Ребенок есть ребенок. Придя в школу, он еще не осознает того, Что это — его стартовая площадка. От школьных успехов во многом зависит возможность выбора профессии. А специальность тем более определяет в нашей жизни многое, и в значительной мере — судьбу.
Но юный человек этого еще не знает. И его счастье, если у него внимательные родители и умные педагоги. Они «е дадут заглохнуть способностям ребенка, определят его склонности, научат трудиться...
А если семья неблагополучная, ребенок трудный, а у педагогов нет желания возиться с каждым отстающим и неперспективным?.. Тогда в лучшем случае школа выпихнет нерадивого ученика в ПТУ. В худшем — он исчезает из нее раньше, чем его туда можно определить.
И так, профессионально-техническое училище. Оно (судя по названию) должно давать подростку профессию. Так почему же сейчас заговорили о кризисе профессионально - технического образования?
— На мой взгляд, — считает директор Опочецкой вечерней школы Людмила Васильевна Гаврилова, — в наших профессионально-технических училищах подросткам предлагают специальности, которые им неинтересны, которые им не нравятся. Поэтому многие их впоследствии меняют.
Получается, что немалые средства затрачиваются впустую?
Альтернативой современному профессионально-техническому образованию могла бы стать организация классов профессионального обучения при вечерней школе. Так считает Людмила Васильевна Гаврилова. Опыт такого рода уже есть — в шестидесятые годы вечерняя школа готовила мастеров для ремонтного завода и шоферов.
— Мы могли бы учить необходимые району кадры — поваров, парикмахеров, водителей, — говорит она.— Наши учащиеся покидали бы вечернюю школу с профессией и определёнными перспективами...
По уставу вечерняя школа — для работающей молодежи. Однако сюда сейчас берут всех. Потому что кто возьмет на работу четырнадцатилетнего? А таких немало.
Те, кто у нас в районе занимается устройством на работу несовершеннолетних, трудных, знают, как это непросто. Уже одно то, что подросток ушел из дневной школы, настораживает отделы кадров. Трудовому коллективу тоже не нужен нерадивый, не приученный к работе рабочий.
Вот и перебиваются неблагополучные ребята как придется. Идут грузчиками, подсобными рабочими...
— Наш учащийся Леша Тимофеев работает в народном суде учеником кочегара (у своего деда), — рассказывает Людмила Васильевна — Hy какой из него кочегар! Четырнадцать лет, слабенький, болезненный... С каждым годом число детой, уходящих из дневной школы, растет. И нужно серьезно задуматься над их судьбами. Нет работы — нет денег. Зато много свободного времени. Такое сочетание еще никого и никогда до добра не доводило.
— Что-то надо искать, — размышляет Людмила Васильевна. — Может быть, молодежные фермы? Кроме того, на многих наших промышленных предприятиях — коллективы стареющие. Значит, понадобится смена?..
Своими силами проблему трудоустройства своих учащихся вечерней школе не решить. А ведь она и так уже делает немало для вытравления покривившейся жизненной колеи трудных детей.
Учащемуся вечерней школы Лёне Иванову тоже четырнадцать лет. Учится он сейчас в пятом классе. По его словам, понял что учиться надо. В прошлом году ходил во вторую школу. Не понравилоь. Здесь — нравится. И настолько, что уговорил свою старшую сестру и приятеля тоже записаться в вечернюю школу.
— Светлая голова! — отозвалась о Лёне словесница вечерней школы Валентина Николаевна Романова.
И поневоле задумаешься: отчего же этот отнюдь не неспособный к учению ребенок не «вписался» в дневную школу? И почему ребята с несладкой судьбой приживаются здесь, в вечерней школе?
— В вечерней школе борются за каждого. Перестает посещать — разыскивают, уговаривают, — сказал инспектор по делам несовершеннолетних Николай Иванович Гамов.
В этом, видимо, суть. Подростки вдруг начинают чувствовать себя нужными, ощущают к себе интерес и внимание. И ершистые, колючие, не видевшие прежде в жизни цели и перспективы, через два-три года становятся иными. Задумываются о будущем, стараются учиться, чтобы потом продолжить образование и получить хорошую специальность.
Кроме того, есть еще одна тонкость, которой нельзя не учитывать. В вечерней школе над подростком не висит груз прошлого. Его неудачи, проступки и прочее никому не известны. Здесь все равны. И это создает соответственный психологический настрой.
Мы делаем ставку на кропотливую индивидуальную работу преподавателя с учеником, — говорит Людмила Васильевна Гаврилова. — Стараемся развивать самостоятельность ответственномть, честность...
К сожалению, — сетует Людмила Васильевна, — нам не всегда удается находить общий язык с руководителями наших СПТУ. Дело в том, что ряд подростков в ПТУ не имеют неполного среднего образования. И по договоренности они обучаются специальности в училище, а школьную программу изучают у нас. Директор СПТУ-6 Ермолаев нам навстречу идет. А вот директор СПТУ - 20 Денисов, который, кстати, сам заканчивал нашу вечернюю школу, не отпускает ребят к нам днем на занятия...
Леня Иванов, о котором шла речь выше, тоже на будущий год собирается в СПТУ-20 изучать водительское дело. Параллельно он намеревается учиться в вечерней школе... Не придется ли ему проститься с понравившейся школой? Все непросто. И нельзя строитъ справедливое, демократическое общество, забыв о тех его детях, которым не повезло с родителями. А ведь с введением рыночной экономики, когда предприятия соберут все свои силы, чтобы выжить, им будет уже не до трудных подростков... И те, что работают там, не имея высокой квалификации, — первые кандидаты на увольнение при вынужденном сокращении персонала...
Так как же быть? И что делать, чтобы не скатились безвозвратно на дно жизни дети, которым не повезло? М. ЯКОВЛЕВА.