Размышляя о перестройке современной системы школьного образования и воспитания, я полностью согласен с главной мыслью февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС о том, что без серьезных перемен в системе народного образования, без поворота всего общества к назревшим здесь проблемам не набрать нам высоких темпов созидания.
Перестройка потребовала от школы серьезной переоценки ряда проблем, касающихся прежде всего учебно-воспитательного процесса. Нужно пригнать, что многие из них еще далеки от разрешения.
Школа всегда выполняла социальный заказ общества. Если в обществе была потребность в безынициативных, в послушных «винтиках», то школа вольно или невольно и выпускала таких в подавляющем большинстве. Задиристые, ершистые, нестандартно мыслящие были не в почете. Они не являлись гордостью школы и не принимались в обществе.
Но жизнь доказывает, что именно последние представляют в будущем ценность для общества и государства. Но ведь эти хлопотные ребята требуют других подходов, других форм управления. Умеем ли мы готовить молодое поколение, способное включиться активно в перестройку и развивать этот революционный процесс дальше? Надо сегодня честно сказать: нет, еще не умеем!
Что же для этого нужно? Во-первых, нужна большая работа по психологической перестройке учителей, воспитателей, управленческого аппарата народного образования. Во-вторых, нужна огромная работа по созданию материально-технической базы школы. А самое главное и самое трудное — это повернуть все общество лицом к проблемам школы. Одной школе выполнить поставленные задачи без семьи и общественности не удастся. Необходимо незамедлительно изменить взаимоотношения между школой и базовым предприятием. Изжить унизительную практику, когда работники народного образования находятся в роли просителей у руководителей хозяйств.
Я предлагаю ввести в практику текущей работы исполкомов, парткомов, РК КПСС отчеты руководителей о конкретном участии предприятия в учебно-воспитательном процессе подшефной школы. Исполкомам потребовать от руководителей планировать в смете расходов по статье социального развития отчисление на развитие материальной базы подшефной школы. Партийным и профсоюзным комитетам рекомендовать в планы работы партийной и профсоюзной организаций включать план сотрудничества со школой. Знать и постоянно работать с неблагополучными семьями. Не допускать, чтобы родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, становились победителями социалистического соревнования со всеми вытекающими отсюда почестями.
В последнее время школа столкнулась с новой проблемой: стало труднее работать с семьей, чем с самим трудновоспитуемым. Нам теперь бывает тяжелее убедить родителей в необходимости получения прочных и глубоких знаний, чем детей. Очевидно, это произошло из-за потери престижа в обществе образованности и культуры.
В нашем районе нет удовлетворительной спортивной базы, плохое материальное обеспечение лагерей труда и отдыха. 70 тысяч рублей, выделяемых на капитальный ремонт всех школ района, не хватает даже для поддержания школ на минимальном уровне. Ведь только на капитальный ремонт Глубоковской средней школы нужно более ста тысяч рублей. Для решения крупных задач есть пока единственный выход — создание из отчислений предприятий фонда по народному образованию с правом распоряжения этими средствами совету по народному образованию. По такому пути, по инициативе первого секретаря Великолукского горкома партии, пошли в Великих Луках. Они создали фонд по народному образованию в сумме 370 тысяч рублей.
Советы народных депутатов недостаточно проявляют заботу о быте и условиях труда учителей. Только один пример: учителя Макушинской школы, проживающие в Опочке, неоднократно обращались в исполком райсовета с просьбой помочь в установлении приемлемого расписания движения автобуса Опочка — Макушино и обратно. Разве это нормально, что учитёля должны ежедневно уезжать в семь часов утра и возвращаться в семь часов вечера?
Отличительной чертой сельских школ является постоянная и целенаправленная работа по трудовому воспитанию. Труд в Макушинской школе выступает как ведущий фактор развития личности. Ежегодно ремонт в школе проводится только силами учеников и работников школы. Уход за пришкольным участком, сбор лекарственного сырья, наблюдение и уход за воинскими захоронениями, помощь одиноким и престарелым — все это заботы ученических звеньев. Наших учащихся можно увидеть в поле, где они вместе со взрослыми трудятся на заготовке сена, на подвозе кормов, уборке раннего картофеля и зерновых, под руководством опытных наставников работают на сельхозмашинах и зернотоке. За летне-осеннний период учащиеся нашей школы зарабатывают около 2,5 тысячи рублей. Все это делают 35 учащихся в возрасте 10—14 лет. Все учащиеся школы с первого по восьмой классы принимают участие в выращивании овощей и яблок, обеспечивающих потребность школьной столовой и столовой пришкольного интерната.
Каждая сельская школа должна иметь трактор с набором сельхозорудий. Но немногие школы могут похвастаться наличием техники. Макушинская школа решает этот вопрос с колхозом «Большевик» уже почти семь лет и безрезультатно.
Проходящие в стране конференции, съезды, крупные совещания наряду с профессиональными вопросами поднимают вопросы повышения общественной активности масс. Требование сегодняшнего дня — повернуться лицом к образованию, здравоохранению, культуре, экологии, то есть к тем вопросам, которые дают не сиюминутные доходы и прибыли, а огромные результаты в перспективе.
В. КРИМЕР, директор Макушинской восьмилетней школы.