В июле 2001 года принят Федеральный закон «О политических партиях». Принятие данного закона обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. В настоящее время в Российской Федерации существует более 180 общероссийских политических общественных объединений, в том числе политических партий, которые созданы и действуют на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». Имеются многочисленные примеры рождающихся перед выборами общественных организаций с завлекательными названиями, единственная цель которых - «раскрутить» некую политическую «этикетку», провести некое количество кандидатов. в органы власти, а затем тихо «умереть».
Начнем с самого простого вопроса; зачем обществу нужны партии? Ведь многие люди не видят видимой выгоды для себя от существования множества партий.
В настоящем гражданском обществе партия - главный элемент политической системы, позволяющий обществу влиять на власть, ВАЖНЕЙШИЙ «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ВЛАСТЬЮ. Партия - это, прежде всего, ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Без сильных партий нам грозит монополия на власть, которая может принести много бед для страны. Это - как произошло в экономике страны - отсутствие настоящей рыночной конкуренции привело к монополизму, к олигархам, к нашим экономическим неудачам прошедшего десятилетия.
Еще одна важная роль партий - ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ. Во власть должны приходить люди, у которых есть известное гражданам политическое прошлое, чьи взгляды известны избирателям и за которых несет ответственность известная партия. Иначе мы будем видеть лишь непрерывно сменяющих друг друга у «трона» временщиков.
Если говорить о развитии федерализма, то как раз крупные партии федерального уровня СПОСОБСТВУЮТ УКРЕПЛЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА. Запрет на создание региональных партий остановит развитие идей сепаратизма.
Крупные партии ВЫРАЖАЮТ УСТОЙЧИВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ БОЛЬШИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, а относительно небольшие партии часто выступают с необоснованными и даже радикальными программами с тем, чтобы понравиться хотя и узкому, но все же достаточному меньшинству.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года отметил, что на фоне вековых традиций парламентаризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства.
России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более - подменяющие ее.
Напомним, что по Закону о политических партиях федеральной политической партией считается только общественное объединение, насчитывающее не менее 10 тысяч членов, имеющее региональные отделения численностью от 100 человек в половине субъектов Федерации.
Как считает депутат Государственной Думы Борис Надеждин, было бы наивным полагаться на то, что регионы сами будут менять собственное законодательство для того, чтобы «чужие», то есть не контролируемые местными властными элитами федеральные политические партии могли бороться за власть на их территориях. Именно поэтому он вместе с депутатом Государственной Думы Игорем Игошиным и внес соответствующую поправку к Закону «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая вводит обязательные правила: не менее 15 мест в том или ином законодательном собрании должно принадлежать депутатам от партии.
Кремль идею горячо поддерживает - в интервью «Независимой газете» Б.Надеждин признал, что в администрации президента сочли недостаточно радикальными предложенные депутатами пропорции и хотят внедрить в практику схему 50:50, как в Государственной Думе. К тому же если в проекте Б.Надеждина-И.Игошина речь идет только о регионах-миллионниках, то в администрации президента хотят распространить новые правила на все субъекты Федерации. В настоящее время Центризбирком готовит обновленную редакцию закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, по которой и предполагается проводить выборы в региональные законодательные собрания по смешанной системе. Центризбиркомовские же наработки, как это было, к примеру, с законом о политических партиях, обычно вносятся в Государственную Думу от имени главы государства, что фактически обеспечивает им полный успех в обеих палатах Федерального Собрания. Совершенно очевидно, что избирательное законодательство должно стимулировать партии на работу в регионах, на пропаганду своих идей среди населения.
А.ИВАНОВ.
Пресс-центр Администрации области.