Обрести собственный опыт

вт, 10/11/1988

Труд в школе выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира, обрете­ния опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, как неотъемлемый компонент общего образова­ния. Каждый учитель, воспитатель, руководитель любого школьного ученического звена помнит и знает единое требование: школьники должны быть участниками закончен­ного трудового цикла с понятным и полезным результа­том.

Все учащиеся нашей школы, включая и начальные классы, принимают участие в выращивании ово­щей, необходимых в школь­ной столовой и пришколь­ном интернате. Таким обра­зом, весь произведенный цикл: подготовка почвы, по­садка, прополка, окучивание, уборка овощей, сортировка и определение в хранилище, учащиеся узнают не только в теоретическом плане, а и в практическом.

В любом виде трудовой деятельности школьников мы не допускаем труда бес­цельного, безрезультатного. Может быть, это происходит потому, что в школе и в кол­хозе всегда мы имеем доста­точный и посильный, объем работ. При этом продумыва­ются запасные варианты на случаи срыва запланированной работы из-за погодных или организационных усло­вий.

Школа призвана снабдить детей всем необходимым для трудового «самообразования», творческого подхода к любой деятельности. И здесь

высокий профессионализм в приемах, в стиле, в культу­ре и качестве выполнения работ могут показать уча­щимся учителя А. В. Иванов, С. А. Николаев и В. Н. Ива­нова. Ежегодно в период ре­монта школы создается зве­но, в обязанности которого входит выполнение всех ра­бот по мелкому ремонту, по­краске стульев и парт. Ле­том действуют звенья по ухо­ду за пришкольным участ­ком, по сбору лекарственно­го сырья, посты наблюдения и ухода за воинскими захо­ронениями, оказывается по­мощь одиноким и престаре­лым. Наших учащихся мож­но увидеть в поле, где они вместе со взрослыми трудят­ся на заготовке сена, на под­возке кормов, уборке ранне­го картофеля и зерновых.

Уверенно, почти как взрос­лые, под руководством опыт­ных наставников работали на сельхозмашинах и на зернотоке И. Иванов, В. Гуров, А. Васильев, В. Сергеев, А. Иванов. Когда наступила пора уборки раннего карто­феля, первыми вышли в поле учащиеся В. Матвеев, М. Васильева, О, Михайлова, М. Иванова. Только в летнюю трудовую четверть уча­щиеся заработали 1540 рублей. В зимний и весенний пе­риоды мы оказываем помощь колхозу в переборке и подготовке картофеля к посадке, изготовляем и ремонти­руем ящики под картофель.  Учащиеся принимают личное 4 участие во всех делах школы: укладке дров, подготовке материалов и оборудования для географической площадки, оклейке окон, подготовке классов к занятиям.

Есть у нас и проблемы с расширением парка станков, приобретением различных материалов. Необходимо иметь постоянные и посиль­ные заказы для обществен­но полезного производитель­ного труда, получить трактор от базового предприятия — колхоза «Большевик», который нам оказывает помощь в снабжении материалами,  сельхозтехникой, обеспечении специалистами для про­ведения занятий.

Мы ждем строительства новой школы, запланирован­ного на 1990 —1991 годы, что позволит нам иметь раз­нообразные мастерские и оборудование, чтобы расши­рить и углубить трудовое обучение и воспитание.

В. КРИМЕР, директор Макушинской восьмилетней школы.