Шло обычное занятие. Предстояло проверить и закрепить знания курсантов по изучаемой теме. Преподаватель задавал очерёдной вопрос, и в очередной раз поднимался лес рук: желающих отвечать было хоть отбавляй.
- Молодцы! - удовлетворенно отметил про себя преподаватель, —значит, хорошо поняли материал, глубоко отработали его на самостоятельной подготовке.
Так оно и оказалось. Курсанты один за другим выходили, вперед, к преподавателю, уверенно и толково отвечали на заданный вопрос.
Получив за ответ высокую оценку, Сергей, сияя от радости, сел на свое место и продолжал активно участвовать в процессе занятия. Окинув взглядом учебный класс, он заметил, что сидевший за соседним столом курсант Н. заметно нервничает и не поднимает руку. А когда преподаватель назвал его фамилию, то он встал, засмущался и ничего не смог ответить на поставленный вопрос.
- Я не готов, — тихо произнес он.
- Почему?
В воздухе повисло молчание.
Преподаватель, офицер запаса, имеющий большой опыт военно-морской службы и воспитательной работы, понял причину: у курсанта несколько заторможенная реакция, он не всегда успевает за товарищами, отстает от них в знаниях. Но признаться в этом стесняется, стыдится. Что делать? Начать объяснять эту тему сейчас повторно, только ему одному? Но это значит публично признать его низкие способности. Нет, только не это. Лучше дело представить таким образом: курсант вполне способный, но недостаточно напорист и трудолюбив. А стоит ему подналечь... Да и товарищи помогут.
Вечером, во время самоподготовки, Сергей готовился к очередным занятиям и изредка поглядывал на курсанта Н. Тот сидел, уткнувшись в учебник, но по всему чувствовалось, что материал ему поддается туго. Отложив свои дела, Сергей взял учебник и тетрадь и подсел к курсанту.
- Слушай, друг, помоги мне разобраться в новом задании, у меня что-то сегодня никак не идет.
Курсант Н. вскинул на Сергея недоверчивый взгляд: нечего, мол, прикидываться, но не высказал свои сомнения и только чистосердечно вздохнул:
- Да я сам тут никак не разберусь, что к чему.
- Не беда. Вдвоем — осилим. Давай я буду рассказывать, а ты по учебнику контролируй.
Сергей не спеша, четко расставляя акценты, начал рассказывать. Товарищ внимательно слушал и следил по учебнику. И вдруг:
Стоп! А здесь не так, здесь нужно… — и повторил, что именно нужно было сказать по тексту...
- Ну что, — спросил Сергей, — вдвоем-то осилили?
- Осилили.
- Тогда, может быть, повторим и вчерашний материал? А то ведь тебя преподаватель обязательно спросит.
- Хорошо. Только ты помоги мне немного.
И курсанты вновь углубились в работу.
На другой день преподаватель вызвал к ответу курсанта И. и попросил его вернуть «должок». Тот четко и уверенно рассказал весь материал.
Преподаватель был доволен:
- Вот теперь флотский порядок. Не поленился, порастал — и результат налицо. Молодец!
- Это не я молодец. Мне вот товарищ помог, — и указал на Сергея.
Это только один эпизод из курсантской жизни Сергея. Но он, словно луч прожектора, ярко высветил одно из замечательных душевных качеств этого курсанта — постоянную готовность подставить свое плечо под ношу товарища, оказать помощь другу. А друзей у него — не один десятой. И это не случайно: на добро люди всегда добром откликаются. Поэтому-то и уважают Сергея в курсантском коллективе и тянутся к нему товарищи.
Ко всему сказанному хочется добавить, что родители Сергея, — Вера Михайловна Федорова, начальник цеха № 2 Красногородской швейной фабрики, и Николай Аркадьевич Федоров, шофер — могут по праву гордиться: хорошего парня воспитали. Посеянные ими добрые ростки не пропали даром, а, попав на флотскую ниву, приносят щедрый урожай. Большое флотское спасибо им за это.
А. ОСИН, капитан 2 ранга запаса.