеева, и Г. В. Шкатова, и М. В. Логунова, и М. П. Емельянов, и И. В. Егорова, и Ю. А. Андреева - все работали серьезно и добросовестно, добиваясь глубоких и прочных знаний у будущих учителей и воспи­тателей, воспитывая у них любовь к делу и к нашему нелегкому педагогическому  труду.

Н. НИКИТЕНОК, ветеран труда, бывший преподаватель педучилища.