Совершенствовать учебно-воспитательный процесс

сб, 03/13/1982

Жизнь и труд советской молодежи наполнены самоот­верженной борьбой за выполнение планов и задач XXVI съезда КПСС. В условиях научно-технической революции, когда резко меняется характер труда, предъявляются но­вые требования к подготовке человека к труду, которые все больше должны базироваться на высоком общеобразователь­ном уровне, широком профессиональном и техническом кру­гозоре.

В своей работе наш райком комсомола большое место отводит дальнейшему совершенствованию процесса воспитания и обучения уча­щихся системы профессио­нально-технического образо­вания, подготовке квалифи­цированных рабочих для на­родного хозяйства.

В нашем городе два про­фессионально - технических училища, в которых обуча­ется более шестисот будущих строителей и преобразова­телей Нечерноземья. В учи­лищах все шире развиваются такие формы работы, как штабы знаний, группы взаи­мопомощи, консультации.

Обычным становятся пред­метные недели, олимпиады по предметам и конкурсы мастерства.

Задача профтехучилищ — не только дать профессию, знания, но и. помочь молодо­му человеку занять правиль­ную жизненную позицию, подготовить его нравственно, сформировать душу и харак­тер. Именно на такую поста­новку учебно-воспитательного процесса и нацеливают свою работу райком комсомола и комитеты комсомола училищ.

В профтехучилищах города нашло свое отражение дви­жение «Свой дом — своими руками». Многое делается ребятами. Каждое лето соз­даются строительные брига­ды, которые своими силами проводят ремонт училища, об­щежитий. Учащиеся СПТУ № 5 сделали своими руками ав­тодром, где теперь учатся водить тракторы и машины. Ребята из ГПТУ № 6 оборудовали мастерские, оформи­ли общежитие, работают и по оборудованию классов, каби­нетов и лабораторий.

По-ударному трудятся ребя­та в колхозах и совхозах района. Усилия комсомола в этом вопросе направлены в первую очередь на воспита­ние у них гордости за избран­ную профессию, на то, чтобы наилучшим образом подгото­вить их к самостоятельной трудовой жизни. Тесные свя­зи училищ с производствен­ной деятельностью базовых предприятий создают благоп­риятные условия для обуче­ния и воспитания.

Огромное влияние на формирование сознания будущих рабочих оказывают наставни­ки молодежи. И там, где это дело проводится не фор­мально, есть свои успехи. Так, комсомолец Сергей Ефимов, работая помощником тракто­риста, вырабатывал в день по три нормы, Учащиеся ГПТУ первого и второго курсов, трудясь на стройках нашей области, в Литовской ССР, в Мурманске, привозят только благодарственные письма.

К сожалению, нет еще тес­ных деловых контактов меж­ду комитетами комсомола профтехучилищ и базовых предприятий. Серьезные пре­тензии есть к комитетам ком­сомола ПМК-538, совхозов «Глубоковский», «Красный фронтовик», «Опочецкий», межколхозстроя. Им надо проявлять больше инициати­вы, полнее способствовать закреплению выпускников училищ на рабочих местах.

Нужно в полном объеме решить такой важный воп­рос, как пополнение ПТУ из рядов школьников, а школь­ный комсомол устранился от решения этой проблемы. Не  получило распрост­ранения у нас и движение по направлению в профтехучили­ща звеньев, то есть групп учащихся из одного класса, которые потом учатся в од­ной группе и таким же ком­сомольским звеном переходят на предприятие. Школьному комсомолу надо уделить боль­ше внимания по направлению учащихся в ПТУ по комсо­мольским путевкам.

Среди учащихся ПТУ горо­да комсомольцы составляют 72 процента, остальные — не­союзная молодежь. А комите­ты комсомола училищ слабо ведут подготовку по вовле­чению молодежи в комсомол. Не на должном уровне ве­дется эта работа в кружках «Наш Ленинский комсомол».

Несмотря на проводимую работу, еще имеются недос­татки в организации свобод­ного времени учащихся. Лишь от случая к случаю в учили­щах работают советы обще­житий, клубы выходного дня, университеты культуры. Это является одной из причин, что среди молодежи сохраняется высокий уровень правонару­шений. Надо искать новые, приемлемые и эффективные формы борьбы за человека высокой культуры, борьбы с нарушителями дисциплины, а не ограничиваться разбором дел на заседаниях комите­тов комсомола.

Одной из эффективных форм в улучшении учебно-воспитательного процесса ос­тается вовлечение, учащихся в предметные кружки, кружки творчества, спортивные сек­ции, художественную само­деятельность. В этом направ­лении в профтехучилищах ве­дется большая работа. В кружках занимается около 84 процентов учащихся. Ребята, занимающиеся художествен­ной самодеятельностью, — неоднократные участники об­ластных смотров-конкурсов. Интересно проходят в учили­щах вечера отдыха, конкур­сы, викторины. Здесь рабо­тают различные спортивные секции, кружки. В спорте можно было бы добиться и больших результатов, но есть еще много нерешенных проб­лем: это отсутствие своего спортивного зала в ГПТУ № 6, нехватка спортивного инвента­ря и другое.

Важная задача комсомоль­ских организаций училищ и базовых предприятий — соз­дание условий для закрепле­ния, дальнейшего профес­сионального и общеобразо­вательного роста выпускников ПТУ. Надо, чтобы наша стра­на получила новых идейно убежденных, высококвалифи­цированных рабочих, готовых принять эстафету самоотверженного служения общему делу.

М. КРЮЧЕНКОВ, второй секретарь райкома ВЛКСМ.