Кто в доме хозяин?

чтв, 05/17/1990

В наше быстро меняющееся время среди проблем, связанных с переходом территорий на самофинансирование и самоуправление, получением местными Советами большей самостоятельности в управлении, постоянно на различных уровнях, поднимается вопрос деятельности филиалов и аналогичных им производственных формирований.

Не имея финансовой самостоятельности, а соответственно экономической свободы деятельности, филиалы, участки, цеха мало что могут сделать для решения социальных вопросов города и района, да и своих трудовых коллективов. Как правило, филиалы получают от головных предприятий далеко не самое совершенное оборудование, в них хуже условия труда и быта работающих.

В то же время они привлекают к себе большое количество рабочих рук, зачастую это идет в ущерб сельскохозяйственному производству, потому что сельская молодежь именно в филиалах находит возможность трудоустроиться. Кроме того, эти предприятия используют местные природные ресурсы, а продукция уходит по планам ведомств далеко за пределы района. Бюджет местного Совета до последнего времени практически ничего не получал от работы филиалов. То есть отдача чаще всего для района не адекватна тому, что дается, вкладывается в них.

Характерной в этом плане является деятельность Опочецкого лесопункта головное предприятие для которого - Себежский леспромхоз, относящийся к топливной промышленности.

В лесопункте работают 76 человек, их задача — произвести в текущем году товарной продукции в денежном выражении на 725 тысяч рублей, или заготовить и вывезти 22 тысячи кубометров древесины, дрова в которой составляют 7,8 тысячи кубометров.

Эти цифры достаточно внушительны. И если бы все или хотя бы большая часть того, что производится в лесопункте, оставалась в нашем районе, местные жители это почувствовали бы. Но, увы, уважаемые читатели, опочанам остаются крохи. Надо справедливости ради сказать, что лесопункт вырезает леса опочецкие и красногородские, но не думаю, что наши соседи получают больше нас.

Так вот какова картина на деле. Приведу ряд примеров. В текущем 1990 году лесопункт по плану должен изготовить восемь срубов двухквартирных домов, но по фондам ни одного не останется в Опочецком районе, все они уедут в другие территории. Или вот такие цифры. Продукции для населения, которую в официальных бумагах называют товарами народного потребления, планируется выпустить 2400 кубометров. Львиная доля, значительно более тысячи кубометров, будет отправлена во Псков, на лесоторговую базу, большое количество получит облдпотребсоюз, где Опочецкому райпо выделено не так уж много. В частности, за первые четыре месяца этого года наше райпо получало от лесопункта 175 кубометров пиломатериалов. Единственное, что остается полностью на месте, так это дрова. Но ведь и их не хватает. И еще один вопрос. Лесопункт и гортопсбыт одного ведомства, на уровне области у них один начальник. Получается, что одни заготавливают дрова, другие продают, вместе же зачастую кое-как возят клиентам. Не разумнее ли объединить эти две организации в одну, а то ведь на менее чем 100 человек работающих — две конторы. Но для этого надо, чтобы лесопункт подчинялся районному Совету народных депутатов.

В чем же дело? Совсем недавно принят новый Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», в нем говорится, что экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы, в число которых входит лес. Хочу подчеркнуть «экономическую базу», которая должна удовлетворить социально-экономические потребности населения. То есть, в моем понимании, лес можно разумно взять (без ущерба для будущего) в первую очередь для своего района и, если будет остаток, выгодно экономически продать тем, кто нуждается. Есть в этом документе и положения, касающиеся работы филиалов и их обязательств перед территориями, где они расположены.

Да, закон принят, но наверняка со стороны ведомств он встретит сопротивление. Вернемся к нашему лесопункту. То, что о нем было сказано выше, думаю, убедило читателей, что особой заинтересованности в ритмичной работе, в строгом выполнении планов лесопунктом у руководителей района нет. В то же время чувствуется, что требование выполнить план, как раньше говорили «любой ценой» со стороны вышестоящих хозяйственных начальников на лицо. Иначе чем объяснить приглашение лесозаготовителей со стороны. Две маломощных бригады местных лесорубов план обеспечить не в силах. В этой ситуации делается следующее. Приезжают желающие помочь вырубить опочецкий и красногородский лес из других областей, им в этом не отказывают. Более того, разрешают за свою работу получить на основе договоров лес на вывоз. Вот свежие, этого года, примеры по лесопункту. Ленинградский кооператив «Терем» вывез к себе 58 кубометров, украинским товарищам полагается забрать 111 кубометров леса. Хочу напомнить читателям, что за эти же четыре месяца Опочецкое райпо получило 175 кубометров. Не правда ли, соизмеримые цифры. Зато производственная программа близка к намеченной по плану.

Основная заинтересованность в этом у руководителей леспромхоза, его инженерно-технических работников. Ведь если не будет нашего участка в составе Себежского леспромхоза, объем его продукции уменьшится на треть. Сокращение валового объема может привести тому, что по ведомственным инструкциям леспромхозу вдруг нельзя будет носить такой высокий статус. Бог бы с ним, с названием, да здесь дело в другом — должностные оклады руководителей зависят от статуса предприятия.

Мне кажется, пришло время депутатам районного Совета стукнуть кулаком по столу руководителей топливной промышленности и на основе данной народным избранникам власти и советских законов спросить: «Кто в нашем; опочецком, лесу хозяин?»

П. ВАСИЛЬЕВ.