Июльский номер стенгазеты «Ветеран», выпускаемой общественниками дома-интерната для престарелых и инвалидов, — тематический. Почти целиком он посвящен качеству обслуживания проживающих в интернате. Материалы подготовлены с учетом критических замечаний по обслуживанию членов культурно бытовой комиссии и сигналов обеспечиваемых.
Броский красочный рисунок привлек всеобщее внимание читателей. У стойки буфета пышущие здоровьем, румяные работники из обслуживающего персонала. За ними сиротливо теснятся немощные старики, инвалиды с костылями, тростями и на коляске. Объявление: «Ветераны обслуживаются вне очереди». Стрелки циферблата показывают начало двенадцатого часа. Постарался наш художник, член редколлегии В. С. Автономов. Сцена в буфете точно отражает действительность.
Это иллюстрация к статье «Торговый сервис». В ней сообщается, что администрация установила правило: товары отпускать работникам персонала не с 11, а с 13 часов. Это справедливо: буфет создан в первую очередь для обеспечиваемых, не все из которых имеют возможность ездить в город за покупками. Когда в буфете пустые полки, гуманное правило соблюдается неукоснительно — ни одного человека из персонала здесь не увидишь. Но стоит завезти дешевые сигареты, колбасу, сметану и кое-что еще из дефицита, как тут мгновенно оказываются люди в белых халатах. Обеспечиваемые неделями ждут такого дня, копят деньги из своей крохотной пенсии, чтобы купить кое-что для себя и многим ничего достается. Те, кто громче всех кричит о милосердии, сами того не замечая, ведут себя самым бессовестным образом.
А что творится в день завоза сахарного песка, чая и других товаров. Образуются сразу две огромные очереди, и растерявшаяся продавщица отпускает товары направо и налево. Люди толкают и стискивают друг друга, давят себя и других, лезут чуть ли не на головы, не продвигаясь ни на шаг вперед. Среди них немало обеспечиваемых со слабым здоровьем и инвалидов. Далеко ли до беды? И весь этот ужас продолжается несколько часов подряд. В материале содержится призыв к администрации навести порядок в торговле, высказываются конкретные предложения.
Под общей шапкой "Как нас обслуживают" газету открывает корреспондент «Столовая №2: досадные «мелочи». Питание, говорится в ней, в целом нормальное, даже неплохое. Среди работников, пищеблока есть заботливые люди которые делают все для того, чтобы обеспечиваемые уходили из столовой сытыми, довольными, с хорошим настроением. В большинстве случаев и для большинства посетителей еды достаточно.
А вот качество приготовления иногда вызывает пререкания даже у не очень требовательных клиентов. Взять рыбу. Многие во время ужина к ней не прикасаются. Рыба, как и картошка, — сухая и холодная, картофельное пюре стало редкостью. Не всех удовлетворяет первое блюдо на обеде. Даже самое простейшее блюдо - кашу к завтраку - иногда не сумеют приготовить как следует.
Немало досадных «мелочей». Скажем, подают не резанную атлантическую сельдь. Ножи и вилки сервисом не предусмотрены. Надо разрывать селедку на части руками, такими навыками владеют не все. Или чехарда со стаканами и кружками. Их не хватает. Минут 10—15 надо ждать, пока принесут. Некоторые уходят, так и не дождавшись своего стакана чая, кофе или компота. Мелочи? Может быть. А если их много? Не от них ли зависит качество и культура обслуживания?
Отрадно, что директор интерната Г. М. Смирнов находит время регулярно посещать столовую, постоянно
интересуется, какие у кого претензии, и зачастую принимает нужные меры. Но не расскажешь обо всем директору во время этих кратковременных визитов. Необходимо, чтобы все работники пищеблока знали, какие обиды, запросы, пожелания у обеспечиваемых. И в первую очередь это касается шеф-повара и диетсестры. Побольше надо интересоваться качеством и организацией питания медикам. Создается впечатление, что или вообще нет никакого медконтроля, или к рекомендациям медицинских работников не прислушиваются.
«Прачечная: плюсы и минусы» — так озаглавлена одна из заметок. В ней идет речь о напряженных буднях машинисток по стирке спецодежды В. Д. Дмитриевой, Т. В. Федоровой, М. В. Фроловой, Л. М. Назаровой, М. Г. Шершневой, Л. И. Алексеевой. Несмотря на большую нагрузку, старательные женщины с делом справляются. Охотно откликаются на просьбы обеспечиваемых постирать их личные вещи, многие им признательны.
Однако бывают и проколы. Однажды в спешке запустили в машину одежду одного обеспечиваемого и попортили костюм. Из прачечной в баню поступает выстиранная одежда с браком. К примеру, можно получить не выглаженную рубашку с дырявым карманом или кальсоны без пуговицы. Сестрам-хозяйкам же следует повнимательнее проверять одежду.
Помещена заметка «Хороша наша баня?». Отзывы о банях, проведенных в июне—июле, положительные. Были удовлетворены даже самые взыскательные клиенты — любители парилки. Четко работали санитарки, сестры-хозяйки. Серь езно относится к своим обязанностям и банщик М. М. Иванов.
Но объективности ради надо заметить, что хоть и не часто, но претензии к бане бывают. Иногда не хватало пара, не было веников, случались перебои с горячей водой. Не должно быть подобного в будущем.
«Всегда ли мы вежливы?» Это материал о взаимоотношениях проживающих в интернате с персоналом. Жалоб на грубость, черствость, равнодушие обслуги немало, и нередко они справедливы.
Но будем объективны и посмотрим на себя, говорится в статье. Всегда ли мы сами вежливы, внимательны, предупредительны по отношению к этим людям? Увы, мало слышат они добрых слов, зачастую не уважаем их труд, предъявляем необоснованные претензии.
Это тоже отрицательно отражается на качестве обслуживания. В материале содержится призыв давать решительный отпор хамству во всех его проявлениях, грубости, всем любителям скандалов.
Разумеется, в одном примере невозможно дать полную картину, рассказать о всех службах и всех аспектах обслуживания. Справедливо будет отметить, что положительных моментов гораздо больше, чем недостатков, и в интернате многое делается по улучшению обслуживания обеспечиваемых. Но даже из напечатанных материалов ясно и другое: и администрации, и персоналу, и общественникам из числа проживающих есть над чем работать.
В. ВАСИЛЬЕВ, редактор стенгазеты «Ветеран»