Помните, господа-товарищи, как мы задыхались в застойном болотном воздухе безгласности в рутинные времена тоталитарного режима? О том не подумай, этого не говори, о сексе — только под одеялом. Да и слово-то «секс» не каждый из нас понимал. Темные мы были. Все по-дедовски, по старинке делали. И как только не вывелись все поголовно? Долго однажды объяснял соседу, что такое презерватив. «Ишь, ты, — говорит, - какая штука на свете, оказывается, есть, а мы все...». Но наконец-то набежавшей волной демократии вышвырнуло нас в безбрежные океанские просторы гласности. Печать, радио, телевидение кинулись ликвидировать нашу безграмотность. Посмотрела кое-что дочка, послушала и с ножом к горлу; «Как это, как это?» А я откуда знаю, как это. Пойду, думаю, в школу, узнаю, как теперь в свете новой педагогической науки разговаривать со своей любопытной дочерью.
— А так, — говорит учительница, — и разговаривайте, как оно есть. Ведь мы-то по новой методике все равно им все объясняем.
Не поверил я было, что до такой степени гласности мы уже дошли. Как-то засомневался в наших способностях. Всю жизнь мы догоняли, догоняли Америку то по выплавке стали на душу населения, то по производству мяса да молока и никак не могли догнать. А тут аж вперед выскочили, и Америка с изумлением воззрилась на наш голый удаляющийся зад.
Но развеяла мои сомнения в возможностях русского человека учительница в тот же миг. Принесла она циркуляр, спущенный высоко стоящей и широко мыслящей педагогической инстанцией. А там в категорической форме приказано: «Обучить старшеклассников пользованию презервативами». Попробовал я представить процесс этого «обучения», и вот тут что-то у меня заклинило: «Как это, как это?» На пальцах ведь не покажешь. Да и потом, согласно основоположникам, теория без практики мертва.
- И как, — спрашиваю, - вы обучаете?
- Пока никак, — отвечает, — послали в эту инстанцию телеграмму: «Ввиду отсутствия в местной аптеке презервативов просим выслать учебный комплект». Молчат пока.
Необычным все это для меня оказалось. Разволновался я. Начала меня учительница успокаивать:
Да не волнуйтесь вы. Знаете же, наверное, что мы теперь живем в правовом государстве — ничего запрещать нельзя. Не дай Бог, чего-нибудь запретим, опять же в социализм скатимся.
Устрашенный такой мрачной перспективой, начал я понемногу успокаиваться. Попил водички, и стали мы с ней говорить на другую тему. Вот, мол, десятый класс, а потом куда посоветуете дочку направить повышать свои знания?
- Ох, — отвечает, — не знаю, что вам и посоветовать. - В институт — у вас, наверное, и денег таких нет, а в училища или ПТУ лучше не надо. Она у вас девочка скромная, а там ей всю жизнь сломают.
- А может, спрашиваю, — куда устроить на работу подскажете?
- И в этом, — говорит, — помочь ничем не могу. Не принимают выпускников никуда. Профессии у них нет. Неквалифицированные они.
- Что же им, бедным, делать, — спрашиваю, — куда же податься?
- Мальчикам, — отвечает, — проще. Они уже свое будущее видят: «В тюрьму, говорят, пойдем. Там поят, кормят, и крыша над головой есть». Да и девочки, которым внешность позволяет, готовятся в путаны. А с остальными беда — не знает школа, куда их определить. Может, какой и повезет, устроится уборщицей.
Вышел я из школы, и так мне захотелось опять в застойное болото тоталитаризма. Нет, видно, где для немца демократия и гласность, для русского смерть.
В. ГЛЕБОВ.