"А рядышком - самые трудные"

чтв, 03/07/1991

Пролетают  дни, складываясь в недели, месяцы, годы... Утро встречает то мо­росящим тусклым дождичком, то хлесткой, колючей метелью, то звенящей весенней синевой.

А там, не успеешь оглянуться, оно облетает к ногам шурша­щим золотом осенней листвы. Снова сентябрь... И устремлен­ные на нее детские глаза, в ко­торых нет пока жизненного опыта, лицемерия, которые и вправду еще похожи на зерка­ло души. Души, готовой впи­тать в себя весь окружающий мир. Какое место займет в этом мире она — первая учительни­ца? Огромное. Может забыть­ся что-то из знаний, получен­ных в это время, но никогда не сотрутся из памяти ребенка первые жизненные уроки.

Важно, конечно, дать малышу все то, что поможет ему со временем стать грамот­ным, эрудированным челове­ком. Но еще важнее сберечь в его душе хрупкие росточки любви, доброты, порядочности. Не дать им заглохнуть, сло­маться, когда вокруг столько жестокости, злобы, цинизма. В общем, нужно воспитать чело­века. И вот с такой задачей каждое утро Валентина Ивановна Евдокимова переступает порог школы. Уже многие годы.

 Аристова, Посихново, Полехново, Гривы. На все эти деревни одна начальная шко­ла, а в ней — двадцать один малыш. Мало? В 1978-м году, когда Валентина Ивановна стала заведующей Аристовской начальной школой, в ней было семь детей. Занималась с тремя классами одновременно. А сей­час в школе все три класса разделены. У них разные каби­неты, учителя. Кроме Валенти­ны Ивановны здесь преподают Евгения Егоровна Рюттель и Надежда Аркадьевна Степано­ва. Но легче ли стало рабо­тать?

- Нет. Работать стало труд­нее. Дело ведь не в условиях, а в самих детях.

Наш разговор с Валентиной Ивановной происходит в сто­ловой школы. Потому что кро­ме трех классных комнат и столовой здесь помещений нет.

— Обстановка в обществе не может не сказываться на об­становке в семье, а та в свою очередь на детях. Взрослые теряют веру в будущее, идеалы, не закладывают они этого и в души детей. Ведь это невоз­можно воспитать искусствен­но. Ребенку внушают одно, а в жизни он видит другое... Вот и результат — неадекват­ное поведение, невротические реакции. Раньше это были еди­ничные случаи, теперь едва ли не типичные. Очень резко ста­ли проявляться эгоизм, инди­видуализм, леность ума, не­желание работать. К каждому ребенку нужно искать свой подход. Но мы не жалуемся. Ребят своих любим и стараем­ся, чтобы они это чувство­вали.

Забота ощущается. Не толь­ко в постановке педагогиче­ской работы, но во всей орга­низации деятельности школы, которая полностью зависит от Валентины Ивановны. В шко­ле ребята находятся с девя­ти утра до пяти вечера. После занятий с ними занимается воспитатель группы продленно­го дня Галина Павловна Кург. В школе тепло и уютно. Что немаловажно сейчас, в школе детей два раза в день кормят — завтраком и обедом. При­чем совершенно бесплатно, за счет колхоза. Продукты в зна­чительном объеме также по­ставляет колхоз. Например, молоко, мясо, овощи. Постоян­но здесь есть сливочное масло, колбаса, яйца. Готовит для де­тей бывший колхозный повар (теперь она на пенсии) Нина Степановна Кругликова. Гото­вит отлично. Она не только со­вершенно домашними супами балует детей или, например, пельменями, но и пирогами.

Кстати, во время нашей бе­седы с Валентиной Ивановной Нина Степановна внимательно к ней прислушивалась. И не удержалась, чтобы и свое мне­ние высказать о сложностях учительского труда, особенно на селе. Ведь все и всё на гла­зах. Да и сравнивать Нине Степановне есть с чем и с кем - почти целая жизнь здесь прожита. Так вот, сказала Ни­на Степановна и такие слова.

- Удивляюсь порой Вален­тине Ивановне. Ее терпению. Там, где другая бы сорвалась, прикрикнула, строгостью взя­ла, она — добротой берет. Де­ти к ней тянутся...

Так мы и сфотографировали Валентину Ивановну. В окру­жении своих питомцев. Потом уже я спросила у нее: «Те, что рядышком, — самые люби­мые?» И в ответ услышала: «Самые трудные...».

Л. САЛЬКОВА.