О роли партий в политической жизни общества

сб, 10/27/2001

В июле 2001 года принят Федеральный закон «О политических партиях». Принятие данного закона обусловлено необходимостью более чет­кого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского обще­ства. В настоящее время в Российской Федера­ции существует более 180 общероссийских по­литических общественных объединений, в том числе политических партий, которые созданы и действуют на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». Имеются многочисленные примеры рождающихся перед выборами общественных организаций с завле­кательными названиями, единственная цель которых - «раскрутить» некую политическую «этикетку», провести некое количество канди­датов. в органы власти, а затем тихо «умереть».

Начнем с самого простого вопроса; зачем обществу нужны партии? Ведь многие люди не видят видимой выгоды для себя от существо­вания множества партий.

В настоящем гражданском обществе партия - главный элемент политической системы, по­зволяющий обществу влиять на власть, ВАЖ­НЕЙШИЙ «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ ГРАЖДАНА­МИ И ВЛАСТЬЮ. Партия - это, прежде всего, ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПО­ЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Без сильных партий нам грозит монополия на власть, которая может принести много бед для страны. Это - как произошло в экономике страны - отсутствие настоящей рыночной кон­куренции привело к монополизму, к олигархам, к нашим экономическим неудачам прошедшего десятилетия.

Еще одна важная роль партий - ПОДГОТОВ­КА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ. Во власть должны приходить люди, у которых есть известное гражданам полити­ческое прошлое, чьи взгляды известны избира­телям и за которых несет ответственность из­вестная партия. Иначе мы будем видеть лишь непрерывно сменяющих друг друга у «трона» вре­менщиков.

Если говорить о развитии федерализма, то как раз крупные партии федерального уровня СПОСОБСТВУЮТ УКРЕПЛЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУ­ДАРСТВА. Запрет на создание региональных партий остановит развитие идей сепаратизма.

Крупные партии ВЫРАЖАЮТ УСТОЙЧИВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ БОЛЬ­ШИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, а относительно не­большие партии часто выступают с необосно­ванными и даже радикальными программами с тем, чтобы понравиться хотя и узкому, но все же достаточному меньшинству.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собра­нию Российской Федерации 8 июля 2000 года от­метил, что на фоне вековых традиций парламен­таризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по пра­вилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства.

России необходимы партии, которые пользу­ются массовой поддержкой и устойчивым авто­ритетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более - подменяющие ее.

Напомним, что по Закону о политических партиях федеральной политической партией счи­тается только общественное объединение, на­считывающее не менее 10 тысяч членов, имею­щее региональные отделения численностью от 100 человек в половине субъектов Федерации.

Как считает депутат Государственной Думы Борис Надеждин, было бы наивным полагаться на то, что регионы сами будут менять собствен­ное законодательство для того, чтобы «чужие», то есть не контролируемые местными властны­ми элитами федеральные политические партии могли бороться за власть на их территориях. Именно поэтому он вместе с депутатом Госу­дарственной Думы Игорем Игошиным и внес со­ответствующую поправку к Закону «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации», кото­рая вводит обязательные правила: не менее 15 мест в том или ином законодательном собрании должно принадлежать депутатам от партии.

Кремль идею горячо поддерживает - в интер­вью «Независимой газете» Б.Надеждин признал, что в администрации президента сочли недоста­точно радикальными предложенные депутатами пропорции и хотят внедрить в практику схему 50:50, как в Государственной Думе. К тому же если в проекте Б.Надеждина-И.Игошина речь идет только о регионах-миллионниках, то в админист­рации президента хотят распространить новые правила на все субъекты Федерации. В настоя­щее время Центризбирком готовит обновленную редакцию закона об основных гарантиях избира­тельных прав граждан, по которой и предполага­ется проводить выборы в региональные законо­дательные собрания по смешанной системе. Центризбиркомовские же наработки, как это было, к примеру, с законом о политических партиях, обычно вносятся в Государственную Думу от имени главы государства, что фактически обес­печивает им полный успех в обеих палатах Фе­дерального Собрания. Совершенно очевидно, что избирательное законодательство должно стиму­лировать партии на работу в регионах, на пропа­ганду своих идей среди населения.

А.ИВАНОВ.

Пресс-центр Администрации области.