Всех жителей нашего милого городка можно условно поделить на покупателей и продавцов. У одних больше прав, удругих-обя- занностей. Принцип «будьте взаимно вежливы» сформулирован для тех и других. Но, к сожалению, работает не всегда и не везде. Часто еще мы, покупатели, зависим от настроения тех, кто стоит за прилавком. Приведу свеженький примерчик.
Зашла на днях в магазин «Молоко» (ЧП В. В. Горской). Магазинчик, к слову сказать, вполне приличный. Мне нравится. И люди там работают в большинстве своем вежливые, приятные. Но день, как говорится, был не мой. Так вот, захожу я в магазин. Очередь небольшая. За прилавком колбасного отдела темноволосое, улыбчивое юное создание весело щебечет с подружкой. Она по одну сторону прилавка, подруга - по другую. Явное неудобство. Да еще покупатели мешают. Одному одно, другому другое...Обслуживание очередного покупателя происходит в перерывах между порциями «ха-ха».
Наконец, очередь доходит до меня. Называю требующиеся мне продукты. Продавец слышит плохо. Приходится повторять. Явно раздражаясь по поводу моей ненасытности и улыбаясь в сторону (не мне), неоднократно вопрошает: «Всё?» Рассказывать долго, а на самом деле я купила всего-то ничего. И вот мои желания выполнены. Начинается таинство расчета. Чек пробит на 47 рублей 30 копеек. К пятидесятирублевой купюре я прилагаю мелочь.
Не отрывая глаз и ушей от подруги, дивчина судорожно отсчитывает сдачу: десятку, другую, несколько рублей монетами и мелочь. Я теряю дар речи, глаза лезут на лоб (думаю, даже самый слабый в математике читатель сдачу подсчитал в уме с ходу). Взять чужое рука не поднимается. Стою у прилавка. Разговор подружек продолжается. Мое присутствие начинает раздражать. «Ваша сдача!» - четко отрубает «торговая дива». Еще пара минут моего терпеливого молчания, и до нее доходит, что что-то тут не так. Судорожно сверяет цифры на калькуляторе и на счетах, хватает чуть не подаренные мне деньги, - и я больше не существую.
Но тут меня словно черт дернул: «Проторгуетесь, девушка. Уволят». Лучше бы молчала. Вместо «спасибо» меня наградили испепеляющим взглядом, ядовитой усмешкой и отповедью: «Не уволят! Не волнуйтесь!» (мол, не суй нос не в свое дело). Похватав покупки и прикусив язык, ухожу. Настроение, честно говоря, испорчено.
«Мораль сей басни такова...» Из этого случая можно извлечь при желании не одну «мораль». Во-первых, с профессиональной этикой у нас еще туго, и не только в торговле. Во-вторых, за пресловутые двадцать рублей продавец в палатке мерзнет целый день, и для него это деньги. Для старушки с минимальной пенсией - еще какие деньги! Для тех же, кто не потел и не мерз, зарабатывая на хлеб насущный, это тьфу. В-третьих... А может хватит? И так все предельно ясно. За большинством, к которому относится армия покупателей, не всегда сила.
Н. ИЛЬИНА.