Новым ярким проявлением заботы о повышении престижа и авторитета учителя, его роли в жизни общества явились решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КОСС и первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, одобривших Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Решающая роль в осуществлении реформы, бесспорно, принадлежит учителю. Основные направления ее делают проблему подготовки педагогических кадров особенно актуальной.
В нашем Опочецком педагогическом училище студенты обучаются на трех отделениях — физкультурном, дошкольном и школьном. На физкультурное отделение ежегодно набирается группа в количестве тридцати учащихся. По окончании обучения выпускники его работают учителями физкультуры в средних, восьмилетних школах и инструкторами по физподготовке в рабочих коллективах заводов и фабрик. На дошкольное мы набираем две группы общей численностью 60 человек. И самое многочисленное — школьное. На базе десяти классов в этом учебном году набраны две группы по тридцать человек, на базе восьми классов — 120 учащихся. Выпускники получают специальность учителя начальных классов и воспитателей, они могут работать в группах, продленного дня, детских домах, пришкольных интернатах, старшими пионерскими вожатыми.
Формированию знаний и навыков подчинена вся система обучения и воспитания будущих учителей в нашем педагогическом училище. Этому способствуют уроки общеобразовательных дисциплин, педагогическая практика, общественная работа, уроки методики и теории пионерской и комсомольской работы, внеклассной работы.
В курсе методики внеклассной работы практикуем такие занятия, как «Путешествие в страну Октября», игры-путешествия, «Октябрята по стране Октября», «Путешествие в страну Пионерия», октябрятские линейки и сборы. В курсе теоретических основ и методики пионерской работы — устные журналы «Компас в книжном море», «Хочу все знать», заочные путешествия «По странам, и континентам», «По ударным комсомольским стройкам одиннадцатой пятилетки».
Активной формой обучения является летний инструктивный лагерь, где план работы максимально приближен к условиям пионерского лагеря. Проводятся в нем линейки, организационные сборы, смотры строя и песни, тематические дни по урокам мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, дни спорта.
Нынешний учебный год начался трудовым десантом по оказанию помощи хозяйствам района по подъему и сдаче льнопродукции государству. Все заработанные учащимися деньги перечислены в Фонд мира. За период сельскохозяйственных работ нашими юношами и девушками накопано около пяти тысяч тонн клубней картофеля в совхозах «Глубоковский», «Духновский», колхозах «Большевик», имени Жданова, имени Любимова, «Красное Заречье». Эти работы дают весомый вклад в дело нравственного воспитания будущих преподавателей.
С целью приблизить процесс обучения и воспитания в училище к воспитательному процессу в школе, на базе вожатских классов создана дружина, которая решает вопросы о работе пионерской дружины в школе. Так, благодаря творческим усилиям, хорошей подготовке вожатской дружины был подготовлен праздничный вечер, посвященный Дню рождения пионерии. Праздник закончился проводом выпускников училища, вожатским костром. Можно считать, что в целом сложился интересный, дружный, творческий коллектив в вожатской группе.
Одним из средств формирования коммунистической идейности, приобретения знаний, навыков и опыта организационной, массово-политической и воспитательной работы в училище является общественно политическая практика, которой охвачены все учащиеся.
Ведущую роль в организационной работе играет комитет комсомола, который постоянно следит за добросовестным отношением каждого комсомольца к порученному делу. Много сил и энергии комитет комсомола отдает на то, чтобы наши учащиеся стали не только хорошими специалистами, но и умели организовывать и вести общественную работу.
Областной комитет комсомола несколько лет подряд отмечает высокий уровень знаний и практических навыков у студентов училища в области воспитательной работы, теории и практики пионерской работы. О хорошей подготовке учащихся говорят характеристики, которые привозят наши воспитанники с производственной практики Успешно решается у нас вопрос и о работе учебно-воспитательной комиссии комитета комсомола по борьбе за глубокие и прочные знания учащихся. Проводится большая работа и это дает свои результаты. Успеваемость учащихся составляет 99,6 процента, большинство сдает экзамены на «4» и «5».
В завершающем году пятилетки воспитатели и преподаватели приложат все усилия для того, чтобы выпустить молодых педагогов с хорошими знаниями, нравственно и морально подготовленными к работе с воспитанниками школ.
В. ШЕЛГУНОВ, директор Опочецкого педагогического училища.