Строят дороги для села

сб, 02/17/1990

...Трактор, натужено урча, тащит молоковоз по раскисшей от обильных дождей дороге. Колея нарезана так глубоко, что передвигаться по дороге возможно лишь на тракторе. По этой причине маршруты автобусов отменены на неопределенное время. Пешком, в резиновых сапогах — вот зачастую единственное средство передвижения, которым могут воспользоваться на этот период жители многих сел.


Как знакома нам эта картина, и взята она не из далекого прошлого, а из нашей настоящей жизни. И не секрет, что это стало одной из причин, по которой покинули и продолжают покидать свои обжитые места сельские жители, причем в основном молодежь.


Как остановить этот процесс?



Принятые партией и правительством постановления о возрождении сельского хозяйства предусматривают комплексное его развитие, необходимость наряду со строительством жилья, производственных и социально-бытовых объектов вести строительство дорог. Постановление есть, но чтобы око не осталось только на бумаге и не превратилось в очередную невыполненную кампанию, необходимо на местах выполнять его. Коллектив вновь созданной дорожной передвижкой механизированной колонны № 3 —одна из дорожно-строительных организаций, на которую возложено выполнение этой программы. В один из январских дней мы встретились и побеседовали с ее руководителем Александром Григорьевичем Дудецким.


—           Работа любого предприятия определяется основными производственными показателями, поэтому и первый вопрос: как вы сработали в минувшем году?


—           В прошлом году нами сдано в эксплуатацию 5,1 километра участка дороги Опочка — Новоржев. Объем строительно-монтажных работ выполнен на 107,9 процента, что составило 1359,3 тысячи рублей. План по прибыли перевыполнен в 2,8 раза, рентабельность составила 41,8 процента. За успехи, достигнутые в третьем квартале прошлого года в социалистическом соревновании среди предприятий второй группы, нам присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени райкома КПСС и райисполкома. Это не осталось незамеченным и со стороны нашего объединения. По итогам трудового соперничества за второе полугодие 1989 года коллектив хозрасчетной бригады, возглавляет которую Алексей Алексеевич Терехов, был признан лучшим и награжден почетной грамотой, а Виталию Петровичу Полтораку присвоено звание «Лучший мастер треста».


- Ваша организация существует второй год. Как за этот короткий срок вам удалось добиться таких результатов?


- Это успех в большей мере принадлежит всему нашему коллективу, способному выполнять поставленные перед ним задачи. Сложился он не случайно, набор работников производился на конкурсной основе, при этом учитывались прежде всего деловые качества, такие, как владение несколькими смежными специальностями, высокая квалификация. К примеру, у сварщика Владимира Ильича Иванова стаж работы по специальности более двадцати лет. Работу свою знает, как говорится, до тонкостей. Если поручили ему какое дело, то можно быть полностью уверенным, что выполнит он его на совесть. Владимир Ильич ведет большую общественную работу. Он председатель профсоюзного комитета, член совета трудового коллектива треста.


Людей мы брали столько, сколько требует производственная необходимость. В этом отношении нам было значительно легче, чем другим предприятиям и организациям, которым при переходе на новые формы хозяйствования пришлось ломать свою старую структуру, а процесс этот очень болезненный и сложный.


Немаловажным фактором является и то, что бригады работают на полном хозяйственном расчете, то есть окончательный расчет они получают по конечному результату, от коэффициента трудового участия, распределяет его совет трудового коллектива.


Применяем мы и передовые формы организации труда. Работа на объекте ведется вахтовым методом: семь дней работает одна смена, потом заступает другая. Этим мы добиваемся повышения производительности труда, высокой степени использования имеющейся техники при непрерывном графике ее работы.


—           Ваша организация работает в условиях хозяйственного расчета и самофинансирования. Планируете ли вы перейти на полную самостоятельность?


—           Да, планы у нас такие есть, но к их реализации мы еще не готовы. Полную самостоятельность сможем обрести только тогда, когда создадим прочную производственную базу,


а сейчас мы полностью зависим от организаций и ведомств, у которых вынуждены арендовать недостающую технику, приобретать на договорных основах строительные материалы.


Но мы от своих планов не отказываемся. С этой целью нынче приступаем к строительству ремонтных мастерских, административно-бытового комплекса, заправочной станции, котельной. Для обеспечения производственных потребностей, щебнем и асфальтом планируем построить свой дробильно-сортировальный узел и асфальтобетонный завод. Думаем над решением жилищной проблемы.


Из дальнейшего разговора с А. Г. Дудецким мы узнали, что в настоящее время работниками этой организации ведется строительство пятикилометрового участка дороги Опочка — Лобово — Мякишево, который намечено сдать в эксплуатацию в декабре текущего года.


В этот же день мы побывали на строительном объекте. Хотелось непосредственно на рабочем месте узнать отношение людей к вахтовому методу организация труда. В карьере, что находится вблизи деревни Деяны, мощный бульдозер Т-130 выполнял необходимые операция по подготовке рабочего места для одноковшового экскаватора. Воспользовавшись коротким перерывом в работе, мы побеседовали с бригадиром Алексеем Алексеевичем Тереховым.


—           Вахтовый метод при нашей специфике работы очень перспективный, выгоден как рабочему, так и всей организации в целом. За счет него повышаются темпы дорожного строительства, с наибольшей отдачей используется техника, а это обуславливает высокие заработки людей. К тому же после смены они имеют возможность хорошо отдохнуть.        


—           Наша бригада является хозрасчетной, — продолжает А. А. Терехов, — поэтому оплата труда проводится коэффициенту трудового участия. Нет необходимости постоянно давать указания и контролировать работу, каждый знает, что ему делать.


Как выяснилось из дальнейшего разговора с бригадиром, работать здесь умеют не только быстро, но самое главное — качественно. Подтверждение этому — пятикилометровый участок дороги Опочка — Новоржев, сданный в эксплуатацию в прошлом году, который, можно сказать, является «визитной карточкой» этой организации.


В. ПУЛЬША.


НА СНИМКАХ: Владимир Ильич Иванов; Андрей Юрьевич Корунов; Алексей Алексеевич Терехов.


Фото Ю. Орлова.