От Библии до Карнеги

вт, 02/02/1993

На днях заведующая роно В. В. Ермолаева вернулась из Москвы, где принимала участие в работе семинара работников народного просвещения. В связи с этим я попросил ответить ее на ряд вопросов.

- Валентина Вячеславовна, как в эти дни выглядит Москва?

- Грязно, неуютно. Наш семинар проходил в ненаст­ные дни урагана, что еще больше угнетало. Жили мы на самой окраине столицы. Были предупреждены, чтобы вечером на улицу не выхо­дить.

- Если говорить о семи­наре, чего он больше всего касался?

- Общеобразовательной школы. Ведь та система об­разования; которая сущест­вовала до вчерашнего дня, мягко говоря, вряд ли кого удовлетворяла. Она снизила до минимума заинтересован­ность детей, подростков, взрослой молодежи в образовании.

- Но этому, вероятно, способствовала не только си­стема образования, но и наш вульгарный свободный ры­нок?

- Да, это действительно так, сейчас в моде деловой человек. За этим понятием кроется много фальши и не­порядочности. И, тем не ме­нее, эти люди становятся чуть ли не основой нашего общества.

- Когда же основой общества станет образованный человек?

- Когда я была в Моск­ве, в глаза бросилось то, что она превратилась в спло­шную барахолку. Везде тря­сут тряпками, бутылками, сапогами, джинсами. Обще­ство переродилось.

- И все же, о чем шел разговор на семинаре в нашей столице?

- О дальнейшей перест­ройке школы. Если говорить коротко, дети будут обучать­ся по самостоятельному вы­бору программ-минимумов в общеобразовательном смыс­ле. Главная цель педагогов — развитие независимого мыш­ления, в структуру которого будет заложено постоянное самообразование. Короче говоря, стремлений постоянно учиться.

В связи с этим будет да­льнейшее внедрение в струк­туру образования гимназии, лицея и как таковой обще­образовательной школы. Не буду говорить, что это такое и чем оно отличается от дру­гого.

- Что же является самым привилегированным?

- Гимназия.

- Значит, у нас в даль­нейшем будет все большее разделение общества на социальные прослойки?

- Я бы этого не сказала. Новая система образования прежде всего будет направлена на воспитание у детей высокой нравственности — как основы духа цивилизо­ванного общества. А это зна­чит, важное внимание будет уделено преподаванию таких дисциплин, которые бы спо­собствовали взращиванию у детей и подростков порядоч­ности, чувства собственного достоинства.

- Вероятно, в таком слу­чае необходимо менять и са­му систему педагогического общества?

- Конечно. Для гимназий нужен такой контингент учи­телей, который бы отвечал требованиям. Учителя, кото­рые бы могли преподавать новые  общественно-философ­ские дисциплины, от Библии до учения Карнеги.

- В новом законе об об­разовании говорится о при­оритетности его в жизни об­щества. Вы почувствовали это на семинаре?

- К сожалению, нет. При­оритетность прежде всего требует материальной осно­вы. Ее на сегодняшний день нет. Школа по-прежнему фи­нансируется по остаточному принципу. Да и сам семинар не внушил оптимизма. Он был чисто, теоретическим и не внес должной ясности в пере­устройство школы. Но хо­чется верить, что семинар был первым шагом навстречу народному образованию.

Записал А. КУЗЬМИН.