Референдум не за горами

сб, 01/23/1993

1993 год должен стать годом принятия новой российской Конституции — так считают многие политические деяте­ли нашей страны. Седьмой Съезд народных депутатов принял решение 11 апреля 1993 года провести всероссийский референдум об основных положениях новой Конституции Российской Федерации.

Если возвратиться на не­сколько лет назад, то можно вспомнить, что впервые о не­обходимости принятия новой Конституции было заявлено в июне 1990 года. Тогда на­родные депутаты Российской Федерации, принимая на Съезде Декларацию о госу­дарственном суверенитете, заявили о начале подготовки Основного Закона государст­ва, Была создана специаль­ная. Конституционная комис­сия, которую возглавил Б. Н. Ельцин, За прошедшее время эта комиссия подготовила проект Конституции, он опубликован в печати. Кроме нее заявили о подготовке своих проектов Конституции группа Собчака, группа Шахрая, Российская коммунистиче­ская рабочая партия, группа «Россия». Однако еще ше­стой Съезд принял решение считать официальным и единственным проект Конституци­онной комиссии.

В настоящее время ситуа­ция складывается таким об­разом — через референдум предлагается определить основные положения или конституционные принципы. Возникает закономерный вопрос: что подразумевается под ос­новными положениями? По этому вопросу последний Съезд принял даже специаль­ное постановление. В соот­ветствии с ним основными положениями новой Консти­туции следует понимать осно­вы общественного строя, ос­новы организации и деятель­ности федеральных органов законодательной, исполните­льной и судебной властей, основы правового положения личности и некоторые дру­гие вопросы. И все же для большинства наших граждан это постановление Съезда мало что говорит. Немногим более конкретно сказал в своем выступлении на Съез­де и О. Г. Румянцев — от­ветственный секретарь Кон­ституционной комиссии. Он под основами понимает республиканскую форму правления, советское государство, федерализм в основе его строения, разделение вла­стей, верховенство права, политический плюрализм. Откровенно говоря, в этом случае речь может идти лишь о подтверждении перечислен­ных выше демократических принципов. Они все присут­ствуют в ныне действующей Конституции.

Закрадывается сомнение: а нет ли у организаторов ре­ферендума другой, скрытой цели? Возможно, его резуль­таты захотят использовать определенные силы в разжи­гании: страстей вокруг проти­востояния законодательной и исполнительной властей.

Сегодняшняя политическая обстановка в обществе доста­точно сложная, поэтому не­льзя однозначно сделать прогноз об итогах референдума. И первая проблема, с которой могут столкнуться организаторы, — обеспечение явки избирателей. Многие разочарованы ходом реформ, невыполненными обещаниями лидеров. На памяти и недав­ний референдум о судьбе СССР. Тогда большинство граждан проголосовало за единое государство, но уже через несколько месяцев ру­ководители трех республик пренебрегли мнением миллионов граждан, и Союз распался. Вполне закономерно мо­жет возникнуть вопрос: какой смысл участвовать простому человеку в референдуме, ес­ли политики наверху в, угоду своим интересам сделают все равно по-своему.

Вторая проблема, которая может возникнуть при прове­дении референдума, связана с многонациональным насе­лением Российской Федера­ции. Уже сейчас можно услы­шать прогнозы о том, что не­которые республики не со­гласятся с проведением объ­явленного референдума на своей территории. Тем самым создается опасность распада России по тому же сценарию, как это произошло с Советским Союзом.

Еще одна проблема связа­на со сложностью формулировок вопросов референдума. Хотя они еще не опублико­ваны, но по предварительным данным можно судить, что каждый вопрос будет напо­минать трактат. В этом слу­чае в день референдума избиратель, придя на участок для голосования, должен будет подолгу разбираться в каж­дом вопросе. Хватит ли на это у большинства населения терпения да и политических знаний?

Теперь следует сказать о возможных результатах и их последствиях, Председатель Верховного Совета Россий­ской Федераций Р. Хасбула­тов, в частности, считает, что если референдум не получит большинства как в целом, так и среди населения субъектов Федерации, это резко ослабит государственную власть, а инициаторы референдума несомненно должны уйти в от­ставку. Новые выборы, как Президента, так и депутат­ского корпуса станут абсо­лютно неизбежными. Думает­ся, что с Р. Хасбулатовым можно согласиться.

Если же референдум даст положительные результаты, Верховный Совет вместе с Конституционной комиссией должны подготовить очеред­ной Съезд народных Депутатов, который примет новую Конституцию и порядок вступления ее в силу.

П. ВАСИЛЬЕВ