Основные направления социально-экономического -развития Опочецкого района на 1991 год

сб, 12/29/1990

Из доклада В. М. Серко


Объем продукции, выпускаемой группой промышленных предприятий, исчисляется в 43143 тысячи рублей. Из этого количества 2,624 тысячи рублей идет на нужды жителей района (6,4 процента). На промышленных предприятиях занято  2838  человек.


Социально-бытовой комплекс развит крайне слабо. Подсобные хозяйства отнесены на второй план. Из всей группы промышленных предприятий только типография имеет плановые платежи в бюджет, остальные предприятия в местный бюджет не отчисляют ни копейки. Чтобы весь потенциал района можно было бы использовать для нужд опочан и жителей района, необходимо все предприятия и организации, имеющие республиканское и областное подчинение, перевести на арендные  отношения или преобразовать а малые предприятия, но обязательно с юридической самостоятельностью. Обязать предприятия выделять для нужд района до десяти процентов промышленной продукции.


В 1991 году планируется ввести в строй в городе 27-квартирный жилой дом завода ЖБК, восемь одноквартирных домов хозспособом, шестнадцать индивидуальных жилых домов, осуществить ввод в эксплуатацию хозкорпуса и теплотрассы к больнице, реконструкцию моста через реку Великую.


Задел на следующих объектах:   коллектор по Завеличью, коллектор завода ЖБК,    60-квартирный     жилой    дом  ПАТО-2 и отделения  завода АТС,  160-квартирный жилой дом ТСО «Мурманскстрой»,   физкультурно-оздоровительный комплекс. Завершить в 1991 году рынок и столовую райпо. На селе — школы в  колхозах «Красный Октябрь» и «Большевик», детсад   совхоза   «Духновскии» на 50 мест, детсад совхоза «Салют» на  50 мест, магазин   в совхозе   «Духновский», пять животноводческих помешений из армооболочек.    


Плановые    показатели   в дорожном  строительстве следующие: ДПМК-3 - 10 километров, ДПМК-2 - 7.6 километров,    ПМК-17 - 10 километров.


К сожалению, необходимо отметить, что все строительные организации снижают объемы работ. И если в денежном выражении это еще не очень заметно в связи с ростом цен и прейскурантов, то физические показатели катастрофически падают. А безбедное существование пока происходит за счет перераспределения средств из фондов развития на фонд оплаты труда.


Общие запасы древесины в районе 5 миллионов 758 тысяч кубометров, в том числе деловой — 39 тысяч кубометров. Ежегодно восстанавливается 380 гектаров лесонасаждений. Лес является также одним из главных источников топлива. Через гортопсбыт реализуется 7540 кУбометров дров. Из лесных организаций в районный бюджет отчисляет средства только межхозлес, и то всего 3,2 тысячи рублей. За исключением ГослеспРома лесные организации не имеют ни нормальных производственных баз, ни объектов соцкультбыта и подсобных хозяйств.


К сожалению, много древесины вывозится хозяйствами района в обмен на корма, и зачастую, не зная конъюнктуры рынка, обмены получаются не в нашу пользу. Видимо, если уж нам без этого не обойтись, то необходимо хотя бы централизованно вести обмен на большие объемы, а не партизанскими методами под знаком коммерческой тайны.


Транспортные организации района осуществляют объемы грузоперевозок более чем на 6 миллионов рублей. В организациях и предприятиях района имеется автомобилей грузовых 931, автобусов 127, легковых автомобилей 35. И такой огромный потенциал автомобильной техники действует вразнобой, даже в период чрезвычайных ситуаций, таких, как уборка урожая, снежные заносы и т. д. Нам не удается организовать работы имеющейся техники таким образом, чтобы хотя бы на незначительное время подчинить интересы ведомств интересам района.


Считаю необходимым на 1991 год установить для предприятий и  организаций, имеющих транспорт, лимит работы на нужды района. И сделать это обязательным для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и основного рода занятий.


В последние годы районный узел связи стал работать более стабильно. Уменьшился бесконечный поток жалоб, в коллективе сложилась нормальная деловая обстановка и, как следствие наблюдается рост объемов работ. К сожалению, в работе связи есть и много трудностей. Это и устаревшее оборудование, и отслужившие свой строк линии, и довольно частые порывы на линиях землеройными устройствами. Не будет пока и  возможности увеличить число абонентов в городе. Только после реконструкции в 1993-1994 годах появится возможность увеличить число номеров с 2,5 тысячи до 5 тысяч. На селе в 1991 году будет увеличение на  на 50 абонентов. Планируются реконструкции линий в совхозах «Духновский» и «Глубоковский».


Объем потребления электроэнергии в районе на 1991 год — 73,6 миллиона киловатт-часов. Силами ПЭС планируется построить ЛЭП 10 кв — 3 километра, 0,4 кв — 16 километров, провести капремонт 130 километров. ОПКЭС планирует капитальный ремонт с заменой столбов в городе в Школьном переулке, Новом Поселении, на улицах Фабричная, 2-я Советская. Обе организации хорошо работают, и есть надежда, что с электроэнергией у нас все будет в порядке.


Единственное, что хотелось бы получить с этих организаций, так это расширение объемов работ по ремонту внутренних проводок   и системы отопления, освещения.


Особое внимание в 1991 году необходимо уделить работе треста «Межрайгаз» ибо кроме громкого названия пока за этой фирмой особых заслуг перед районом нет. В свете последних поставлений российского правительства небольшая надежда на то, что и глуюинка Нечерноземья будет газифицирована все же имеется. И в этом вопросе очень  важно, какую позицию займу т работники «Межрайгаза».   Если они      станут на  позиции   контролирующей и  указывающей организации, то газа нам       не видать.


И наконец, управление жилищно-коммунального хозяйства. На сегодня-   это самая маломощная наша организация, обделенная во всем - от  заработной платы до выделения техники и других материально-технических ресурсов. Не всегда все благополучно с финансированием.


Все вышесказанное было только преамбулой к основному вопросу. Главнейшая наша задача — развитие сельского хозяйства. Одиннадцать колхозов и шесть совхозов на сегодня имеют пашни 32432 гектара, сенокосов — 10795 гектаров, пастбищ — 14688 гектаров, тракторов — 729, комбайнов— 167, автомобилен — 380.


В хозяйствах работает механизаторов 539 человек, водителей 304, животноводов 1012, полеводов 883, работников прочих профессий — 946 человек.


Поголовье крупного рогатого скота всего — 20812, коров — 7328, овец — 2137, свиней 18154. В отрасли животноводства планы на будущий год следующие: необходимо закупить 4250 тонн мяса и 20700 тонн молока. Предложения хозяйств же следующие: мяса — 3580 тонн и молока — 19230 тонн.


Небольшой расчет. По молоку при наличии 7328 коров, при надое 2300 литров получим 16854 тонны, при наличии 7800 коров — 18940 тонн. Кроме того, личные подворья дают 5039 тонн от 2696 коров (по 1900 л в среднем).


Для решения вопроса по молоку надо обеспечить поставки за счет шестнадцати хозяйств района. Внутреннее потребление по молоку осуществлять через закуп у населения и молоко, производимое в хозяйстве (одном из семнадцати).


По мясу: с предложениями   хозяйств по его производству в объеме 3580 тонн не соглашаться,   а обязать   УПЗ и ГС разработать мероприятия по безусловному выполнению задания в объеме 4250 тонн за счет договоров хозяйств с фермерскими хозяйствами,   личными   подворьями, а также использования потенциальных возможностей   самих   производственных мощностей хозяйств с обязательным     привлечением     городских предприятий.   После исполнения поставок па внутреннее потребление останется всего для свободной  торговли   мяса 366,4 тонны (12,6 килограмма на человека), молока — 2364 тонны (81,5 килограмма на одного  человека).      Я вижу один путь: за счет прямых до говоров с хозяйствами решить проблему работающих в организациях и на предприятиях, а выделяемые государством фонды распределять пенсионерам, детям и инвалидам. Если такое решение будет принято, то исполком с 1 января займется разработкой договоров, определит в зависимости от возможностей предприятий для них соответствующие хозяйства и будет выступать посредником по исполнению договорных обязательств сторон.


Здравоохранение не может сегодня обеспечить всех квалифицированной медицинской помощью, особенно на селе. Причин для этого предостаточно. В текущем году выделено 2555,8 тысячи рублей из средств местного бюджета. Надеемся, что в 1991 году будет ввод хозкорпуса и теплотрассы, капитальный ремонт главного корпуса, водопровода, теплотрассы, амбулатории Мавринской больницы; текущий ремонт детского, терапевтического и родильного отделений.


Необходимо больше внимания уделить профилактической работе непосредственно на предприятиях и в организациях по договорам.


На сегодня в районе имеется 10 сельских Домов культуры, 18 клубов, 23 библиотеки, районный центр досуга, художественная и музыкальная школы. В отделе культуры работают 132 человека. К сожалению, большая часть работников не имеет специального образования и требуемого уровня подготовки. Но причины в основном те же, что и у медиков. Из-за недостатка времени обращаюсь к депутатам и приглашенным руководителям предприятий и организаций и особенно хозяйств — обратите особое внимание на объекты культуры, занимайтесь хотя бы поддержанием на этих объектах нормальных условий.


В районе имеется 26 школ, 30 детских дошкольных учреждений. В народном образовании работают 337 человек. На 1991 год планируется выделить на нужды народного образования 3568 тысяч рублей. Особое внимание будет уделено изучению иностранных языков в дошкольных учреждениях, больше внимания должно уделяться спорту и физкультуре. Для этого ввести в штат детских дошкольных учреждений специалистов по физвоспитанию.


Планируется создать на базе ПТУ кооператив «Дело» для учащихся и неработающей молодежи. Создать станцию юных натуралистов. Планируется также большой объем по капитальному и текущему ремонту школьных зданий, построить четыре дома для учителей. К сведению депутатов хочу сообщить, что решением правительства работникам просвещения увеличена зарплата на 40 процентов. Мы же с вами должны помочь работникам народного образования в решении жилищного вопроса и взять иод контроль депутатов строительство и ремонт школ и дошкольных учреждений.


Остановлюсь на социальном обеспечении. На учете — 10 тысяч 200 пенсионеров, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны-350 человек, семей погибших — 280. Минимальные размер пенсии (70 рублей) получают 2950 человек.  Для обслуживания одиноких престарелых граждан есть два отделения социальной помощи на дому. Обслуживается 233 пенсионера.


Для нормального решения проблем необходимо на базе одной или двух столовых организовать питание по минимальным ценам. Создать фонд   помощи   за  счет   предприятий (для бывших работников   своих   предприятий).   Обратить внимание профсоюзных   органов на решение этого вопроса.   По  возможности | расширить список обслуживаемых в магазине «Ветеран».   Торговым  организациям продумать вопрос обеспечения пенсионеров одеждой и обувью по невысоким  ценам.      


Поскольку мы живем  в  государстве,        которое планирует   с 1991 года   полностью перейти на рыночные отношения,    значит и должны быть готовы к этому.   В процессе подготовки необходимо располагать совершеннейшим   банком данных   о социально-экономическом   поло жении района. Наработать несколько моделей перехода экономики к рынку,  то есть какой вариант мы изберем — «шоковой терапии» или же все заранее продумаем и с 1 января приступим к постепенному переходу. Мне думается, что первый вариант при 10,2 тыс. пенсионеров может для большинства из них оказаться трагедией, не в лучшем положении окажется и молодежь. Поэтому предлагаю всем депутатским комиссиям считать этот вопрос основным и уже с завтрашнего дня приниматься за его решение. А в конце января провести внеочередную сессию по этому вопросу.


В общих чертах мне видится начало этой работы в социальной защите низкообеспеченных слоев населения через карточную систему распределения продуктов питания и товаров первой необходимости и путем льгот на оплату жилья.


Хотя товарооборот нашей торговли и составляет 42,8 миллиона рублей, что в расчете на человека составляет 1375 рублей, платные услуги составляют 137 рублей на человека, до полного удовлетворения потребностей населения далеко, о чем свидетельствует сумма вкладов — 38,9 миллиона рублен, а сколько денег на  руках?


Вы, наверное, заметили, что я почти ничего не сказал о районном производственном объединении бытового обслуживания населения, а собственно говоря, нечего и сказать. Оценить столь слабую работу службы, где задействовано 162 человека, просто невозможно. Казалось бы, это должна быть самая процветающая отрасль. К сожалению, все наоборот, не расширяем сеть работ и услуг, а выискиваем возможности меньше делать, но больше получать. И руководству службы быта (т. В. И. Стрыгину) следует резко изменить стиль и методы руководства и ориентироваться самому и ориентировать коллектив на те цели, для которых на.. И использовать для этого нужно имеющиеся в районе как трудовые, так и материально-технические ресурсы.


Вот мы и пришли к рынку труда. Расчет, проведенный отделом труда, это не панацея. Я, например, не очень-то ему верю. Скорее всего, только на начальном этапе будет две-три тысячи безработных. А дальше прогнозировать трудно. В связи с этим вижу острейшую необходимость в ближайшее время во всех организациях и предприятиях провести аттестацию рабочих мест, подготовить заранее людей высвобождаемых, позаботиться об их дальнейшем трудоустройстве.


Затем В. М. Серко остановился на основных статьях бюджета района на 1991 год. Всего доходы составят 11 млн. 585,6 тыс. рублей. Наряду с платежами от прибыли, подоходным налогом с кооперативных, общественных предприятий и организаций, налогов с населения и других финансовых поступлении запланирована субвенция из областного бюджета в размере 6 миллионов 828 тысяч рублей, бюджетный дефицит составит 348 тысяч рублей.      


Среди расходов основные статьи следующие: агропромышленный комитет — 659,3 тыс. рублей,


возмещение разницы в ценах на молоко и мясо — 3158,6 тыс. рублей,


жилищно-коммунальное хозяйство — 803,6 тыс. рублей,


народное образование — 3045,3 тысячи  рублей,


здравоохранение — 2555,8 тыс. рублей,


культура — 522,9 тыс. рублей,


социальное обеспечение — 50 тыс. рублей,


содержание органов государственного управления - 514,6 тыс. рублей.


Предусмотрены также расходы на физическую культуру  и спорт; редакцию районной газеты, хозяйственные органы культуры и здравоохранения.        


Из выступлений в прениях


Ф. М. СТЕПАНОВ — главный врач района.


Довольно сложная обстановка складывается с финансами в районной больнице. Хотя и увеличили бюджет на 400 тысяч рублей, но это не решает суть дела, если учесть рост цен буквально на все. Помимо этого, следует учесть, что 65 тысяч рублей идет на зарплату, 258 тысяч — на соцстрах, питание. Из-за роста цен на четвертый квартал не хватает лекарств.


На капитальный ремонт необходимо израсходовать 250 тысяч рублей, дали 120. Следует учесть, что 71 тысячи должна уйти на покрытие дефицита бюджета.


В больнице необходимо, как уже говорилось, выполнить огромный объем по капитальному ремонту, но ввиду определенной неясности не знаешь, как заключать договоры, если только на ремонт  основного корпуса нужно 150 тысяч, а  на водопровод — 23 тысячи рублей.   сколько у нас еще сохранилось различных бюрократических препон. Непонятно, почему вышестоящие финансовые  органы снимают с нас сверхнормативные остатки. Каждый год мы начинаем  жить буквально с нуля.  Меняется и кадровая политика. Теперь нам сказали, чтобы не ездили в область за специалистами. Теперь нужно  выходить на прямые связи с выпускниками, заключать с ними договоры не только на работу, но и на благоустроенное жилье.


                В. С.  ЧУГУНОВ  ~ главный инженер        совхоза «Организатор».


В этом  году стали  брать налоги   за        сбор ягод, грибов,   лекарственного  сырья, с охотников. Считаю, что это неправильное решение.   Скажем,   старуха  наберет 15 килограммов клюквы, ей на до ехать в районный центр уплатить на лог. Плюс стоимость билета, потерянный день. Ягоды этого не стоят.


А лекарственное сырье! Человеку, чтобы собрать килограмм ольховых шишек, надо потратить день. А они стоят 60 копеек. И опять в районный центр, чтобы уплатить налог. Нелегко, правда!


А охотники! Я подсчитал, что только содержание собаки в год обходится минимум в 350 рублей.  А кто теперь захочет ездить в район за разрешением   на отстрел зверя? Что-то  непонятное  творится с этим делом у нас. Считаю,   что  эту форму налога нужно   отменить.   А  самой налоговой инспекции нужно больше ездить по деревням и на местах заняться сбором средств.                


В. Н. КОРОБОВ —          директор торфопредприятия «Опочецкое».


Из доклада председателя исполкома райсовета следует сделать вывод, что мы теперь должны заниматься ведением натурального хозяйства по самообеспечению. Мы должны от произведенной продукции отдавать 80 процентов в госзаказ, да и кормить себя.


На сессии областного Совета говорилось, что псковское село много продукции оставляет себе, поставляя государству 70 процентов от произведенного. А по Центральному телевидению хвалят первого секретаря Белгородского обкома КПСС за изобилие продуктов для населения. А ведь белгородцы оставляют у  


себя 50 процентов продуктов питания от произведенного.


И все же резервы по обеспечению населения молоком и мясом есть. Нужно запретить вывозить из района продукцию, закупленную в хозяйствах частного сектора.


И далее. Почему в капиталистическом мире все население кормят 4 процента людей, проживающих на селе. Кормят и нашу огромную страну. А ведь в Союзе на селе работает 13 процентов людей.


Отсюда вывод — надо менять форму хозяйствования. Вышло постановление о передаче земли в частную собственность, значит, надо передавать ее независимо от  мнений колхозов, совхозов.


Теперь о нашем предприятии. Почему мы должны на своем балансе держать буквально все? И это все обходится ежегодно в 100 тысяч рублей, когда бы я эти деньги мог пустить на развитие предприятия.


Пионерлагерь обходится в 40 тысяч рублей, а отдыхает здесь 80 процентов детей со всего района. В 17 тысяч рублей обошлась пристройка к школе и т. д. От содержания школы, лагеря медпункта мы будем отказываться. Почему до сего времени не решен вопрос о передаче нашего магазина в торг города или  райпо?


А. П. ТЕРПУХОВ  — слесарь ремонтного завода.


Нам нужноразвивать местную перерабатывающую промышленность. Скажем, в новом цехе для переработки нежирной продукции остро нуждается маслодельно-сыродельный завод. И очень бы хотелось, чтобы строительство этого цеха было включено в план 1992 года.


В районе нужно больше усилий направлять на наведение строгого порядка в торговле. Во вновь образованный рабочий контроль больше включить рабочих.


Несколько слов о резервах села.   Считаю, что работникам сельскохозяйственного производств необходимо больше оказывать помощи со стороны трудовых шефских коллективов города.


Л.  И. СТЕПАНОВА — музыкальный работник детского сада «Теремок».


Меня беспокоит будущее нашего  коллектива. Дело в том, что ремзавод отказывается содержать дошкольное учреждение, которое ему обходится в 250 тысяч рублей ежегодно. Теперь за каждого ребенка родителям, не работающим на ремзаводе, надо платить до тысячи рублей. Естественно, будет большой отток малышей из «Теремка». И мы подсчитали, что около 45 человек обслуживающего персонала останется без работы.


Мне, как депутату районного Совета, пришлось обойти все инстанции, ко вопрос остается  нерешенным.


B. В.  ГАВРИЛОВ — преподаватель средней  школы № 3.


До сего времени  времени непонятно, как наши школы будут работать при свободном рынке. Как будут жить учителя при зарплате в 140—150 рублей в месяц. Что ожидает школьников при увеличении платы за продукты питания, посещение групп продленного дня. Идет разговор о разгосударствлении школы. Не выбросим ли мы детей в возрасте 12- 14  лет на улицы? Что нас ожидает в таком случае — взрыв преступности?


Ощущается нехватка средств на зарплату, материальные расходы.


Далее Вячеслав Васильевич огласил депутатам требования учителей. Это повышение на 100 процентов зарплаты, льготное налоговое обложение на те предприятия и организации, которые часть прибыли отчисляют на содержание школ, строительство для учителей сорокаквартирного дома, определить процент выделения жилья для учителей в каждом новом сдающемся доме, улучшить качество медицинского обслуживания учителей, обеспечить бесплатным питанием детей групп продленного дня и  т.  д.


А. П. ЗВОНКОВ — директор средней школы № 2.


Учителям трудно выступать со своими требованиями, так как они, как и медицинские работники, обязаны быть на рабочем месте.


Однако и учительство вступило в борьбу за свои права. Мне пришлось участвовать в работе последней сессии областного Совета, и видел, как учителями города Пскова пикитируются входы здания Совета. Это делать их вынудила жизнь. Зарплата маленькая, а новое повышение цен вновь отрицательно скажется не только на педагоге, но и на детях.


Теперь проезд на автобусе будет стоить 15 копеек. А если детей у родителей двое-трое! А если семья пять человек! Дети должны в школы ездить бесплатно, так же, как и питаться в группах продленного дня.


Надо наводить порядок по продаже мебели и других промышленных изделий в магазинах города. Как нам удалось узнать, этих вещей в торговлю поступает не так уж и мало. Только вот беда, учителя не могут стоять в очереди, как это делают многие служащие ряда организаций. Нам нужно работать.


Т.  Г. МИХАЙЛОВА — врач СЭС.


Медицинские работники   не могут бастовать, пикитировать   Дома Советов, чтобы выбивать себе более высокую заработную плату.   Хочу поддержать выступление главного врача Ф. М. Степанова по поводу приведения   в порядок ольницы, выделения средств   на нужды медицины. А ведь помимо этого нужно   ремонтировать   и   участковыебольницы. Может, действительно, стоит  подумать о том, как оставить  в нашем распоряжении те 70 тысяч рублей, которые пойдут на покрытие дефицита районного бюджета.


А водопровод, скважины в районе надо приводить в порядок, так как наш район занимает в области одно из ведущих мест по острым кишечным заболеваниям. Нужно наводить санитарный порядок и в городе. Продумать более глубоко распределение товаров промышленного производства по талонам.


В. А. ПЕТУХОВ  — председатель горсовета,         директор льнозавода.


Крайне сложное   положение складывается на нашем  предприятии. Если дела так пойдут и дальше,  с 18 января завод необходимо будет закрывать   так как отсутствует сырье. Республики нам его не дают. Да и чтобы поставить его,  ежедневно должно курсировать 15- - 16 машин. Но их нет   и в этом нам необходима помощь хозяйств района. Политика, экономика меняются. Считаем каждый рубль, заработанный предприятием. И нам непонятно, почему мы должны два дома содержать на собственном балансе. И тем более, что из 130 квартир только 54 занимают льнозаводские рабочие. Хотели передать их колхозу, но областной   начальник Акимов все предпринял,  чтобы этого не случилось.       


Г. Н. АНИСИМОВ - председатель районного Совета, первый секретарь РК КПСС.


Три месяца   назад   мы обсуждали  программу самообеспечения. Основные ее направления — развитие общественного способа производства,  подсобных хозяйтсв предприятий, организаций, частного сектора, обменные мероприятия с созданием 10—20-процентного районного фонда, раскрепощение  инициативы частника, связанной с рыболовством, развитием кооперативного огородничества и садоводства.


Однако далеко не все нам удается. Идет сокращение в колхозах н совхозах производства продукции животноводства, меньше содержится скота. Уменьшилась продажа излишков продукции из хозяйств индивидуального сектора.


Не развиваются подсобные хозяйства на ремзаводе, заводе ЖБК, маслодельно-сыродельном заводе. Сократилось поголовье скота.   


Но есть   и положительные  факторы. Неплохо ведут обмен торгующие организации, зазод АТС.


Далее Геннадий Николаевич рассказал депутатам о структуре потребления, выделении фондов   на   внунтрирайонные нужды. Он отметил,  что дальнейшая жизнь района во многом будет зависеть от выполнения принятых программ  депутатами   и от справедливого   распределения.


А. М. СТЕПАНОВ - председатель колхоза «Pоссия".


Сегодня мы решаем очень сложный вопрос, а именно, как жить дальше, как обеспечить население района продуктами питания. Пока основным производителем их являются колхозы и совхозы, а вот им, я считаю, даже в государственном масштабе не уделяется должного внимания.


За счет чего мы будем увеличивать производство? Снабжение ухудшилось, цены на запчасти возросли в полтора раза, а закупочные цены на сельхозпродукцию снизились.


Нет ощутимых сдвигов и в развитии соцкультбыта. Сколько построили жилья, дорог? И вообще сколько произведено капитальных вложений? Мизерно мало. Колхозы, совхозы живут за счет своих средств. Фонды на стройматериалы хозспособом не подтверждены, ОКС, кроме бумаг с указаниями, нам ничего дать не может.


А сколько говорим, чтобы нам помогали промышленные предприятия!   Плохо мы спрашиваем с них за обеспечение и помощь селу. В районе  такой крупный леспромхоз,   а   он фактически  стоит в стороне от решения проблем села. Не можем обязать дорожные   организации содержать дороги, особенно   проселочные,  в хорошем  состоянии.