Изменения в проведении экзаменов

сб, 05/27/1989

Прошел Всесоюзный съезд работников на­родного образования, одной из проблем которого был вопрос о демократизации обучения. В результате это­го в нынешнем учебном году произошли большие измене­ния в организации и прове­дении переводных и выпуск­ных экзаменов. Изучая и анализируя итоги перевод­ных экзаменов в школах РСФСР, пришли к выводу, что они оказывают положи­тельное действие на учебную деятельность  школьников: повышается чувство ответст­венности, требовательность к себе, дисциплинирован­ность. Родители стали прояв­лять значительно больший интерес к учебным заняти­ям своих детей, чаще совето­ваться с учителями. Вместе с тем некоторая часть учите­лей, общественности возража­ет против введения перевод­ных экзаменов в третьих классах.

Так каков же порядок проведения переводных экза­менов нынче? В третьих классах экзамены не прово­дятся; в четвертых - пятых два письменных экзамена (по русскому языку и мате­матике) по текстам, состав­ленным администрацией шко­лы; в шестых - седьмых — три экзамена: один письмен­ный по русскому языку или математике (утверждается решением педагогического совета школы) и два устных по выбору учащихся; в де­вятых классах — три экза­мена: один обязательный (ут­верждается решением педа­гогического совета школы) и два по выбору учащихся. Министерством народного образования РСФСР разра­ботаны типовые билеты, в которые разрешается вносить изменения.

А что с выпускными экза­менами? Какие здесь изме­нения? За курс неполной средней школы учащиеся сдают четыре экзамена, но в целях демократизации учеб­ного процесса, учитывая по­желания учащихся, учителей и родителей, внесены изме­нения в порядок проведения письменного экзамена по рус­скому языку в восьмых клас­сах. Предусматривается ва­риативность. Если раньше все писали сочинение, то ны­нче на выбор предлагается три варианта: сочинение, из­ложение с элементами сочи­нения, диктант. Это позволяет полнее удовлетворять по­требности и реализовывать возможности учащихся.

За курс средней школы разрешается провести пять из семи установленных вы­пускных экзаменов. Соответ­ственно изменились и сроки: экзамены проводятся с 1 по 16 июня включительно. Три экзамена — обязательные: литература (сочинение), алгебра и начала анализа (письменно), история СССР и об­ществоведение;  два — по выбору учащихся.

Большую работу провели педагогические коллективы наших школ по определению групп учащихся для сдачи экзаменов, экзаменационных комиссий, по составлению расписания. Старались учи­тывать желания учащихся, даже если эта группа вклю­чает три-четыре человека. Например, экзамены в сред­ней школе № 3 будут сда­вать 59 групп учащихся, в средней школе № 4 — 23 группы, в восьмилетней № 1 - 24 группы.

Каждый хорошо себе пред­ставляет, что результаты эк­заменов зависят главным об­разом от прочности знаний учащихся, от успехов их обучения в учебном году. Но большое значение имеет доб­росовестное и качественное повторение материала в пред­экзаменационный период, правильная организация за­нятий дома. Поэтому роди­тели, должны помочь детям рационально распределять время, требовать соблюдения режима дня, своевременно проконсультироваться у учи­теля по интересующим или непонятным вопросам, соз­дать дома доброжелательную, спокойную атмосферу.

Успешно сданные экзаме­ны вселяют, в учащихся веру в свои силы, стимулируют их к дальнейшей углублен­ной работе над учебными предметами.

Г. МАТВЕЕВА, заведующая методкабинетом районного отдела народного образования.