По ту сторону прилавка

сб, 10/27/2001

Всех жителей нашего милого городка можно условно поделить на покупателей и продавцов. У одних больше прав, удругих-обя- занностей. Принцип «будьте вза­имно вежливы» сформулирован для тех и других. Но, к сожалению, работает не всегда и не везде. Часто еще мы, покупатели, зави­сим от настроения тех, кто стоит за прилавком. Приведу све­женький примерчик.

Зашла на днях в магазин «Мо­локо» (ЧП В. В. Горской). Магазинчик, к слову сказать, вполне прилич­ный. Мне нравится. И люди там работают в большинстве своем вежливые, приятные. Но день, как говорится, был не мой. Так вот, за­хожу я в магазин. Очередь неболь­шая. За прилавком колбасного от­дела темноволосое, улыбчивое юное создание весело щебечет с подружкой. Она по одну сторону прилавка, подруга - по другую. Яв­ное неудобство. Да еще покупате­ли мешают. Одному одно, другому другое...Обслуживание очередно­го покупателя происходит в пере­рывах между порциями «ха-ха».

Наконец, очередь доходит до меня. Называю требующиеся мне продукты. Продавец слышит пло­хо. Приходится повторять. Явно раздражаясь по поводу моей не­насытности и улыбаясь в сторо­ну (не мне), неоднократно вопро­шает: «Всё?» Рассказывать дол­го, а на самом деле я купила все­го-то ничего. И вот мои желания выполнены. Начинается таинство расчета. Чек пробит на 47 рублей 30 копеек. К пятидесятирублевой купюре я прилагаю мелочь.

Не отрывая глаз и ушей от под­руги, дивчина судорожно отсчи­тывает сдачу: десятку, другую, не­сколько рублей монетами и ме­лочь. Я теряю дар речи, глаза ле­зут на лоб (думаю, даже самый сла­бый в математике читатель сдачу подсчитал в уме с ходу). Взять чу­жое рука не поднимается. Стою у прилавка. Разговор подружек про­должается. Мое присутствие начи­нает раздражать. «Ваша сдача!» - четко отрубает «торговая дива». Еще пара минут моего терпеливого молчания, и до нее доходит, что что-то тут не так. Судорожно све­ряет цифры на калькуляторе и на счетах, хватает чуть не подарен­ные мне деньги, - и я больше не существую.

Но тут меня словно черт дер­нул: «Проторгуетесь, девушка. Уво­лят». Лучше бы молчала. Вместо «спасибо» меня наградили испепе­ляющим взглядом, ядовитой ус­мешкой и отповедью: «Не уволят! Не волнуйтесь!» (мол, не суй нос не в свое дело). Похватав покупки и прикусив язык, ухожу. Настрое­ние, честно говоря, испорчено.

«Мораль сей басни такова...» Из этого случая можно извлечь при желании не одну «мораль». Во-первых, с профессиональной этикой у нас еще туго, и не только в торгов­ле. Во-вторых, за пресловутые двадцать рублей продавец в палат­ке мерзнет целый день, и для него это деньги. Для старушки с мини­мальной пенсией - еще какие день­ги! Для тех же, кто не потел и не мерз, зарабатывая на хлеб насущ­ный, это тьфу. В-третьих... А мо­жет хватит? И так все предельно ясно. За большинством, к которо­му относится армия покупателей, не всегда сила.

Н. ИЛЬИНА.