Пролетают дни, складываясь в недели, месяцы, годы... Утро встречает то моросящим тусклым дождичком, то хлесткой, колючей метелью, то звенящей весенней синевой.
А там, не успеешь оглянуться, оно облетает к ногам шуршащим золотом осенней листвы. Снова сентябрь... И устремленные на нее детские глаза, в которых нет пока жизненного опыта, лицемерия, которые и вправду еще похожи на зеркало души. Души, готовой впитать в себя весь окружающий мир. Какое место займет в этом мире она — первая учительница? Огромное. Может забыться что-то из знаний, полученных в это время, но никогда не сотрутся из памяти ребенка первые жизненные уроки.
Важно, конечно, дать малышу все то, что поможет ему со временем стать грамотным, эрудированным человеком. Но еще важнее сберечь в его душе хрупкие росточки любви, доброты, порядочности. Не дать им заглохнуть, сломаться, когда вокруг столько жестокости, злобы, цинизма. В общем, нужно воспитать человека. И вот с такой задачей каждое утро Валентина Ивановна Евдокимова переступает порог школы. Уже многие годы.
Аристова, Посихново, Полехново, Гривы. На все эти деревни одна начальная школа, а в ней — двадцать один малыш. Мало? В 1978-м году, когда Валентина Ивановна стала заведующей Аристовской начальной школой, в ней было семь детей. Занималась с тремя классами одновременно. А сейчас в школе все три класса разделены. У них разные кабинеты, учителя. Кроме Валентины Ивановны здесь преподают Евгения Егоровна Рюттель и Надежда Аркадьевна Степанова. Но легче ли стало работать?
- Нет. Работать стало труднее. Дело ведь не в условиях, а в самих детях.
Наш разговор с Валентиной Ивановной происходит в столовой школы. Потому что кроме трех классных комнат и столовой здесь помещений нет.
— Обстановка в обществе не может не сказываться на обстановке в семье, а та в свою очередь на детях. Взрослые теряют веру в будущее, идеалы, не закладывают они этого и в души детей. Ведь это невозможно воспитать искусственно. Ребенку внушают одно, а в жизни он видит другое... Вот и результат — неадекватное поведение, невротические реакции. Раньше это были единичные случаи, теперь едва ли не типичные. Очень резко стали проявляться эгоизм, индивидуализм, леность ума, нежелание работать. К каждому ребенку нужно искать свой подход. Но мы не жалуемся. Ребят своих любим и стараемся, чтобы они это чувствовали.
Забота ощущается. Не только в постановке педагогической работы, но во всей организации деятельности школы, которая полностью зависит от Валентины Ивановны. В школе ребята находятся с девяти утра до пяти вечера. После занятий с ними занимается воспитатель группы продленного дня Галина Павловна Кург. В школе тепло и уютно. Что немаловажно сейчас, в школе детей два раза в день кормят — завтраком и обедом. Причем совершенно бесплатно, за счет колхоза. Продукты в значительном объеме также поставляет колхоз. Например, молоко, мясо, овощи. Постоянно здесь есть сливочное масло, колбаса, яйца. Готовит для детей бывший колхозный повар (теперь она на пенсии) Нина Степановна Кругликова. Готовит отлично. Она не только совершенно домашними супами балует детей или, например, пельменями, но и пирогами.
Кстати, во время нашей беседы с Валентиной Ивановной Нина Степановна внимательно к ней прислушивалась. И не удержалась, чтобы и свое мнение высказать о сложностях учительского труда, особенно на селе. Ведь все и всё на глазах. Да и сравнивать Нине Степановне есть с чем и с кем - почти целая жизнь здесь прожита. Так вот, сказала Нина Степановна и такие слова.
- Удивляюсь порой Валентине Ивановне. Ее терпению. Там, где другая бы сорвалась, прикрикнула, строгостью взяла, она — добротой берет. Дети к ней тянутся...
Так мы и сфотографировали Валентину Ивановну. В окружении своих питомцев. Потом уже я спросила у нее: «Те, что рядышком, — самые любимые?» И в ответ услышала: «Самые трудные...».
Л. САЛЬКОВА.