Постановлением Президиума Верховною Совета СССР от 15 декабря 1988 года вынесен на всенародное обсуждение проект Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Следует отметить, что действующий Уголовный кодекс РСФСР принят в 1961 году. За этот период времени в нашей стране произошли заметные экономические, социальные и политические изменения.
В докладе на сессии Верховного Совета СССР от 29 ноября 1988 года «К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства» М. С. Горбачев сказал, что вслед за принятием конституционных изменений на повестку дня встает утверждение новых Основ законодательства, на базе которых будет радикально пересмотрена работа всех органов, признанных стоять на страже законов, наших демократических принципов и институтов свободы и прав личности.
Главной и Характерной чертой проекта Основ уголовного законодательства является его гуманизация. Это выражается в отмене высшей меры наказания — смертной казни за целый ряд преступлений и оставлении ее в виде исключительного наказания, впредь до полной его отмены, только в шести случаях: за государственную измену, шпионаж, террористический акт, диверсию, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование малолетней.
Предусмотрено шире применять наказание без лишения свободы: порицание, штраф, исправительные работы. Существенно гуманизировано уголовное наказание в отношении несовершеннолетних и женщин, совершивших уголовные преступления.
Изменен режим исправительно-трудовых колоний для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в сторону смягчения и улучшения жизни осужденных.
Вместе с тем размер штрафов за совершенное преступление значительно увеличен, а именно до пяти тысяч рублей.
В качестве меры наказания предусматривается краткосрочный арест до трех месяцев.
Незыблемыми принципами уголовного законодательства провозглашаются законность, демократизм, неотвратимость ответственности, равенство граждан перед законом, личная и виновная ответственность, справедливость и гуманизм. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом Отступление от этих принципов наносит непоправимый ущерб авторитету правоохранительных органов, сеет недоверие к их деятельности среди широких масс населения.
Прокурорско-следственная и судебная практика правоохранительных органов Опочецкого района и ранее строго стояла на принципах законности при привлечении лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности. За последние десять лет в районе не было фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, тем более их ареста. Карательная практика соответствовала степени общественной опасности деяний и характеристике лиц, совершивших преступления. Широко применялись меры общественного воздействия.
Достаточно сказать, что в истекшем 1988 году дела 40 процентов лиц, совершивших преступления в районе, переданы на рассмотрение общественных организаций, трудовых коллективов. На рассмотрение народного суда направлено 79 уголовных дел, из них только в 16 случаях народный суд приговорил виновных к различным срокам лишения свободы. Если такая мера пресечения, как арест, в 1980 году приравнялась в отношении 90 лиц, совершивших преступления, то в 1988 году было арестовано всего десять человек.
Приведенные цифры лишний раз подтверждают своевременность и необходимость изменений Основ уголовного законодательства в сторону гуманизации. Что же касается критики проекта Основ уголовного законодательства, то я бы к числу недоработок отнес умолчание об ответственности за такие виды преступлений, как коррупция, рэкет, геноцид, антиэкологические действия.
Хотелось бы надеяться, что уголовные кодексы, принятые в союзных республиках после принятия Основ, значительно дополнят и конкретизируют уголовную ответственность за все виды противоправных действий.
Г. Слободской, прокурор района.