Подставь свое плечо

вт, 04/02/1991

Шло обычное занятие. Пре­дстояло проверить и закре­пить знания курсантов по изу­чаемой теме. Преподаватель задавал очерёдной вопрос, и в очередной раз поднимался лес рук: желающих отвечать было хоть отбавляй.

- Молодцы! - удовлетворен­но отметил про себя препода­ватель, —значит, хорошо по­няли материал, глубоко отра­ботали его на самостоятельной подготовке.

Так оно и оказалось. Курсан­ты один за другим выходили, вперед, к преподавателю, уве­ренно и толково отвечали на заданный вопрос.

Получив за ответ высокую оценку, Сергей, сияя от радо­сти, сел на свое место и про­должал активно участвовать в процессе занятия. Окинув взглядом учебный класс, он заметил, что сидевший за со­седним столом курсант Н. за­метно нервничает и не подни­мает руку. А когда преподава­тель назвал его фамилию, то он встал, засмущался и ничего не смог ответить на постав­ленный вопрос.

- Я не готов, — тихо произ­нес он.

- Почему?

В воздухе повисло молчание.

Преподаватель, офицер за­паса, имеющий большой опыт военно-морской службы и вос­питательной работы, понял причину: у курсанта несколько заторможенная реакция, он не всегда успевает за товарища­ми, отстает от них в знаниях. Но признаться в этом стесняет­ся, стыдится. Что делать? На­чать объяснять эту тему сейчас повторно, только ему одному? Но это значит публично признать его низкие способности. Нет, только не это. Лучше дело представить таким образом: курсант вполне способный, но недостаточно напорист и тру­долюбив. А стоит ему подна­лечь... Да и товарищи помогут.

Вечером, во время самопод­готовки, Сергей готовился к очередным занятиям и изредка поглядывал на курсанта Н. Тот сидел, уткнувшись в учебник, но по всему чувствовалось, что материал ему поддается туго. Отложив свои дела, Сергей взял учебник и тетрадь и подсел к курсанту.

- Слушай, друг, помоги мне разобраться в новом задании, у меня что-то сегодня никак не идет.

Курсант Н. вскинул на Сер­гея недоверчивый взгляд: нече­го, мол, прикидываться, но не высказал свои сомнения и толь­ко чистосердечно вздохнул:

- Да я сам тут никак не разберусь, что к чему.

- Не беда. Вдвоем — оси­лим. Давай я буду рассказы­вать, а ты по учебнику конт­ролируй.

Сергей не спеша, четко рас­ставляя акценты, начал расска­зывать. Товарищ внимательно слушал и следил по учебнику. И вдруг:

Стоп! А здесь не так, здесь нужно… — и повторил, что именно нужно было сказать по тексту...

- Ну что, — спросил Сер­гей, — вдвоем-то осилили?

- Осилили.

- Тогда, может быть, пов­торим и вчерашний материал? А то ведь тебя преподаватель обязательно спросит.

- Хорошо. Только ты помо­ги мне немного.

И курсанты вновь углубились в работу.

На другой день преподава­тель вызвал к ответу курсанта И. и попросил его вернуть «должок». Тот четко и уверен­но рассказал весь материал.

Преподаватель был доволен:

- Вот теперь флотский по­рядок. Не поленился, порас­тал — и результат налицо. Молодец!

- Это не я молодец. Мне вот товарищ помог, — и указал на Сергея.

Это только один эпизод из курсантской жизни Сергея. Но он, словно луч прожектора, яр­ко высветил одно из замеча­тельных душевных качеств это­го курсанта — постоянную го­товность подставить свое плечо под ношу товарища, оказать помощь другу. А друзей у не­го — не один десятой. И это не случайно: на добро люди всегда добром откликаются. Поэтому-то и уважают Сергея в курсантском коллективе и тянутся к нему товарищи.

Ко всему сказанному хочется добавить, что родители Сер­гея, — Вера Михайловна Фе­дорова, начальник цеха № 2 Красногородской швейной фаб­рики, и Николай Аркадьевич Федоров, шофер — могут по праву гордиться: хорошего парня воспитали. Посеянные ими добрые ростки не пропа­ли даром, а, попав на флот­скую ниву, приносят щедрый урожай. Большое флотское спасибо им за это.

А. ОСИН, капитан 2 ранга запаса.