А город только просыпается…

сб, 10/27/1990


Шофер Прокопий Иванович Сомов и механик Юрий Иванович Ильин


Работа здесь начинается в тот глухой час раннего утра, когда город еще смотрит сладкие сны, и только очень редкие прямоугольники окон в больших и малых, но одинаково темных домах светятся желтым электрическим светом.


Это утро было, как поется в известном романсе, туманное. Накануне стоял ясный, холодный день, и выпавший в воскресенье первый снег все еще лежал на газонах, крышах, у заборов. По народному календарю слег выпал в самый раз — после Покрова (у русских девушек некогда бытовала поговорка: «Покрой, Покров, землю снежком, а меня—женишком»).


На территории ПАТО-2 снег остался разве что на крышах. На земле его не пощадили колеса автобусов и грузовиков, которых здесь, само собой разумеется, немало. 50 автобусов всех марок и 130 грузовых автомобилей насчитывает автопарк этого транспортного предприятия только в Опочке.


В четыре утра на территории появляются первые водители автобусов. В пять — первые машины трогаются в путь от городского автовокзала. Самые ранние автобусы отправляются из Опочки в Хрулево и Кунино.


Автобусными маршрутами связаны с городом центральные усадьбы всех колхозов и совхозов района и восемьдесят процентов прочих населенных пунктов. За девять месяцев текущего года ПАТО-2 перевезено около семи миллионов пассажиров. Государственный заказ по перевозке пассажиров городским транспортом выполнен на 108,5 процента. За год перевозится до девяти миллионов человек.


 ...Возле       диспетчерской пассажирского транспорта о чем-то спорят водители автобусов     Алексей    Иванович Петров, Михаил Георгиевич Степанов и Василий Васильевич Ильин. Алексей Иванович сегодня в резерве. Михаил Георгиевич   повезет   на строительные    объекты рабочих КГСО.   Василий   Васильевич в 7.20 поведет свой «Икарус» в долгий путь   — в Ленинград.


В диспетчерскую заглядывает фельдшер ПАТО-2 Виктор Иванович Граев. Без его разрешения ни один водитель не сядет за руль.


- Надо отменить, что в последние годы редко приходится отстранять водителей от рейса, — сказал он. — За последние месяцы было только два таких случая...


Готовность людей к рейсу проверяет фельдшер, автомобилей — дежурный механик. Особое внимание он обращает на те части машины, которые обеспечивают безопасность движения — тормоза, рулевое управление, освещение. Сегодня дежурит механик Анатолий Васильевич Константинов. Его подпись должна обязательно стоять на путевке.


Время движется к семи. Оживают грузовые автомобили. Отправляется в путь первый фургон — ГАЗ-63 Леонида Назаровича Киселева. Будет развозить по магазинам молоко, сметану и творог. Леонид Назарович — водитель опытный, в ПАТО-2 работает давно.


На хлебокомбинат едет за хлебом Эдуард Жумабекович Дасанаев.


—           Работает этот водитель у   нас три   года, — сказал парторг ПАТО-2 Михаил Федорович Федоров. — Молодец парень! Исполнительный, дисциплинированный.    Видите, семи еще нет, а   он уже здесь.


—           А вот очень важный человек!     —     останавливает Михаил Федорович   еще одного водителя. — Возит нам в ПАТО-2 бензин.


—           И   не только   нам,  — уточняет водитель    бензовоза Владимир Иванович Федоров.  — Я обслуживаю три точки — городскую автозаправочную станцию,    хлебокомбинат и нашу   организацию. Горючее вожу из Пустошки, Себежа. За маслом во Псков ездил.


...Возле затравочной станции ПАТО-2 стояли два легковых такси. Таксисты Владимир Борисович Петров и Владимир Егорович Федоров упрашивали оператора АЗС Николая Алексеевича Прахова залить им хотя бы по двадцать литров. Прахов делал попытки отшутиться.


—           Солярки хватает, а вот с   бензином   плохо, — прокомментировал сценку Михаил   Федорович.    Усмехнувшись, добавил:


—           Даст Прахов   ребятам бензина...


На крыльце диспетчерской грузового транспорта мы встретили водителя фургона Ивана Васильевича Сергеева. Он будет выполнять заявку райпо — поедет во Псков за культтоварами.


На столе старшего диспетчера грузового парка Дины Федоровны Дмитриевой — микрофон в черной поролоновой рубашке. Сбоку стола — усилительная аппаратура. Найти нужного водителя — не проблема.


—   Заявок   на   грузовой транспорт    поступает много каждый день, — рассказывает Дина Федоровна. — Особенно сейчас, осенью    Идет интенсивная   заготовка овощей картофеля. Вот и сегодня райпо и заготконтора   заказали двенадцать грузовых  автомобилей, универсальный торг — четырнадцать.


Много заявок поступает от строительных организаций - ДПМК-3, ДРСУ, завода ЖБК, КГСО, ДМК «Псковмелиорация» и других. Им, конечно, нужны большей частью самосвалы.


За девять месяцев текущего года грузовыми автомобилями  перевезено около 2,5 миллиона тонн народно-хозяйственных грузов и полностью выполнены договорные обязательства. Ежегодно автотранспортсм предприятия перевозится более трех миллионов тонн народнохозяйственных грузов.


... Водителя, что появился сейчас за стекляшкой стеной диспетчерской грузового парка, зовут Эмирих Эмирихович Щербанич. Он водит КамАЗ с самосвальным полуприцепом.


— Сейчас   я работаю   на строительстве дороги на Высокое, которое ведет ДПМК-3 - отвечает Эмирих Эмирихович на мой вопрос - Кроме того, мы возим песок на засыпку под строительство дома на улице Автозаводской. Водитель Щербанич работает в ПАТО-2 более двадцати лет. И все время — на грузовом транспорте. Наверно, в районе не осталось дорог, где бы не проезжало колесо его грузовика... Как и большинство пользующихся доверием трудового коллектива и руководства предприятия водителей, Эмирих Эмирихович ездил на уборку урожая в Оренбургскую область, в Татарию, в Воронежскую область. Немало зерна и сахарной свеклы перевез он по дорогам чужих краев...


— В этом году ПАТО-2 не отправляло свои грузовики на уборку в дальние края,— оказал Михаил Федорович Федоров. — В своем районе работали. Но деловые связи с другими регионами предприятие продолжает поддерживать. Вот и на днях отправились в Тюменскую область четыре самосвала и бензовоз — уехали на погрузку во Псков.


Для того, чтобы   поддерживать транспорт в рабочем состоянии, в ПАТО-2   существуют многочисленные вспомогательные подразделения. Цехи сварочный, вулканизационный, малярный, столярный, электроцех, моторный цех по ремонту  систем питания,  аккумуляторный, токарный,  шлифовочный.... Часть  из них расположилась в специальном модуле для ремонта транспорта.


...Здесь, в этом простертом гулком зале под высокой крышей, ремонтируют автобусы. Сегодня их тут поднабралось немало. Вот и хорошо знакомый желто-синий «Икарус». Приметный автобус, он часто ездит по городскому маршруту «СПТУ-2О - Барабаны».... А этот красный автобус, случается, ездит в Разувайку...


—           С запчастями сейчас не то чтобы совсем   плохо, но все же   не хватает, — говорит Михаил Федорович.


—           Самому доставать приходится,    —    подтверждает встреченный нами в ремонтном модуле водитель «Колхиды» Анатолий   Александрович Васильев.   —   Новых запасных частей мало, все в основном     отреставрированные...


На своей «Колхиде» Анатолий Александрович исколесил, как он сказал, весь Советский Союз. На предприятии работает больше  четверти века — удостоен звания «Почетный ветеран".  Награжден орденом Трудовой Славы.


—           Ремонт под открытым небом у нас не производится, — заметил Михаил Федорович. — я считаю, что для наших работников созданы на предприятии хорошие условия. Есть теплые бытовки, гоpячий душ, автомат с  газированной водой, комната отдыха...


Туда мы тоже заглянули. До восьми   часов — начала рабочего дня ремонтников оставалось    еще   несколько минут. И они шумно веселились, громко стуча   костяшками домино по доскам стола — забивали «козла»....


В девятом часу стало совсем светло — насколько это может быть пасмурным, теплым, слегка туманным осенним днем. Все меньше автобусов и грузовиков оставалось на территории автопарка.


Уже возле самой проходной мы встретили водителя междугородного «Икаруса» Владимира Павловича Светлова. Только что он вернулся из Риги. Наша газета уже писала об этом человеке. Теперь он не только член Опочецкого райкома КПСС, но и депутат Псковского областного Совета   народных депутатов.     


-  Владимир Павлович, с какими наказами   и просьбами обращаются   к вам ваши избиратели?      - Основное  - нехватка того или другого. Но эти  вопросы должны решаться не на областном, а на местном уровне. Однако — по мере возможности   — стараемся выполнять   пожелания избирателей.


—           Много хороших людей у нас работает,   —   сказал Михаил Федорович. — Как всегда, мы подвели   предварительные   итоги   к своему профессиональному празднику. Отметили работу бригады № 2 водителей городских автобусов, которой   руководит бригадир   Аркадий Михайлович Иванов. Этот коллектив выполнил план по доходам   на 100,6   процента. Водители    сэкономили   4,5 тысячи литров горючего. Заслуживает похвалы и работа бригады № 7 водителей грузовых автомобилей   и самосвалов. Их бригадир — Василий   Петрович   Диденко. План по доходам бригада выполнила   на 127 процентов План по производительности труда — на 115.9 процента. Сэкономлено    19,6   тысячи литров горючего. А сам  Василий Петрович — один из тех одиннадцати работников ПАТО-2, которые   досрочно выполнили задания двенадцатой пятилетки.   Он награжден    единым   обзщесоюзным


знаком   «Ударник   12 пятилетки».   Кроме Диденко,   в Опочецком отделении ПАТО- 2 обладателями этого знака стали   водитель    Вениамин Григорьевич   Иванов и слесарь     Сергей     Евгеньевич Осипов.


Сейчас в ПАТО-2 трудятся двенадцать человек, награжденных орденами и медалями СССР, 91 почетный ветеран предприятия и 68 ветеранов (звание «Почетный ветеран» присуждается за 25 и более лет безупречной работы в ПАТО-2, «Ветеран» — за 15 и более лет).



Автослесарь Владимир Александрович Алексеев


По решению профкома, администрации, совета трудового коллектива ПАТО-2 доплачивает до ста рублей пенсии своим пенсионерам. А с 1 ноября водителям автобусов, достигшим возраста 55 лет, будет выплачиваться пособие 120 рублей в месяц до достижения ими  шестидесятилетнего возраста.


М. ЯКОВЛЕВА


Фото Ю. Орлова.