В последнее время о реформе жилищно-коммунального хозяйства кто только и где только не говорит, потому как касается она очень многих. Простые люди, которым эти реформы выворачивают карманы, ругаются, но ничего сделать не могут. Власть, которая стала инициатором этой реформы, активно объясняет свою позицию. От министра до начальника районного управления жилищно-коммунального хозяйства все упорно твердят, что если срочно не провести реформу, то всех нас зимой ждет прошлогодний ужас Приморского края. Правда, чаще всего реформа в речах чиновников сводится к резкому повышению квартплаты. О качестве услуг, то есть о частоте уборки мусорных контейнеров, бесперебойном снабжении газом и водой и, самое главное, подаче тепла в квартиры реформаторы обычно скромно умалчивают. Еще они любят оперировать двумя процентными показателями, показывающими темпы реформ. А в России, как известно, это для любого начальника во все времена было любимейшим занятием: хоть в колхозы загонять, хоть спиртзаводы закрывать, приватизацию ли вести - всегда находятся наиболее ретивые, готовые взять под козырек перед любым генералом сверху, скорее отчитаться за выполнение любого циркуляра из центра. С реформой ЖКХ, не исключено, будет так же. Или примерно так, как говорил еще недавно премьер Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Однако вернемся к пресловутым процентам. Как известно, мы уже лет десять, а то и пятнадцать равняемся исключительно на Запад, на Соединенные Штаты Америки. Сверяя шаг по ним буквально во всем, реформу ЖКХ мы тоже должны воспринимать как люди почти западные. Там, говорят нам идеологи-реформаторы, каждая американская семья платит из своего семейного бюджета процентов до 40 за жилищно-коммунальные услуги, и, ничего, - живет и радуется. Нам, русским, всего-то обещают планку в 20 процентов от семейного дохода, а мы уже хнычем, мол, не на что будет рубаху купить. Кто же прав - мы, обычные граждане, или реформаторы?
Люди мы доверчивые, в Европе не жили, а уж в США и бывали-то из нашей провинции единицы, поэтому всему верим на слово. Между тем иногда полезно усомниться и узнать информацию от тех, кто глубоко изучал зарубежный опыт. Вот лишь один пример. К нам в редакцию время от времени приносят информационный бюллетень «Муниципальная политика». Издает его и рассылает депутатская фракция «Яблоко» в Госдуме. В последнем номере за этот год читаем информацию с пресс-конференции депутата Московской городской Думы Галины Хованской. Она говорит: «Средняя американская семья тратит 25-30% своего дохода на оплату жилища и коммунальных услуг. Однако нельзя слепо копировать зарубежный опыт. В России и США разные структуры бюджетов семьи. В США эти расходы включают в себя платежи по страхованию домашнего имущества, налоговый платеж, выплаты по ипотеке и другие, которые составляют 40- 50% от всего платежа собственника жилья. Что же касается нанимателя, то он, как правило, арендует жилое помещение с мебелью и бытовой техникой, что также увеличивает платеж вдвое. Таким образом, проводя аналогии с российскими реалиями, цифра расходов на ЖКХ должна быть поделена на два, что составляет те самые 12,5-15%»
Думаю, с этими процентами ясно. Дурят, одним словом, нашего брата.
Теперь о том, что рано или поздно все мы должны оплачивать 100% стоимости услуг, а сегодня, т.е. в текущем году, нас всего-то обязали оплатить 80 процентов. Вновь сошлюсь на хорошо информированный источник - официальное издание правительства РФ «Российскую газету» от 16 августа. В этом номере рассказывается об эксперименте в Зеленограде, периферийном московском округе, где уже с 1 октября вводится 100-процентная оплата населением жилищно-коммунальных услуг. Но что же там подразумевается под этими 100 процентами? Приведу вновь цитату. «Расклад такой: тариф на обслуживание одного квадратного метра около 22 рублей. Таким образом, в зависимости от площади и удобств платить за однокомнатную квартиру придется от 800 до 1000 рублей в месяц, за двухкомнатную -1000-1500 рублей, трехкомнатную - 1500-2000. Это максимум, который должны осилить «богатые». В эту категорию попадут те зеленоградцы, у кого в среднем «на нос» в семье доход превысит шесть тысяч рублей.
Для тех, у кого доходы ниже, часть квартплаты городские власти будут компенсировать, переводя деньги на специальные социальные счета. Семьи с доходами в одну тысячу рублей на человека в месяц будут получать компенсацию, если их квартплата превысит 7 процентов от доходов. Для семей с доходами до двух тысяч рублей «планка» составит 8 процентов, до трех тысяч - 8,5 процента, до четырех тысяч - 9 процентов, до пяти тысяч - 9,5 процента, до шести тысяч - 10 процентов».
Так и хочется сказать, черт возьми, я тоже согласен на таких условиях оплачивать 100 процентов, думаю, со мной согласятся не менее 90 процентов читающих эта газету. А вывод напрашивается простой. То есть нас, в провинции, по оплате слепо хотят выравнять с москвичами, подразумевая, что придется когда-то платить наравне и с американцами. Но никто не хочет из чиновников (всех уровней) взять в толк, что доходы опочанина и москвича - «две большие разницы». У нас в Опочке в первом полугодии средняя зарплата составила 1132 рубля (по официальным данным), в Москве - более 5 тысяч рублей. Много ли у нас семей, имеющих ежемесячный официальный доход в 18-25 тысяч рублей? Ответ, я думаю, ясен всем. Реформы же мы, квартиросъемщики, чувствуем пока только в одном -'растет и растет с каждым месяцем квартплата. Нас убеждают, как всегда, что этому процессу альтернативы нет, цель оправдывает средства, что когда-нибудь наступит прекрасное завтра с горячей водой, убранной помойкой и т.п.
П. ВАСИЛЬЕВ.
Р.S. По данным, полученным редакцией из Государственной Думы:
-численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в России в 1,5-2 раза выше, чем в Европе;
-затраты электроэнергии на производство 1 кубометра воды на 30 % больше среднеевропейского уровня;
-суммарные потери в тепловых сетях достигают 30%;
-утечка воды в среднем по России - 15%, а в ряде городов - до 30%.