Работать для будущего

вт, 12/27/1988

Размышляя о перестройке современной системы шко­льного образования и воспитания, я полностью согласен с главной мыслью февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС о том, что без серьезных перемен в системе народ­ного образования, без поворота всего общества к назрев­шим здесь проблемам не набрать нам высоких темпов со­зидания.

Перестройка потребовала от школы серьез­ной переоценки ряда про­блем, касающихся прежде всего учебно-воспитательно­го процесса. Нужно при­гнать, что многие из них еще далеки от разрешения.

Школа всегда выполняла социальный заказ общества. Если в обществе была пот­ребность в безынициативных, в послушных «винтиках», то  школа вольно или невольно и выпускала таких в подавля­ющем большинстве. Задири­стые, ершистые, нестандартно мыслящие были не в по­чете. Они не являлись гор­достью школы и не принима­лись в обществе.

Но жизнь доказывает, что именно последние представ­ляют в будущем ценность для общества и государства. Но ведь эти хлопотные ребя­та требуют других подходов, других форм управления. Умеем ли мы готовить моло­дое поколение, способное включиться активно в пере­стройку и развивать этот революционный процесс дальше? Надо сегодня честно сказать: нет, еще не умеем!

Что же для этого нужно? Во-первых, нужна большая работа по психологической перестройке учителей, вос­питателей, управленческого аппарата народного образова­ния. Во-вторых, нужна ог­ромная работа по созданию материально-технической ба­зы школы. А самое главное и самое трудное — это по­вернуть все общество лицом к проблемам школы. Одной школе выполнить поставлен­ные задачи без семьи и об­щественности не удастся. Не­обходимо незамедлительно изменить взаимоотношения между школой и базовым предприятием. Изжить уни­зительную практику, когда работники народного образо­вания находятся в роли про­сителей у руководителей хо­зяйств.

Я предлагаю ввести в практику текущей работы исполкомов, парткомов, РК КПСС отчеты руководителей о конкретном участии пред­приятия в учебно-воспитате­льном процессе подшефной школы. Исполкомам потре­бовать от руководителей пла­нировать в смете расходов по  статье социального раз­вития отчисление на разви­тие материальной базы под­шефной школы. Партийным и профсоюзным комитетам рекомендовать в планы рабо­ты партийной и профсоюзной организаций включать план сотрудничества со школой. Знать и постоянно работать с неблагополучными семья­ми. Не допускать, чтобы ро­дители, не уделяющие дол­жного внимания воспитанию своих детей, становились победителями социалистиче­ского соревнования со всеми вытекающими отсюда поче­стями.

В последнее время школа столкнулась с новой пробле­мой: стало труднее работать с семьей, чем с самим труд­новоспитуемым. Нам теперь бывает тяжелее убедить ро­дителей в необходимости по­лучения прочных и глубоких знаний, чем детей. Очевидно, это произошло из-за потери престижа в обществе образо­ванности и культуры.

В нашем районе нет удов­летворительной спортивной базы, плохое материальное обеспечение лагерей труда и отдыха. 70 тысяч рублей, выделяемых на капитальный ремонт всех школ района, не хватает даже для поддержа­ния школ на минимальном уровне. Ведь только на капи­тальный ремонт Глубоковской средней школы нужно более ста тысяч рублей. Для решения крупных задач есть пока единственный вы­ход — создание из отчисле­ний предприятий фонда по народному образованию с правом распоряжения этими средствами совету по народ­ному образованию. По тако­му пути, по инициативе пер­вого секретаря Великолук­ского горкома партии, по­шли в Великих Луках. Они создали фонд по народному образованию в сумме 370 тысяч рублей.

Советы народных депутатов недостаточно проявляют заботу о быте и условиях труда учителей. Только один пример: учителя Макушинской школы, проживающие в Опочке, неоднократно об­ращались в исполком райсо­вета с просьбой помочь в установлении приемлемого рас­писания движения автобуса Опочка — Макушино и об­ратно. Разве это нормально, что учитёля должны еже­дневно уезжать в семь часов утра и возвращаться в семь часов вечера?

Отличительной чертой сельских школ является по­стоянная и целенаправлен­ная работа по трудовому вос­питанию. Труд в Макушинской школе выступает как ведущий фактор развития личности. Ежегодно ремонт в школе проводится только силами учеников и работни­ков школы. Уход за при­школьным участком, сбор ле­карственного сырья, наблюдение и уход за воинскими захоронениями, помощь оди­ноким и престарелым — все это заботы ученических зве­ньев. Наших учащихся мож­но увидеть в поле, где они вместе со взрослыми трудятся на заготовке сена, на под­возе кормов, уборке раннего картофеля и зерновых, под руководством опытных наставников работают на сель­хозмашинах и зернотоке. За летне-осеннний период уча­щиеся нашей школы зараба­тывают около 2,5 тысячи рублей. Все это делают 35 учащихся в возрасте 10—14 лет. Все учащиеся школы с первого по восьмой классы принимают участие в выра­щивании овощей и яблок, обеспечивающих потребность школьной столовой и столо­вой пришкольного интер­ната.

Каждая сельская школа должна иметь трактор с на­бором сельхозорудий. Но не­многие школы могут похвас­таться наличием техники. Макушинская школа решает этот вопрос с колхозом «Бо­льшевик» уже почти семь лет и безрезультатно.

Проходящие в стране кон­ференции, съезды, крупные совещания наряду с професси­ональными вопросами подни­мают вопросы повышения об­щественной активности масс. Требование сегодняшнего дня — повернуться лицом к образованию, здравоохране­нию, культуре, экологии, то есть к тем вопросам, кото­рые дают не сиюминутные доходы и прибыли, а огром­ные результаты в перспек­тиве.

В. КРИМЕР, директор Макушинской восьмилетней школы.