Есть в Новом Завете в первом послании апостола Павла коринфянам такие слова: «...Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (гл. 15, ст. 14). Их нередко приводят православные проповедники в преддверии Пасхи, подчеркивая тем самым' то огромное значение, которое имеет этот праздник для всех христиан. Григорий Богослов писал, что Пасха «столько превосходит все торжества не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Недаром в православном календаре Пасха занимает более высокую строчку, чем все другие праздники.
Верующие не сомневаются, что Своим воскресением Господь открыл путь к личному спасению каждого из верующих христиан.
Согласно Евангелию, целью пришествия Христа было спасение человечества от последствий первородного греха. Грех этот он должен был искупить мученической смертью.
Преданный одним из своих учеников — Иудой, Христос был схвачен по приказу первосвященников. Те отвели его к правителю Иудеи Понтию Пилату, который «Иисуса, бив, предал на распятие» (Евангелие от Матфея, гл. 27, ст. 26).
Христос был распят и окончил свою жизнь на кресте. Некий богатый человек из Аримафеи, по имени Иосиф, испросил у Пилата разрешение
захоронить тело Христа, «положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Евангелие от Матфея, - гл. 27, ст. 60). Однако в воскресный день пришедшие с восходом солнца к гробу Иисуса две женщины увидели Ангела, возвестившего о том, что Христос воскрес...
Это событие евангельской истории и составляет содержание христианского праздника Пасхи.
Пасха в христианстве стала отмечаться ранее других праздников, правда, в ином виде, чем в наше время. Первая половина праздника проходила в великой скорби последователей Христа, оплакивавших его мученическую смерть. И только в конце многодневного празднества скорбь переходила в «радость воскресения». И лишь во второй половине второго и третьем столетиях Пасха приобретает тот вид, в каком она дошла до наших дней.
Подготовка к празднованию Пасхи начинается задолго до нее. Ей предшествует семинедельный пост, сопровождаемый службами, с помощью ко- I торых верующие исподволь готовятся к Пасхальному дню.
В храмах читаются отрывки из Евангелий, в которых содержатся притчи о мытаре й фарисее, о блудном сыне и другие. Верующих призывают м к покаянию, к осознанию необходимости освободиться от . греховного рабства.
Во - время поста в храмах царит полумрак, тускло мерцают лампады и свечи, в проповедях звучат печальные. мотивы, ибо все они посвящены одной идее — идее греховности. Скорбь верующих усиливается, когда наступает страстная — последняя неделя великого поста, — и священнослужители напоминают о крестных страданиях и мученической кончине Христа.
В пасхальную ночь все меняется. Вместо темных облачений — белые. Распахнуты обычно закрытые Царские врата. И песнопения исполняются не только церковным хором, нал всеми верующими, присутствующими на богослужении.