Не умирайте в пятницу вечером
«У входа в свое потасканное заведение стоял, прислонясь к дверному косяку и скрестив руки, грозовых дел мастер Безенчук. От систематических крахов своих, коммерческих начинаний и от долговременного употребления внутрь горячительных напитков глаза мастера были ярко-желтыми, как у кота, и горели неугасимым огнем.
- Почет дорогому гостю!— прокричал он скороговоркой, завидев Ипполита Матвеевича.
- С добрым утром!
Ипполит Матвеевич вежливо приподнял запятнанную касторовую шляпу.
- Как здоровье тещеньки, разрешите узнать?
- Мр-мр-мр, — неопределенно ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
- Ну, дай бог, здоровьичка, - с горечью сказал Безенчук, - одних убытков сколько несем, туды его в качель!
И снова скрестив руки на груди, прислонился к двери.
У ворот похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали.
Владельцев «Нимфы» было трое. Они враз поклонились Ипполиту Матвеевичу и хором осведомились о здоровье тещи».
Вы, конечно, вспомнили, откуда эта цитата? Да, из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Напомню еще слова, которыми начинается этот блестящий сатирический роман: «В уездном городе Н было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных услуг, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
А вспомнилось мне то, над чем посмеивались знаменитые сатирики, в связи с пересказом одного разговора, происшедшего на вполне официальном уровне. Директора районного производственного объединения бытового обслуживания населения Виктора Ивановича Стрыгина спросили: «Виктор Иванович, ты что не можешь гробов наделать столько, сколько нужно? Люди жалуются - если похороны под выходные, гроба не найти, хоронить не в чем». На что Виктор Иванович ответил: «Так как же их наделать заранее. Вы мне мерки покойников дайте»,.. Такая железная логика, конечно, была недоступна гробовых дел мастеру Безенчуку, примитивно считавшему, что он должен клиента искать, а не клиент его. И доведись теще Ипполита Матвеевича скончаться не в городе Н, а у нас в Опочке, да еще, не дай бог, в пятницу, вечером, бывшему предводителю дворянства было бы не до пропавших бриллиантов. Набегался бы он.
Но вообще-то все это не только не смешно, но даже не забавно. В доме № 9 на улице Мирной, где совмещены услуги по ремонту жилых домов для населения и обеспечения всем необходимым для ритуала похорон, меня просто поразило убожество того, что предлагалось для этого ритуала. Собственно, в наличии были только венки, причем в таком исполнении, какого я нигде и никогда еще не видела. Таким венком ни уважения, ни любви к человеку не выразишь. Единственное, что можно—в ослеплений горем—просто не заметить его оскорбительно жалкого вида. Что еще здесь могут предоставить? Гроб. Из только что разделанных, обработанных материалов. Свежих и, естественно, сырых. Может, покойнику и все равно. Но он ведь человеком был. Он дорог кому-то. С ним, простите за банальность, кусочек чьего-то сердца уходит...
Можно здесь заказать и памятник. Заказать-то можно. Но когда его изготовят — это вопрос без ответа. Только с начала года двадцать восемь человек ждут, когда же им окажут эту услугу. Какой нынче месяц, напоминать не стоит.
На это подразделение объединения возложены также и функции по ремонту жилья. Счет невыполненных заказов ведется с прошлого года. Пятьдесят девять человек на очереди. Люди уже и надеяться перестали, потому что ответ один — нет строительных материалов. Нет? Или они сюда просто не попадают? Об этом позже...
Ну, хватит про гробы, памятники и прохудившиеся крыши. Как мне стало известно из совершенно достоверного источника, у нас в объединении населению оказывают двадцать два вида услуг. Двадцать два... Вероятно, мы просто по невежеству своему ими не пользуемся. Не знаю, как вы, а я знакома лишь с несколькими — ателье по пошиву одежды, мастерской по изготовлению, трикотажных изделий, цехом по изготовлению обуви, мастерской по ремонту обуви, ателье по ремонту телерадиоаппаратуры, парикмахерской, фотоателье, мастерской по ремонту бытовой техники и часов, химчисткой. Не спорю, документально, возможно, существуют и другие виды услуг. Но мне с ними сталкиваться не приходилось. Будем говорить о том, с чем мы реально знакомы.
Для начала представьте себе, что вы в городе недавно. Где можно получить информацию о том, какие виды бытовых услуг у нас существуют? Нигде. Реклама отсутствует целиком и полностью. Нет ни одного плаката, ни одного щита с указанием, допустим, адреса, по которому вы можете сфотографироваться либо подстричься. Более того, создается впечатление, что некоторые подразделения службы быта вообще работают в условиях глубокого подполья. Каким образом, например, можно догадаться, что на втором этаже здания, где ремонтируют телевизоры и обувь, законспирирована мастерская по изготовлению и ремонту трикотажных вещей? Что вы в ней можете заказать? Из какой пряжи? В какие сроки? Вы можете век прожить в Опочке и об этом ничего не узнать. А ведь там же, рядышком, действует и кооператив по изготовлению обуви. Здесь и заказы принимают, и продают обувь. Но многие об этом просто не знают.
Кстати, обувь в нашем городе можно купить не только в кооперативе на улице Ленина, но и по другому адресу. Перейдете мост через Великую и на горке, направо, увидите зеленое здание, на котором четко написано — «Расчес шерсти». Вам еще что-то не ясно? Да, здесь изготавливают обувь, на втором этаже.
Вообще, что характерно для подразделений, находящихся под руководством и опекой Виктора Ивановича Стрыгина, так это их ярко выраженная беспризорность. Хоть внешне, хоть по сути своей. В каких условиях люди работают? На каком оборудовании? За какие деньги, наконец? Похоже, об этом у руководителя голова не болит. Машин такого класса, какими оснащена, например, трикотажная мастерская, уже лет десять не встретишь ни в одном ателье. Наладчики не берутся их ремонтировать. Как вы думаете, сказывается это на качестве выполнения заказов? Или объеме оказываемых здесь услуг? А то, что работники мастерской уже после того, как зарплаты представителей административного аппарата объединения достигли нескольких сотен, получали по полтора рубля с изготовленной вещи, способствовало их добросовестному отношению к своему делу?
Да разве в одной трикотажной мастерской такая картина. Наши бытовые услуги сегодня на таком уровне, что как-то неловко все это и называть услугами. Постоянно лихорадит парикмахерскую. То в мужском салоне некому работать, то в салоне женских причесок нечем работать. Сейчас сезон. А в парикмахерской пусто. Мастера сидят и гадают, что же они получат по платежным ведомостям в конце месяца? На что жить будут при нынешних, ценах? И дело не в том, что опочанки решили принципиально довольствоваться тем, чем их наделила природа. Они не против корректив в этом отношении. Многие, например, хотели бы видеть свои волосы пушистыми, вьющимися. Но... Средства «Локон» нет. Распоряжается им в последнее время Виктор Иванович лично. Я прекрасно понимаю, что такое дефицит в наше время, и верю, что «Локон» добыть сейчас непросто. Но странной показалась мне манера его распределения. Стоило в один из дней возникнуть в парикмахерской конфликту на этой почве — клиентки возмутились всерьез - как Виктор Иванович требуемый «Локон» предоставил. Так есть он, этот «Локон», или его нет? А если его нет, то что остается из этой разновидности услуг? Косметический кабинет? Для нас это из области фантастики. Маникюр или (даже страшно сказать) педикюр? Правильно. Не заговаривайся - есть такое местное выражение.
Во всем цивилизованном мире также, например, существуют, причем давным-давно, такие виды услуг, как химическая чистка ковровых изделий, перьевых подушек, и много еще такого, чего у меня и язык не поворачивается назвать. Причем, говоря о цивилизованном мире, я имею в виду отнюдь не заграницу. Ну, пусть у нас провинция. Ну, пусть многое нам недоступно по независящим от нас причинам. Но нам доступно хотя бы то, чтобы за свои пять рублей поставить металлическую набойку на каблук и при этом не выслушать замечания в крутых выражениях по поводу недостаточно бережного отношения к обуви, а также предположения о неправильной постановке ноги при ходьбе, а в заключение пожелания выполнить эту работу самой или самому, если «ты такая умная или умный»? Клиент или клиентка при этом стоят с просительно собачьим выражением в глазах, потому что рядом с приемщицей висит объявление о том, что обувь в ремонт не принимается и не будет приниматься еще месяц, а босиком ходить еще холодно.
Разве не так обстояли дела в мастерской по ремонту обуви прошедшей осенью и зимой? Что изменилось с тех пор? Нет той приемщицы, ушла на заслуженный отдых. Но нет и. мастеров. Их как было трое, так и осталось. Городу этого недостаточно. А значит, ситуация остается прежней. Заботит это администрацию и лично Виктора Ивановича? И вообще, что его заботит в первую очередь?
«...Меня уберут из этого кресла»
Это вторая половина фразы, произнесенной Виктором Ивановичем на одном из производственных совещаний. Все вместе взятое звучало так: «Если вы не выполните план, меня уберут из этого кресла». Вот она, главная забота, вот ради чего все и вся — план. Но план — это оказанные услуги. Каким же образом выполнение плана может разойтись со стремлением как можно качественнее и в широком ассортименте оказать эти услуги населению? Оказывается, может.
Поступил, допустим, шифер для участка ремонта и строительства жилья для населения. И... транзитом ушел в одно из хозяйств района. Чтобы деньги за шифер пошли в план, оформлены два-три рабочих из числа колхозников, которые якобы его где-то уложили. План есть? Да. Что же касается услуг для населения, то какая-нибудь бабуся еще три года может подставлять тазы и ведра под дырой в крыше. Могут быть варианты и с цементом, и со стеклом оконным, и с другими материалами. Причем не только с хозяйствами района.
Вообще фразу Виктора Ивановича на счет «кресла» можно взять ключевой для анализа методов его руководства объединением. Ведь самое главное для него даже не план, а именно «кресло». Экономисты считают, что ближайшие десять лет — время малых предприятий в сфере бытового обслуживания. Потому что это прямые договорные связи, а, следовательно, сокращение сроков выполнения заказов. Это более низкий расчетный коэффициент на виды услуг, поскольку отсутствует необходимость содержания бюрократического аппарата и деньги идут на развитие производства. Это более высокая заработная плата непосредственным исполнителям работ, а значит, избавление их от необходимости ловчить или, попросту говоря, халтурить, что самым прямым образом влияет на качество. Кто при этом выигрывает? Клиент и непосредственный исполнитель работ. Почему же в таком случае Виктор Иванович всеми силами препятствует созданию того же малого предприятия по ремонту сложной бытовой техники?
Для ответа на этот вопрос было бы уместно привести некоторые цифры. Когда это подразделение входило в объединение «Псковоблбыттехника», отчисления РПО БОН были равны 35 процентам от доходов, что в среднем за месяц равнялось 1015 рублям, а за год достигало 12180 рублей.
Если реальная оплата за аренду помещения и оборудования составляла за год 6840 рублей, и на что уходили эти деньги, было понятно, то судьба остальных 5340 рублей неясна. Таким образом, за десять лет состав работающих из шести человек принес объединению 53400 рублей, которые никоим образом не отразились ни на развитии производства этого подразделения, ни на увеличении заработной платы его работников. Выгодно избавиться от подобной опеки тем, кто в нем работает? Несомненно, да. Выгодно Виктору Ивановичу терять этот источник доходов? Несомненно, нет. Ведь это не просто деньги утекают, это ставится под сомнение необходимость существования его «кресла», его руководства.
Об эффективности этого руководства те, кто возглавляют подразделения служб быта, говорят, что практически они действуют бесконтрольно. Никто в настоящее время всерьез не вникает в то, что происходит внутри служб. Когда я употребила слово «говорят», я не имела в виду вольные пересказы чего-то где-то кем-то сказанного и кем-то услышанного. За этим — конкретные люди, с фамилиями, именами и занимаемыми должностями, прекрасно понимающими, для чего потребовалось знать мне их мнение по этому поводу. И не упоминаю я эти фамилии сознательно, так как кроме некомпетентности Виктора Ивановича в том деле,
которым он руководит, замечается за ним еще одна яркая черта — нетерпимость к мнениям, идущим вразрез с его собственным, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приведу здесь один любопытный диалог, происшедший в ходе подготовки материала.
- Что послужило непосредственным поводом для того, что вы подали заявление об увольнении по собственному желанию?
- Конфликт со Стрыгиным из-за моей зарплаты. Если администрация получает по несколько сотен, тот же Виктор Иванович около пятисот рублей, то рабочие по-прежнему мизер. Я зарабатываю 130 рублей, выполняя при этом обязанности и рабочей, и приемщицы, и бригадира. А кто сейчас станет работать бесплатно? За два дня перед 2-м апреля, то есть перед изменением цен, мне принесли для обработки кучу квитанций. Нужно было невыполненные заказы оформить как выполненные по старым ценам. Пообещали, что мне будет повышена зарплата... Я два дня, не разгибаясь, просидела над этим. А в это время вопрос о моей зарплате решили за моей спиной не в мою пользу.
- Но ведь то, что вы делали эти два дня, противозаконно? Виктор Иванович был в курсе?
— Конечно. Ведь это заказы его личные и работников из администрации объединения. Он заказал вещи жене, дочке, зятю...
- У вас есть подтверждающий это квитанционный материал?
- Да.
- Это было последнее поступление пряжи перед подорожанием?
- Да.
- Отразилось подобное распределение материала на качестве обслуживания заказчиков?
- Им попросту ничего не осталось.
Говорят, нельзя по воде ходить, да не напиться. Кто этим не грешен? Ладно, если это случай или хоть несколько, но когда это система... Ведь принцип «личного» распределения материалов был проявлен Виктором Ивановичем не только в отношении пряжи. И не без ущерба для работы возглавляемых им подразделений.
** *
С Виктором Ивановичем мы встретились у входа в Дом быта. Я не скрывала, о чем будет мой материал. Постояли, поговорили. И спросил меня Виктор Иванович не без иронии.
- А вы не хотели бы поработать в системе бытового обслуживания?
Нет, не хотела бы. Я бы не справилась. Я в этом деле не профессионал. А любым делом нужно заниматься профессионально. Или от него отказаться.
Л. САЛЬКОВА.