1993 год должен стать годом принятия новой российской Конституции — так считают многие политические деятели нашей страны. Седьмой Съезд народных депутатов принял решение 11 апреля 1993 года провести всероссийский референдум об основных положениях новой Конституции Российской Федерации.
Если возвратиться на несколько лет назад, то можно вспомнить, что впервые о необходимости принятия новой Конституции было заявлено в июне 1990 года. Тогда народные депутаты Российской Федерации, принимая на Съезде Декларацию о государственном суверенитете, заявили о начале подготовки Основного Закона государства, Была создана специальная. Конституционная комиссия, которую возглавил Б. Н. Ельцин, За прошедшее время эта комиссия подготовила проект Конституции, он опубликован в печати. Кроме нее заявили о подготовке своих проектов Конституции группа Собчака, группа Шахрая, Российская коммунистическая рабочая партия, группа «Россия». Однако еще шестой Съезд принял решение считать официальным и единственным проект Конституционной комиссии.
В настоящее время ситуация складывается таким образом — через референдум предлагается определить основные положения или конституционные принципы. Возникает закономерный вопрос: что подразумевается под основными положениями? По этому вопросу последний Съезд принял даже специальное постановление. В соответствии с ним основными положениями новой Конституции следует понимать основы общественного строя, основы организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, основы правового положения личности и некоторые другие вопросы. И все же для большинства наших граждан это постановление Съезда мало что говорит. Немногим более конкретно сказал в своем выступлении на Съезде и О. Г. Румянцев — ответственный секретарь Конституционной комиссии. Он под основами понимает республиканскую форму правления, советское государство, федерализм в основе его строения, разделение властей, верховенство права, политический плюрализм. Откровенно говоря, в этом случае речь может идти лишь о подтверждении перечисленных выше демократических принципов. Они все присутствуют в ныне действующей Конституции.
Закрадывается сомнение: а нет ли у организаторов референдума другой, скрытой цели? Возможно, его результаты захотят использовать определенные силы в разжигании: страстей вокруг противостояния законодательной и исполнительной властей.
Сегодняшняя политическая обстановка в обществе достаточно сложная, поэтому нельзя однозначно сделать прогноз об итогах референдума. И первая проблема, с которой могут столкнуться организаторы, — обеспечение явки избирателей. Многие разочарованы ходом реформ, невыполненными обещаниями лидеров. На памяти и недавний референдум о судьбе СССР. Тогда большинство граждан проголосовало за единое государство, но уже через несколько месяцев руководители трех республик пренебрегли мнением миллионов граждан, и Союз распался. Вполне закономерно может возникнуть вопрос: какой смысл участвовать простому человеку в референдуме, если политики наверху в, угоду своим интересам сделают все равно по-своему.
Вторая проблема, которая может возникнуть при проведении референдума, связана с многонациональным населением Российской Федерации. Уже сейчас можно услышать прогнозы о том, что некоторые республики не согласятся с проведением объявленного референдума на своей территории. Тем самым создается опасность распада России по тому же сценарию, как это произошло с Советским Союзом.
Еще одна проблема связана со сложностью формулировок вопросов референдума. Хотя они еще не опубликованы, но по предварительным данным можно судить, что каждый вопрос будет напоминать трактат. В этом случае в день референдума избиратель, придя на участок для голосования, должен будет подолгу разбираться в каждом вопросе. Хватит ли на это у большинства населения терпения да и политических знаний?
Теперь следует сказать о возможных результатах и их последствиях, Председатель Верховного Совета Российской Федераций Р. Хасбулатов, в частности, считает, что если референдум не получит большинства как в целом, так и среди населения субъектов Федерации, это резко ослабит государственную власть, а инициаторы референдума несомненно должны уйти в отставку. Новые выборы, как Президента, так и депутатского корпуса станут абсолютно неизбежными. Думается, что с Р. Хасбулатовым можно согласиться.
Если же референдум даст положительные результаты, Верховный Совет вместе с Конституционной комиссией должны подготовить очередной Съезд народных Депутатов, который примет новую Конституцию и порядок вступления ее в силу.
П. ВАСИЛЬЕВ