Какой городской Совет нам нужен?

вт, 07/24/1990

Прошли две сессии городского   Совета,    они дают   повод осмыслить,   что же представляет   власть   и какой она нужна в городе. Складывается    неудовлетворенность     от  некоторой второстепенности,    искусственности, если   можно   так сказать, существующего   городского Совета. В   условиях, когда город   полностью находится в ведении районного Совета, наши    сессии, их решения имеют какой-то налет вторичности.   Подсознательно   понимаешь,    что окончательное решение принимаем не мы, народные депутаты города, а наши коллеги рангом выше, что же надо сделать, чтобы городской Совет нашел свое место в системе власти?

Для начала руководителям двух Советов (районного и городского) надо определиться, где проходит граница полномочий, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос.

Пока не оправдывает себя создание двух новых   должностей, председателя Совета и его заместителя, первая из которых выполняется на общественных началах. Убежден, что такой принцип приемлем только для общественных организаций, а не для государственной власти. Да и нужны ли совсем эти должности, ведь законодательной властью обладает сессия Совета.

Важнейшей формой работы городского Совета   должна быть полная   гласность о всем том, что предпринимает местная   власть, какие решения находятся    в стадии выполнения. Считаю, что    следующая сессия   городского    Совета должна принять решение об опубликовании    стенографического отчета   с     заседаний. Пусть избиратели   читают, какие вопросы

поднимают депутаты, что намечается по ним сделать. Люди, уверен, быстро поняли   бы, какими   возможностями   не на бумаге, а   реально   мы располагаем.

Если перейти   к   этой важнейшей    проблеме, то надо отметить, что бюджет городского Совета    утвержденный еще в прошлом году прежним составом депутатов, невелик.    В   текущем году изменить    что-то серьезно не удастся, но вот начинать подготовку к формированию бюджета на 1991 год надо уже   сейчас.    Он должен быть обсужден    со всех сторон, проект же   заблаговременно        опубликован в разрезе статей   доходов и расходов. Я не открою Америку, если   скажу, что именно деньги   определяют реальную власть.

Поэтому, если мы   хотим превратить городской   Совет из органа, просящего   деньги, в орган, законно их использующий,    надо,    чтобы доходная часть бюджета соответствовала этому.

Безусловно,     финансовая сторона должна   сочетаться с правами, которые должны быть   предоставлены     законом. Пока же нет ни   того, ни другого.     Возьмем     для примера проблему с   семидесятиквартирным домом   по улице Автозаводской, в   котором живут  многие   работники ПМК-17. По вопросу коммуникаций, подходящих к дому, не раз писались жителями жалобы в различные инстанции.       Сейчас городской Совет создал депутат скую комиссию, которая выезжала на место.   Кажется, они в вопросе   разобрались, но уверенности, что он   решен     окончательно,     нет. Так как материальными ресурсами    советская    власть на уровне города не располагает и обязать   тот   же ремзавод в лице его директора она может только теоретически.   Получается, что власть    тоже    существует только теоретически.

В этой связи надо отметить, что наряду с деньгами вторым важнейшим критерием осуществления реальной власти является кадровая политика. От того, кто может окончательно решить вопрос о назначении и освобождении должностных лиц, и зависит, кто располагает вторым ключевым моментом обладания властью.

Вновь надо констатировать, что городской Совет никакого влияния на кадровые перемещения в городе не имеет. Они все еще прерогатива партийного органа и в некоторой степени трудовых   коллективов.

Теперь  о    проблемах, которые, по моему мнению, необходимо    рассмотреть  на ближайших сессиях городского    Совета. Социальная сфера города, включающая    в себя    торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство,    бытовое и   культурное    обслуживание,  требует к себе самого   пристального     внимания.     Понимаю   что этот вопрос большой, сложный, но его   надо внимательно       всесторонне обсудить. Каждый    депутат от имени своих избирателей мог бы внести немало предложений, решение   которых пошло бы на пользу жителям Опочки.

Или взять такую проблему, как санитарное состояние города и экологическая обстановка, в том числе и реки Великой. Думаю, что практически нет сейчас людей, равнодушных к этим вопросам.

Депутатам городского Совета не безразлично, как будет развиваться Опочка в будущем, поэтому, если генеральный план развития города уже имеется, то он должен быть доведен до сведения очередной сессии. Если его нет, то в выработке такого генерального плана должны участвовать как народные депутаты, так и специалисты. Всем людям, и особенно молодежи, уверен,   интересно   узнать какой   должна   стать Опочка в 2000   или   2010 году.

Необходимо завести правило, когда законодательная власть имеет полную информацию о деятельности исполнительного органа. По наиболее важным вопросам депутаты через своих  избирателей должны знать мнение народа.

Уверен, что немного людей могут точно сказать, кто принимал решение о выделении места для строительства дач мурманским строителям. Опочанам для этих целей выделены земли, будем говорить, так себе, а для приезжих гостеприимно отдано одно из лучших мест района, недалеко от Шильской ГЭС, на берегу реки Великой. Что же от такой сделки имеет население района? По-моему, только еще более длинные очереди в магазинах да более грязную воду в Великой в верховьях города.

В обновлении нашей жизни от многого старого надо отказаться, перестать считать народ толпой которую можно вести туда, куда вздумается. Обеспечивая   полновластие    Советов, надо реально наполнять эту власть конкретным содержанием, а не поднимать новый     лозунг:  «Партия власть отдает, а Советы ее не берут». Это не так.

В. Мирончук,

диспетчер ПМК-17, народный депутат городского Совета