Международный женский день мы встречаем в этом году в обстановке большого политического подъема. Это вызвано тем, что недавно прошли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в местные Советы, приближается праздник Великой Победы. С особым волнением ждут его люди моего поколения, мои сверстницы, на долю которых выпало много трудностей и испытаний. Я всем сердцем понимаю их, потому что их судьба - это и моя судьба.
В нашей стране впервые в истории человечества обеспечено действительное и полное равноправие женщин, участие их во всех сферах государственной, общественной и трудовой деятельности. Они боролись за власть Советов, защищали завоевания Октября, строи ли и созидали. Всем известны имена ткачих Дуси и Маруси Виноградовых, колхоз ниц Марии Детченко и Марии Гнатенко, организатора первой женской тракторной бригады Паши Ангелиной, по призыву которой «девушки - на трактор» многие стали трактористками.
С этой профессии началась и моя трудовая биография. Было это в 1935 году, и работала я тогда во второй Опочецкой МТС. Потом закончила курсы и стала шофером. Были трудности, но была и гордость за то, что я, девушка, выполняю мужскую работу и справляюсь с ней. Но главное испытание нам тогда еще только предстояло....
В веках сохранится плакат «Родина- Мать зовет». В образе женщины Родина обращалась к своим сыновьям и дочерям с призывом от стоять честь и независимость Советского государства в суровую годину Великой Отечественной войны. Мне пришлось участвовать в ней с первого ее дня, пережить го речь и обиду отступления, а затем пройти путь от станции Старая Русса до Берлина.
Дороги военных шоферов не были гладкими. Под постоянными бомбежками, обстрелами, сутками без сна и отдыха, ночью, не зажигая фар, по незнакомым дорогам - доставляли мы грузы на передовую.
В нашем транспортном взводе я была единственной женщиной. И мне приходи лось труднее, чем мужчинам. Особенно зимой. На всю жизнь запомнилась зима 1941 — 1942 года. Морозы стояли лютые. Бензин замерзал, а мы работали в не отапливаемых кабинах, почти вслепую, так как сквозь заиндевевшие стекла ничего не было видно. До сих пор помню, как болели и кровоточили руки во время ремонта, когда их приходи лось буквально отдирать от металлических частей.
Пять лет колесила я по дорогам войны. В родной город вернулась лишь в сентябре 1945-го года. Опочка была очень сильно разрушена, и мы взялись и за ее восстановление. Работала тогда в ремонтно-строительной конторе. В коллективе у нас были в основном женщины, а трудиться приходилось по-мужски. Вручную грузили лес и другие тяжелые строи тельные материалы. Откуда и силы брались? А такие, как Анна Кузнецова, Аня Матвеева, Мария Свирская работали каждая за двоих.
С марта 1952 года и в течение 23 лет я возглавляла коллектив автоколонны. За выполнение задания по автоперевозкам многие наши работники были награждены правительственными наградами, в том числе и я — орденом Трудового Красного Знамени. И снова рядом со мной трудились мои соратники, ветераны Великой Отечественной войны.
Много пришлось пережить людям моего поколения, мы все перенесли, выстояли, победили в страшной войне. Победили, чтобы жить строить свое будущее, рас стать детей. Чтобы не позволить развязать новую войну, которая может стать катастрофой для всего человечества. Наши дела продолжать молодым. Их трудом должна крепнуть наша Родина и мир на всей земле.
М. Костина, ветеран войны и труда.