Пожалуй, тяжелее всех сейчас тем педагогам, что преподают в школах историю и обществоведение. Самые различные точки зрения на события минувших лет кочуют по страницам периодических изданий, обсуждаются в передачах радио и телевидения. И взрослому не разобраться, где правда, где ложь, где тенденциозная подтасовка фактов. Так что же говорить о детях, школьниках, на которых ежедневно обрушивается лавина самой, противоречивой информации?
На днях в библиотеке Дома Советов проходила дискуссия, к участию в которой ее организаторы пригласили учителей истории и обществоведения школ города и района. В качестве предмета обсуждения была предложена тема «Ленин вчера, сегодня и завтра», или, если брать шире, роль марксизма-ленинизма в жизни нашего общества на современном этапе и в будущем.
Если раньше, — сказал ведущий дискуссию редактор газеты «Красный маяк» - Николай Петрович Жуков, — огромная роль неположительное значение Владимира Ильича Ленина в судьбах нашей страны не подвергались сомнению, то теперь на страницах газет и журналов появляются иные оценки деятельности основателя Советского государства. Цель нашей дискуссии — обсудить, надо ли перестраивать преподавание в школах истории и обществоведения? К сожалению, ведущие философы наших дней пока не высказали своего мнения о роли марксизма-ленинизма на современном этапе. Так что давайте попробуем сами понять: жизненно ли учение Маркса — Ленина или обречено на забвение?
— Очень хотелось бы услышать, — сказал первый секретарь РК партии Геннадий Николаевич Анисимов, — найдутся ли аргументы у педагогов- обществоведов, чтобы защитить учение марксизма-ленинизма. От этого зависит его будущее. Главная беда этой теории в том, что она сильно разошлась с практикой.
Одно из мнений, высказанных во время дискуссии, марксизм-ленинизм — идеология наемного класса. И если в будущем в нашем обществе будет существовать наемный труд, будет существовать и марксизм-ленинизм.
Затронуты были и вопросы построения социализма. Ленин говорил о том, что социализм возможен лишь при высокой сознательности — ее у нас нет;
при высокой производительности труда — мы отстаем от развитых стран. Поэтому нельзя утверждать, что в нашей стране построен социализм леонинского образца.
Много неясностей и в вопросе о том, как Ленин понимал кооперацию.
— Ленин не виноват, — сказал директор Лобовской школы Николай Иванович Иванов. — Строили - то мы. Конечно, много было допущено ошибок. Но вот по поводу событий последних лет хочу сказать, что в любом обществе должен быть руководитель. Я считаю — не надо было КПСС отдавать власть. Власть-то предназначалась Советам, а Советы ее брать не хотят.
— Сейчас наиболее распространены две версии, — сказал Геннадий Николаевич Анисимов. — Первая — Маркс и Ленин были изначально неправы. Вторая — теория верна, но мы неверно осуществляли ее на практике. У Тендрякова в «Погоне за миражами» есть эпизод, где перед, ЭВМ ставят вопрос: «Что было бы, если бы не было Христа?» Машина выдала: такой, как он, все равно явился бы в мир, раньше или позже. Ведь только после. Ленина стали считаться с рабочим классом. Марксизм-ленинизм — основа теории социальной справедливости. Сама идея привлекательна. А вот как на деле построить справедливое общество?..
— Как вы считаете, — вновь обратился к собравшимся ведущий, — соблюдались ли в минувшие десятилетия ленинские принципы формирования партии? Почему КПСС не выдержала испытания временем?
— Я думаю, — сказала старший методист ЦБС Зинаида Петровна Пугачева, — все-таки ленинские принципы формирования партии соблюдались. Но более семидесяти лет партия была вне критики. Давайте спустимся на бытовой уровень — возьмем главу семьи или руководителя предприятия, поставивших себя вне критики. Что получится? Они будут руководить как хочется, как считают нужным, не спрашивая ничьего мнения, наши беды.
- Высший критерий истины — практика, — сказал учитель Варыгинской школы Игорь Олегович Герман. — Прошло 70 лет претворения марксизма ленинизма в жизнь. И за эти годы идея сама себя разрушила. Потому что она рассчитана на идеальных людей. А люди не идеальны. И одинаковых людей нет. И поэтому партия себя скомпрометировала, система себя скомпрометировала.
- Да, принцип критики был партией нарушен, — сказал Николай Иванович Иванов. Был нарушен и принцип добровольности. Но утверждать, что партия виновата во всех бедах, нельзя. Виноваты отдельные руководители. Было время — по приказу сверху, сеяли кукурузу по всей стране вплоть до самых северных регионов... И сейчас, я считаю нельзя делать ставку на фермерство, не обеспечив его техникой. Нет ведь ни косилок, ни мини-тракторов. А без этого нет фермерства. Прежде чем разрушать колхозы надо создать базу для фермерства.
- Тут прозвучал вопрос, - сказала учитель первой неполной средней школы Зинаида Андреевна Дудченко, — почему партия допустила перегибы, ошибки и так далее. Потому что часто в партию вступили нег по убеждению, а из карьеристских соображений. Ведь руководителем раньше стать мог только коммунист.
- Если система не работает, - сказал Геннадий Николаевич Анисимов, - значит она негодна. Но ведь было время - и годы Великой Отечественной войны, и 1947 год, когда рос социалистический лагерь. И производительность труда в 1946 — 1949 годах была высокой. И на Западе были очень обеспокоены ростом социалистического лагеря. Другое — мы все хотели бы жить в свободной, демократической, богатой стране. Но не надо забывать, что мы — дети своего времени. Мы все в душе — не демократы. То, что творится сейчас в «свободной суверенной Грузии», — это страшно. Замена одной партии другой нас демократами не сделает.
- Кровь в республиках льется потому, — сказала Зинаида Андреевна Дудченко, — что в союзе не по-ленински решался национальный вопрос. Был нарушен ленинский принцип добровольности.
- В партии кризисы уже были, - сказал инструктор РК КП Николай Николаевич Черемхин. — Это закономерный, процесс любой развивающейся системы, «болезнь роста». Может быть и сейчас партия переживает такой же обусловленный объективными законами развития кризис? Наша партия ставит перед собой высокие цели — достижение социальной справедливости. И поэтому нельзя говорить о том, что она умирает.
Хотелось бы предложить новый вопрос,— сказал Николай Петрович Жуков. Он касается воспитания человека, Как — положительно или отрицательно вы оцениваете партийность литературы и искусства?
- Искусство должно отвечать тем идеям, которые несет государство, — сказала Зинаида Петровна Пугачева. — На мой взгляд, партийность, идейность вовсе не эквивалентны бездарности, серости. Разве раньше все фильмы, все книги были серые? А сейчас с плюрализмом идей дошли до того, что в «Российском календаре знаменательных дат» на листке 22 апреля нет даже упоминания, что это — день рождения Владимира Ильича Ленина! Это уже ни в какие рамки не лезет! Ленин прожил всего 6 лет после 1917 года. А мы сейчас судим его так, словно он один строил новое общество и один виноват во всем.
- Я считаю, — сказал Игорь Олегович Герман, — что литература должна носить воспитательный характер. Но и развлекательная литература должна быть тоже.
- Партийность — антипод свободы, — сказал Геннадий Николаевич Анисимов. — Но я хотел бы знать, есть ли фильм или книга, которая не выражает интересы, не обслуживает определенную социальную группу?
- И «Тихий Дон», и «Поднятая целина» Шолохова — произведения социалистического реализма, — сказал Николай Николаевич Черемхин, — Но есть и другие... Например, «Далеко от Москвы» и ему подобные. Все зависит от таланта художника. Кроме того, надо и читать правильно.
- Наша беда, — сказала заведующая отделом РК КП РСФЙР Нина Павловна Бубнова, — в том, что Ленина мы не знаем. Изучать его очень сложно. Чтобы судить о его взглядах, надо изучать его подлинные работы. Его взгляды в начале пути и в конце — совсем разные. А мы знаем Ленина только в интерпретации других лиц. Но это был гений. И мы не должны позволять глумиться над его именем,
Записала М. ЯКОВЛЕВА.