Жизнь и труд советской молодежи наполнены самоотверженной борьбой за выполнение планов и задач XXVI съезда КПСС. В условиях научно-технической революции, когда резко меняется характер труда, предъявляются новые требования к подготовке человека к труду, которые все больше должны базироваться на высоком общеобразовательном уровне, широком профессиональном и техническом кругозоре.
В своей работе наш райком комсомола большое место отводит дальнейшему совершенствованию процесса воспитания и обучения учащихся системы профессионально-технического образования, подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства.
В нашем городе два профессионально - технических училища, в которых обучается более шестисот будущих строителей и преобразователей Нечерноземья. В училищах все шире развиваются такие формы работы, как штабы знаний, группы взаимопомощи, консультации.
Обычным становятся предметные недели, олимпиады по предметам и конкурсы мастерства.
Задача профтехучилищ — не только дать профессию, знания, но и. помочь молодому человеку занять правильную жизненную позицию, подготовить его нравственно, сформировать душу и характер. Именно на такую постановку учебно-воспитательного процесса и нацеливают свою работу райком комсомола и комитеты комсомола училищ.
В профтехучилищах города нашло свое отражение движение «Свой дом — своими руками». Многое делается ребятами. Каждое лето создаются строительные бригады, которые своими силами проводят ремонт училища, общежитий. Учащиеся СПТУ № 5 сделали своими руками автодром, где теперь учатся водить тракторы и машины. Ребята из ГПТУ № 6 оборудовали мастерские, оформили общежитие, работают и по оборудованию классов, кабинетов и лабораторий.
По-ударному трудятся ребята в колхозах и совхозах района. Усилия комсомола в этом вопросе направлены в первую очередь на воспитание у них гордости за избранную профессию, на то, чтобы наилучшим образом подготовить их к самостоятельной трудовой жизни. Тесные связи училищ с производственной деятельностью базовых предприятий создают благоприятные условия для обучения и воспитания.
Огромное влияние на формирование сознания будущих рабочих оказывают наставники молодежи. И там, где это дело проводится не формально, есть свои успехи. Так, комсомолец Сергей Ефимов, работая помощником тракториста, вырабатывал в день по три нормы, Учащиеся ГПТУ первого и второго курсов, трудясь на стройках нашей области, в Литовской ССР, в Мурманске, привозят только благодарственные письма.
К сожалению, нет еще тесных деловых контактов между комитетами комсомола профтехучилищ и базовых предприятий. Серьезные претензии есть к комитетам комсомола ПМК-538, совхозов «Глубоковский», «Красный фронтовик», «Опочецкий», межколхозстроя. Им надо проявлять больше инициативы, полнее способствовать закреплению выпускников училищ на рабочих местах.
Нужно в полном объеме решить такой важный вопрос, как пополнение ПТУ из рядов школьников, а школьный комсомол устранился от решения этой проблемы. Не получило распространения у нас и движение по направлению в профтехучилища звеньев, то есть групп учащихся из одного класса, которые потом учатся в одной группе и таким же комсомольским звеном переходят на предприятие. Школьному комсомолу надо уделить больше внимания по направлению учащихся в ПТУ по комсомольским путевкам.
Среди учащихся ПТУ города комсомольцы составляют 72 процента, остальные — несоюзная молодежь. А комитеты комсомола училищ слабо ведут подготовку по вовлечению молодежи в комсомол. Не на должном уровне ведется эта работа в кружках «Наш Ленинский комсомол».
Несмотря на проводимую работу, еще имеются недостатки в организации свободного времени учащихся. Лишь от случая к случаю в училищах работают советы общежитий, клубы выходного дня, университеты культуры. Это является одной из причин, что среди молодежи сохраняется высокий уровень правонарушений. Надо искать новые, приемлемые и эффективные формы борьбы за человека высокой культуры, борьбы с нарушителями дисциплины, а не ограничиваться разбором дел на заседаниях комитетов комсомола.
Одной из эффективных форм в улучшении учебно-воспитательного процесса остается вовлечение, учащихся в предметные кружки, кружки творчества, спортивные секции, художественную самодеятельность. В этом направлении в профтехучилищах ведется большая работа. В кружках занимается около 84 процентов учащихся. Ребята, занимающиеся художественной самодеятельностью, — неоднократные участники областных смотров-конкурсов. Интересно проходят в училищах вечера отдыха, конкурсы, викторины. Здесь работают различные спортивные секции, кружки. В спорте можно было бы добиться и больших результатов, но есть еще много нерешенных проблем: это отсутствие своего спортивного зала в ГПТУ № 6, нехватка спортивного инвентаря и другое.
Важная задача комсомольских организаций училищ и базовых предприятий — создание условий для закрепления, дальнейшего профессионального и общеобразовательного роста выпускников ПТУ. Надо, чтобы наша страна получила новых идейно убежденных, высококвалифицированных рабочих, готовых принять эстафету самоотверженного служения общему делу.
М. КРЮЧЕНКОВ, второй секретарь райкома ВЛКСМ.