Пешеходом быть - наука

вт, 01/15/1991

Зима — время снегопадов, гололеда и других малоприятных сюрпризов. Возрастает опасность на дорогах. Именно зимой наблюдается наиболь­шее количество несчастных случаев с детьми. Это происходит потому, что ребята или не знают пра­вил движения, или нарушают их. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство необходимости дисциплинированного и организованного поведения на улице и добиваться, чтобы соблюде­ние правил дорожного движения стало для них привычкой. Нужно как можно раньше стараться научить малышей языку, на котором «разговари­вает» улица. А язык этот создавался постепенно все теми же «Правилами дорожного движения».

Первые попытки упорядочить движение на улицах городов России предпринима­лись еще в XVII веке. В 1812 году были, введены правила, которые устанавливали право­стороннее движение, ограниче­ние скорости, требования тех­нической исправности экипа­жей, введение номерных зна­ков.

Но развивалась техника, по­являлись и совершенствовались автомобили» росло их количест­во, росли города, и все слож­ней становились правила.

Сейчас в нашей стране дей­ствуют единые «Правила до­рожного движения». Они раз­работаны и утверждены Мини­стерством внутренних дел

СССР. Выполнять их обязаны все: водители машин, велоси­педисты и, конечно же, пеше­ходы.

Чтобы помочь ребятам усвоить эти правила, для них в районной детской библиотеке проводилась Неделя безопас­ности дорожного движения.

Ребят ждала интересная, на­сыщенная программа. Она включала и викторину «Весе­лый светофор», и игры «Знаки дорожные знать каждому по­ложено» и «Три чудесных све­та», и утренник «Школа свето­форных наук», и обзор книг «Горят огни на перекрестках».

С беседой «На улице — не в, комнате, о том, ребята, пом­ните!» выступил сотрудник ГАИ В. В. Екимов. В течение всей Недели в библиотеке офо­рмлялись выставки книг под общим названием «Школа пе­шехода».

Конечно, все это принесет определенные результаты, но все же наиболее эффективны систематические занятия. Поэ­тому мы предлагаем всем за­интересованным лицам, в пер­вую очередь педагогам, вести совместную работу в этом на­правлении. В библиотеке вы сможете выбрать любое заин­тересовавшее вас мероприятие и привести сюда детей в удоб­ное для вас время.

Для учителей в нашей биб­лиотеке есть специальные по­собия: Маландин И. Г. «Вни­мание дети!» — М.: Педаго­гика, 1975. (В книге рассказы­вается о том, как уберечь де­тей от несчастных случаев на улицах и дорогах. Книга рас­считана на учителей, воспитате­лей детских садов и родите­лей).

«Азбука улиц, проспектов, дорог». Пособие для учителя начальных классов (сост. Н. В. Чайковская. Мн.: Нар. асвета, 1977). В пособии дается мате­риал по изучению правил до­рожного движения в соответ­ствии с программой для об­щеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Да­ны примеры практических за­нятий в виде подвижных игр на площадке и во время эк­скурсий. Адресуется не только учителям, но и работникам внешкольных учреждений, пио­нервожатым.

Рублях В. Э., Овчаренко Г. Н. «Изучение Правил до­рожного движения в школе». Пособие для учителей. — М., Просвещение, 1972. (Книга содержит разработки занятий со 2 по 9 классы. В ней даются рекомендации по организации и планированию занятий, по оборудованию. уголка (кабине­та) . для изучения Правил дви­жения. Рассматриваются раз­личные формы проведения за­нятий (игры, соревнования и т. д.).

А теперь информация для ре­бят и их родителей. У нас вы сможете взять следующие кни­ги:

Кривич М., Ольгин О. «Шко­ла пешехода». — М.: Малыш, 1989. (Для детей дошкольного возраста). Красочные иллюстра­ции и игровое расположение материала помогут детям бы­стро усвоить Правила дорожного движения).

Дорохов А. А. «Зеленый... Желтый... Красный!» Рассказы для младших школьников. — М.: Детская литература, 1975; (Знаете ли вы о том, какие острова бывают на суше? Где в городе невидимые заборы и стены? Существуют ли нынче волшебные палочки? Из 36 ко­ротких рассказов, помещенных в этой книге, вы сможете узнать не только об этом, но и о многом другом, например, что должен помнить пешеход, чтобы уберечься от разных неприят­ностей).

Кривин Ф. «Откуда пришла улица?» Познавательные исто­рии.— М.: Детская литерату­ра, 1980. (Вы идете по улице. Все на ней привычно: и кино­театр, и газетный киоск на уг­лу, и школа, и дом, в котором вы живете. А задумывались ли вы когда-нибудь, можно ли жить сразу на нескольких ули­цах? И вообще — откуда при­шла улица? И куда она бежит? Об этом вам расскажут позна­вательные истории, напечатан­ные в этой книге).

Сборник «Светофор» — М.: Детская литература, 1978 своего рода пешеходная «эн­циклопедия», предназначенная для юных пешеходов. На стра­ницах этой книги открыта Школа Светофорных Наук.

 Ведут занятия опытнейшие преподаватели: инженеры, шо­феры, автоинспекторы, писате­ли, художники, журналисты... Все они отдают в полное рас­поряжение учащихся свои рас­сказы, стихи, сказки, очерки, записки, рисунки и т. д.

В нашей библиотеке есть также «Правила дорожного движения» для 1, 2, 3 классов.

Е. ВАСИЛЬЕВА, заведующая центральной районной детской библиотекой.