В редакцию обратилась не просто взволнованная, а возмущенная женщина. Представилась: Евгения Евгеньевна Соболева, главный бухгалтер «Агропромэнерго». И рассказала следующее.
— Вчера, после работы, зашла я в магазин «Гастроном». Было где-то минут десять шестого. В овощном отделе продавали виноград.. Очередь стояла довольно большая, но, прикинув, что до закрытия магазина еще добрых три часа, я решила постоять. Примерно через час продавец предупредила, чтобы очередь больше не занимали. Меня это уже не касалось. И что же? Простояла я три часа, а виноград так и не купила. В восемь часов вечера магазин, конечно, закрыли, а нам всем предложили покинуть помещение. Покупатели стали возмущаться, продавцы тоже... Я понимаю, что после окончания рабочего дня никто не станет работать, у продавцов тоже семьи, дети и домашние заботы. Но можно же организовать торговлю так, чтобы хотя бы за три часа человек мог купить нужный товар. Неужели нельзя было в помощь продавцу, продававшему виноград, выделить еще одного работника? Ведь ей нужно было и перебирать виноград, и продавать его.
То, что рассказала Евгения Евгеньевна, увы, ни для кого не новость. Хвосты очередей в «Гастрономе» — неотъемлемая часть продажи любого нечастого для наших прилавков товара. Виноград ли привезли, помидоры ли, перец или арбузы, не говоря уже о колбасе. Конечно, было бы всего этого вдоволь, и очередей не стало бы. Ведь можно в настоящее время свободно купить молоко или сметану. Всего вдоволь пока нет. Хотя нужно отметить, что с продовольственными товарами у нас в городе стало получше, а со снабжением фруктами и овощами — особенно. Но здесь стала вырисовываться еще одна проблема — товар, тем более скоропортящийся, нужно уметь продать. Готов ли к этому, например, тот же «Гастроном», самый крупный и самый посещаемый магазин нашего города?
Производственное совещание работников «Гастронома» проходило на следующий день после поступившей в редакцию жалобы. И не случайно. Заведующая магазином Агнесса Георгиевна Стаценко — человек, близко принимающий к сердцу дела производственные, болеющий за них душой, а потому остро реагирующий на все, что их касается. Берусь это утверждать, поскольку, обивая нужные пороги с целью добиться того же ремонта магазина, Агнесса Георгиевна не обошла и редакцию. Был опубликован материал, в котором она рассказала о всех болях и проблемах коллектива. Но время прошло, а проблемы остались. И в этот раз Стаценко призналась откровенно:
— Не надеюсь, что печать может нам чем-то помочь. Но пусть хоть люди знают, что порой напрасно они на нас обижаются. Мы бы рады работать лучше, но не от нас это зависит.
И снова на производственном совещании речь зашла о ремонте магазина. Для непосвященных это может показаться странным. Ведь еще свеж в памяти день, когда «Гастроном», вновь подкрашенный и подсвеченный, оттененный нежными сиреневыми шторами, распахнул двери навстречу покупателям.
Да, сиреневые шторы — это хорошо. Но лучше бы новые лифты, взамен беспрерывно выходящих из строя старых. Лучше бы элементарная сантехника, ведь тот факт, что в магазине действует одна раковина, не требует комментариев. Лучше бы новые холодильники вместо износившихся. Наконец, не отказался бы коллектив от тележек для подвоза товара в отделы. Один грузчик, немолодой уже, кстати, человек, просто не в состоянии оправиться со всем объемом работы. Вот и таскают продавцы на себе ящики и фляги, мешки и коробки. А ведь, кроме того, что они продавцы, они еще и женщины. Необходимо решать вопрос и с реконструкцией овощного отдела. Для нормальной торговли нужно иметь товар в непосредственной близости, а не бегать за ним в другой конец здания или захламлять проход ящиками.
В тот день, когда покупатели пожаловались на плохую организацию торговли виноградом, отпуск товара шел действительно очень медленно. Продавец была вынуждена сама перебирать виноград и тут же его отпускать. И действительно некого было поставить ей в помощь из штата магазина.
В какой зависимости очередь от этих проблем? В прямой. Невозможность заранее расфасовать товар, удачно его разместить, необходимость постоянно отвлекать продавцов на вспомогательные работы, изматывающие их физически и отнимающие время, говоря короче, совершенно хаотический процесс организации торговли и порождает эти очереди. И становятся друг против друга с ожесточенными лицами на гудящих от усталости ногах продавец и покупатель. А со стены плакат безуспешно призывает к взаимной вежливости.
Не берусь давать конкретные советы, что и как нужно сделать, чтобы в сезон большого поступления фруктов и овощей организовать их нормальную продажу. Во-первых, потому что это будут советы дилетанта, во-вторых, есть в универсальном торге люди, которые занимаются этим специально и получают за это заработную плату. И надо руководству торга задуматься над результатами их работы, глядя на многочасовые очереди.
Л. САЛЬКОВА.