Все чаще в последнее время идет разговор об укреплении власти. И это не случайно, так как налицо обратные процессы, когда анархия, нарушение законов стали делом обычным для всей страны. Совсем недавно многим казалось, что достаточно провозгласить лозунг «Вся власть Советам!», и дела пойдут на лад. Однако лучше не стало. Поэтому, вероятно, и возник вопрос об изменении структуры исполнительной власти. Впервые всенародно избирается Президент России, на IV Съезде народных депутатов РСФСР внесены изменения о системе местной власти.
Сегодня на вопросы вашего корреспондента П. Васильева отвечает народный депутат районного Совета, начальник Опочецкого пред приятия коммунальных электрических сетей Геннадий Васильевич Ковалевский. Он руководит предприятием, которое обеспечивает нормальное энерго- и теплоснабжение города, то есть практически постоянно имеет контакт с местными властями, а также как народный депутат сам участвует в системе выработки решений.
- Геннадий Васильевич, как вы оцениваете систему функционирования местной власти?
- Конечно же, власть должна быть всегда, и сейчас она есть, но некрепкая, не совсем эффективная. Безусловно, она требует упорядочения.
- Какой же вы видите структуру на нашем уровне?
- Во-первых, районный Совет можно избирать значительно меньшим по численности. Сейчас 65 депутатов, достаточно человек 30—35.
Во-вторых, городской Совет у нас не нужен совсем. Он во многом дублирует деятельность районного Совета, бюджет его также формируется сверху, и он не велик.
В-третьих, большая роль должна отводиться руководителю района, неважно, как он будет называться — председатель, мэр или как-то еще,
- Нельзя ли немного конкретизировать?
- По моему мнению, человек, возглавляющий район, должен избираться всеми избирателя ми, проживающими на нашей территории. Он должен получить значительно большие полномочия, чем сегодняшний председатель райисполкома, который зачастую должен собирать заседания по мелким текущим вопросам. Здесь есть еще несколько аспектов проблемы. Во-первых, человек, избранный всем населением, будет действовать более уверенно, не оглядываясь на какие-то группировки внутри Совета, которые при желании всегда могут организовать смещение с поста,
Во-вторых, при коллегиальном решении вопросов порой невозможно найти человека, несущего персональную ответственность за какое-то решение. При единоначалии ответственность налицо.
В-третьих, будущему руководителю района надо дать возможность сформировать команду специалистов, которая и выполняла бы работу по осуществлению всех дел. Совет же должен иметь право одобрить или отклонить эти кандидатуры.
Кстати, одним из заместителей может быть человек, полностью ведающий городскими делами.
Лучшим контролером для руководителя должен быть закон, регламентирующий деятельности, определяющий права и обязанности.
- А что же останется Совету, да и как его избирать? Ведь сейчас зачастую предлагают перейти от территориального принципа к производственному. То есть избрание депутатов от производственных коллективов но квотам.
- В ведении районного Совета должно быть обсуждение, разработка и принятие крупных программ на несколько лет, к примеру, комплексная программа строительства объектов, имеющих общерайонное значение, и т. п. То есть вопросы на перспективу формирования бюджета по основным направлениям, текущее же финансовое распределение передать в руки главы района.
Что-то надо менять во всей системе работы постоянных комиссий. Пока вокруг них пишется больше бумаг, чем делается настоящих дел.
Что касается системы выбора депутатов, то я бы оставил территориальный принцип. В
нем гарантия того, что все взрослое население может участвовать в процессе выдвижения и избрания депутата.
—Геннадий Васильевич, на мой взгляд, сейчас кризис власти наряду со многими другими причинами возник еще и потому, что нарушилось вертикальной подчинение нижестоящих руководителей Советов вышестоящим. Как здесь быть?
- Думаю, это разрешимая проблема. Достаточно на основании закона разделить, компетенцию соответствующих органов. Руководитель сельсовета должен знать свой потолок власти, соответственно так же на уровне района, области.
Короче говоря, каждый сверчок должен знать свой шесток. Поэтому на основании закона подчинение сверху вниз должно быть обеспечено обязательно, иначе. Нас ждет дробление на мелкие удельные княжества.
- Заканчивая нашу беседу, мне хотелось бы надеяться, что реформы, о которых мы с вами говорили, не заставят себя ждать.