Реформа власти: какой мы ее видим

ср, 06/12/1991

Все чаще в последнее время идет разговор об укреплении власти. И это не случайно, так как налицо обратные процес­сы, когда анархия, нарушение законов стали делом обыч­ным для всей страны. Совсем недавно многим казалось, что достаточно провозгласить лозунг «Вся власть Советам!», и дела пойдут на лад. Однако лучше не стало. Поэтому, веро­ятно, и возник вопрос об изменении структуры исполнитель­ной власти. Впервые всенародно избирается Президент Рос­сии, на IV Съезде народных депутатов РСФСР внесены изменения о системе местной власти.

Сегодня на вопросы вашего корреспондента П. Васильева отвечает народный депутат районного Совета, начальник Опочецкого пред приятия коммунальных электрических сетей Геннадий Васильевич Ковалевский. Он руководит предприятием, которое обеспечивает нормальное энерго- и теплоснабжение города, то есть практически постоянно имеет контакт с местными властями, а также как народный депутат сам участвует в системе выработки решений.

- Геннадий Васильевич, как вы оцениваете систему функ­ционирования местной власти?

- Конечно же, власть дол­жна быть всегда, и сейчас она есть, но некрепкая, не совсем эффективная. Безусловно, она требует упорядочения.

- Какой же вы видите структуру на нашем уровне?

- Во-первых, районный Со­вет можно избирать значи­тельно меньшим по численно­сти. Сейчас 65 депутатов, до­статочно человек 30—35.

Во-вторых, городской Совет у нас не нужен совсем. Он во многом дублирует деятель­ность районного Совета, бюджет его также формируется сверху, и он не велик.

В-третьих, большая роль должна отводиться руководи­телю района, неважно, как он будет называться — председа­тель, мэр или как-то еще,

- Нельзя ли немного кон­кретизировать?

- По моему мнению, чело­век, возглавляющий район, должен избираться всеми из­бирателя ми, проживающими на нашей территории. Он дол­жен получить значительно бо­льшие полномочия, чем сегод­няшний председатель райис­полкома, который зачастую должен собирать заседания по мелким текущим вопросам. Здесь есть еще несколько ас­пектов проблемы. Во-первых, человек, избранный всем насе­лением, будет действовать бо­лее уверенно, не оглядываясь на какие-то группировки вну­три Совета, которые при же­лании всегда могут организо­вать смещение с поста,

Во-вторых, при коллегиаль­ном решении вопросов порой невозможно найти человека, несущего персональную ответ­ственность за какое-то реше­ние. При единоначалии ответ­ственность налицо.

В-третьих, будущему руко­водителю района надо дать возможность сформировать команду специалистов, которая и выполняла бы работу по осуществлению всех дел. Со­вет же должен иметь право одобрить или отклонить эти кандидатуры.

Кстати, одним из замести­телей может быть человек, полностью ведающий город­скими делами.

Лучшим контролером для руководителя должен быть за­кон, регламентирующий дея­тельности, определяющий права и обязанности.

- А что же останется Совету, да и как его избирать? Ведь сейчас зачастую предла­гают перейти от территориального принципа к производ­ственному. То есть избрание депутатов от производствен­ных коллективов но квотам.

- В ведении районного Со­вета должно быть обсуждение, разработка и принятие круп­ных программ на несколько лет, к примеру, комплексная программа строительства объектов, имеющих общерайонное значение, и т. п. То есть воп­росы на перспективу форми­рования бюджета по основным направлениям, текущее же финансовое распределение передать в руки главы района.

Что-то надо менять во всей системе работы постоянных комиссий. Пока вокруг них пишется больше бумаг, чем делается настоящих дел.

Что касается системы выбо­ра депутатов, то я бы оставил территориальный принцип. В

нем гарантия того, что все взрослое население может уча­ствовать в процессе выдвиже­ния и избрания депутата.

—Геннадий Васильевич, на мой взгляд, сейчас кризис власти наряду со многими дру­гими причинами возник еще и потому, что нарушилось вер­тикальной подчинение ниже­стоящих руководителей Сове­тов вышестоящим. Как здесь быть?

- Думаю, это разрешимая проблема. Достаточно на осно­вании закона разделить, компе­тенцию соответствующих ор­ганов. Руководитель сельсове­та должен знать свой потолок власти, соответственно так же на уровне района, области.

Короче говоря, каждый сверчок должен знать свой шесток. Поэтому на основании закона подчинение сверху вниз должно быть обеспечено обя­зательно, иначе. Нас ждет дро­бление на мелкие удельные княжества.

- Заканчивая нашу беседу, мне хотелось бы надеяться, что реформы, о которых мы с ва­ми говорили, не заставят се­бя ждать.