Перестройка не могла не захватить своим содержанием, новыми формами работы руководство колхоза «Урожай», инженерно-технический персонал во главе с молодым и энергичным специалистом Валерием Николаевичем Ивановым.
Вот уж поистине невозможно было заглушить биение творческой мысли, когда в этом хозяйстве ставился вопрос о подготовке сельскохозяйственной техники и машин к предстоящей весенне-посевной кампании.
Изберите маршрут до деревни Агурьево, что расположена в укромном месте в полутора десятке километров от центральной усадьбы, и вы убедитесь, что инженерная и руководящая мысль здесь не дремлет.
Вероятнее всего, специалисты решили после обработки почвы не вынимать ни бороны, ни культиватора из борозды, а оставить их до следующей весны, Экономично, выгодно, не надо расходов для постановки на хранение.
Вот недалеко от поля, около фермы, сцепка из десяти хороших борон «зигзаг», смонтированная с колесами для буксировки. До недавнего времени она хранилась под снегом. В объятиях буйной осенней травы она буквально вросла в землю и готова в любой момент, если при выдергивании не обломаются проржавевшие зубья, приступить к обработке почвы.
Или вот новенький навесной культиватор, что схоронился у опушки леса. Он тоже вытаял из снега и почти готов к эксплуатации на благо подъема плодородия почвы, если, конечно, его окончательно не разукомплектуют до начала «битвы за урожай».
Нередко на полях, около деревень, можно встретить тракторную тележку или другой механизм. Что ж, может, это действительно верный способ организации полевых работ.
Только берет сомнение в верности методов перестройки работы инженерной службы, когда вспоминаешь прошедшую уборочную. Как только был дан приказ вступить в уборочную, в «Урожае» из девяти или восьми комбайнов вышел в поле один. И только потом спохватились о нехватке ремней, аккумуляторов и т. д. Часть агрегатов хранилась под окнами механизаторов, поэтому никто не знал, в каком они состоянии.
Может нынешняя самостоятельность в хозяйственной деятельности повысила ответственность за подготовку техники? Ведь хозрасчет и самоокупаемость диктуют свои законы — как посеешь, так и пожнешь, что пожнешь, то и получишь, если продашь, то и деньги будут.
Пренебрежем сводками и побеседуем с механизаторами. А их как раз в мастерских было около десятка.
- Ничего у нас не готово, и вряд ли мы с такой заботой руководителей подготовимся к севу, — довольно оптимистично заявили они.
Оптимизм (уверенность в завтрашнем дне) был не случаен. По словам гвардейцев полей, в колхозе нет элементарных болтов, гаек, не говоря уже о сложных деталях. А ведь инженер Иванов со свойственной ему живостью курсирует почти каждый день в «Агроснаб», но никто за результативность его поездок не спрашивает.
Трактористы оптимистично (с уверенностью в завтрашнем дне) заявляли, что находятся по ремонту на уровне декабря 1988 года. А ведь на дворе скоро март. Их уже не удивляет и спокойствие когорты инженерно-технического персонала, все ленное в них самостоятельностью хозяйственной деятельности.
Заведующий мастерскими Алексей Иванович Кудинов как на духу признался, что к работе готова, только одна сеялка, гожи к работе далеко не все культиваторы и другая прицепная техника, что из девяти комбайнов готов один, и то потому, что новый.
Осматривая технику, стоящую на площадке, мы опять немало подивились технической мысли гвардейцев полей. Вот новый картофелеуборочный комбайн. Часть цепей лохмотьями висит на шестернях.
- Хорошие цепи, — поясняет председатель исполкома местного. Совета В. И. Васильев, — к мотоциклам «ИШам» подходят, вот и тащат их.
Много и других разукомплектованных машин. Вот два льнокомбайна. Оба вместе с колодками рухнули и «мордами» уткнулись в грязь. Сняты баллоны с камнеуборочной машины. Может, камни на полях все выбраны и отпала надобность в ней?
А роторные высокопроизводительные тракторные грабли? Стоят они съежившись, похожие на ощипанных воробьев.
Нет, явно тут что-то не то. Может, действительно в колхозе «Урожай» с новыми хозяйскими мерками подошли к перестройке? Может, кое-кто из районных чиновников не дорос до понимания технического состояния автопарка? Может, это и есть то, что надо?
Н. МАТВЕЕВ.
А. ПЕТРОВ.