На днях заведующая роно В. В. Ермолаева вернулась из Москвы, где принимала участие в работе семинара работников народного просвещения. В связи с этим я попросил ответить ее на ряд вопросов.
- Валентина Вячеславовна, как в эти дни выглядит Москва?
- Грязно, неуютно. Наш семинар проходил в ненастные дни урагана, что еще больше угнетало. Жили мы на самой окраине столицы. Были предупреждены, чтобы вечером на улицу не выходить.
- Если говорить о семинаре, чего он больше всего касался?
- Общеобразовательной школы. Ведь та система образования; которая существовала до вчерашнего дня, мягко говоря, вряд ли кого удовлетворяла. Она снизила до минимума заинтересованность детей, подростков, взрослой молодежи в образовании.
- Но этому, вероятно, способствовала не только система образования, но и наш вульгарный свободный рынок?
- Да, это действительно так, сейчас в моде деловой человек. За этим понятием кроется много фальши и непорядочности. И, тем не менее, эти люди становятся чуть ли не основой нашего общества.
- Когда же основой общества станет образованный человек?
- Когда я была в Москве, в глаза бросилось то, что она превратилась в сплошную барахолку. Везде трясут тряпками, бутылками, сапогами, джинсами. Общество переродилось.
- И все же, о чем шел разговор на семинаре в нашей столице?
- О дальнейшей перестройке школы. Если говорить коротко, дети будут обучаться по самостоятельному выбору программ-минимумов в общеобразовательном смысле. Главная цель педагогов — развитие независимого мышления, в структуру которого будет заложено постоянное самообразование. Короче говоря, стремлений постоянно учиться.
В связи с этим будет дальнейшее внедрение в структуру образования гимназии, лицея и как таковой общеобразовательной школы. Не буду говорить, что это такое и чем оно отличается от другого.
- Что же является самым привилегированным?
- Гимназия.
- Значит, у нас в дальнейшем будет все большее разделение общества на социальные прослойки?
- Я бы этого не сказала. Новая система образования прежде всего будет направлена на воспитание у детей высокой нравственности — как основы духа цивилизованного общества. А это значит, важное внимание будет уделено преподаванию таких дисциплин, которые бы способствовали взращиванию у детей и подростков порядочности, чувства собственного достоинства.
- Вероятно, в таком случае необходимо менять и саму систему педагогического общества?
- Конечно. Для гимназий нужен такой контингент учителей, который бы отвечал требованиям. Учителя, которые бы могли преподавать новые общественно-философские дисциплины, от Библии до учения Карнеги.
- В новом законе об образовании говорится о приоритетности его в жизни общества. Вы почувствовали это на семинаре?
- К сожалению, нет. Приоритетность прежде всего требует материальной основы. Ее на сегодняшний день нет. Школа по-прежнему финансируется по остаточному принципу. Да и сам семинар не внушил оптимизма. Он был чисто, теоретическим и не внес должной ясности в переустройство школы. Но хочется верить, что семинар был первым шагом навстречу народному образованию.
Записал А. КУЗЬМИН.