Перед тем, как написать этот материал, мы провели маленький эксперимент. Попросили одного из сотрудников газеты работающего недавно и потому в этом качестве в городе не примелькавшегося, зайти в любой из продовольственных магазинов и попытаться сдать тару из-под лимонада, попросту говоря, пустые бутылки. Итак, 23 мая. Магазин № 25. Вопрос к продавцу.
—Вы примете у меня бутылки из-под лимонада? Ведь ваш магазин им торгует...
—Только в обмен на товар.
— А если мне ничего не нужно?
—В таком случае не примем.
Можно было бы обратиться в специальный приемный пункт. Но в последнее время в связи с наступлением теплой погоды возрос спрос на напиши. Соответственно увеличились очереди в приемном пункте.
Что же делать? Решили заглянуть в «Гастроном». А здесь небольшой конфликт. Несколько покупателей пытаются сдать посуду из-под лимонада, а у них ее не принимают. Нет тары для складирования. Ведь не поставишь ее на пол в торговом зале. Все же находят выход: продавцы складывают бутылки с лимонадом на пока еще заполненные ящики, а в освободившуюся таким образом тару устанавливают пустые бутылки. Сдать можно не более десяти бутылок. Здесь также предлагают приобрести товар на эту сумму, но если покупатель настаивает на деньгах, его просьбу удовлетворяют. Кстати, на прилавке небольшое объявление: из-за отсутствия тары стеклобанки временно не принимаются.
И все же будем объективны. Несмотря на то и дело появляющиеся здесь такого рода объявления, «Гастроном» — единственная реальная возможность сдать посуду без очереди и чувства неловкости. Вот и идут сюда люди со всех концов города. Вот и возникает проблема с тарой. Впрочем, ее довольно оригинально решают в этом магазине.
В тот же день, 23 мая, когда мы безрезультатно пытались сдать посуду в магазине № 25 и стали свидетелями конфликтной ситуаций в «Гастрономе», в торге было принято и осуществлено такое решение — тару в количестве 80 пустых ящиков перевезли из магазина № 25 в «Гастроном».
Оригинальное вообще-то решение. Почему бы, например, не оставить ее в том же магазине № 25 и не обязать его принимать посуду не в обмен на товар, а так, как это положено? Почему бы и другим магазинам так же, как это сделано в «Гастрономе», не вменить в обязанность принимать посуду из-под товара, который есть у них в продаже? Ведь по существующему положению любая торговая точка обязана принимать посуду из-под товара, которым торгует, в неограниченном количестве и в обмен не на товар, а на деньги. Причем не может быть никакой ссылки на отсутствие тары. Это, как говорится, их проблема. Но не покупателей.
Положение существует. Но контроль за его выполнением не осуществляется. И магазины фантазируют в этом направлении как хотят. Если не найдется, конечно, осведомленного в этом плане покупателя, который настоит на своих требованиях. А большинство подчиняются правилам магазина или уходят не обслуженными. Да и отношение у нас к этому выработалось такое, что как-то неловко вроде бы мелочиться. Что там, какие-то десять — двадцать копеек. Проще спустить эту бутылку или банку в мусоропровод или свезти на свалку, чем унизительно торговаться по поводу ее сдачи.
А торговаться мы не должны. И выслушивать замечания продавцов тоже не должны. А должны быть обслужены с готовностью, улыбкой и так, как предусмотрено в существующем Положении? И вопрос о том, когда оно будет выполняться в магазинах торга, настоятельно просим считать не риторическим.
Л. САЛЬКОВА.