ВОПРОС. Сейчас много говорят о предстоящих выборах в областное Собрание. Расскажите об этом подробнее.
ОТВЕТ. Областное Собрание - это представительный и законодательный орган, выборы в который состоятся в марте 2002 г., когда истечет срок полномочий нынешних депутатов. Но камнем преткновения стал вопрос о системе, по которой будет формироваться новый состав депутатов. Основные разногласия вызвала предложенная 12 депутатами (большинством Собрания) и поддержанная областной администрацией идея ввести кроме мажоритарных округов еще и пропорциональное представительство, в просторечии называемое «выборами по спискам». Важно отметить, что все политические партии, действующие в области, также выступили за этот порядок. Количество депутатов предполагается сохранить прежним -22, но половину из них избиратели определят голосованием за ту или иную партию (или избирательный блок). Подобная система уже несколько лет используется на выборах депутатов Государственной Думы и достаточно хорошо отработана. Известны ее сильные и слабые стороны, что позволяет использовать первые и нейтрализовать вторые. Поэтому странно выглядят заявления, что такая система вводится впервые, что это нечто ранее невиданное и население ее не поймет.
ВОПРОС. Говорят, что депутаты «по списку» не будут выражать интересы избирателей. Так ли это?
ОТВЕТ. Ложным, на мой взгляд, является часто проводимое противопоставление депутатов, избираемых по мажоритарной и пропорциональной системе. Неверно, что выборы «по спискам» «непрямые», «закрытые» и т.п. Непрямыми являются выборы, если в них избиратели голосуют за выборщиков, а не за самих кандидатов. Например, в США на президентских выборах. А вот один из парадоксов так расхваливаемой мажоритарной системы - на недавних выборах А.Гор в целом набрал на сто тысяч (!) голосов больше, чем Д. Буш, но президентом не стал. Мнимую «закрытость» списков легко раскрыть - опубликовать их в печати, в избирательном бюллетене, обязать партии помещать списки своих кандидатов в агитационной литературе.
Теперь о «близости» к избирателям, выражении их интересов и возможностях контроля. По-моему, принципиальной разницы между «депутатами-списочниками» и «одномандатниками» в этом отношении нет. А на практике, я бы сказал, что большему контролю подвержены как раз депутаты от партий. На них хоть какая-то управа есть. Вот был в 1995 г. избран депутатом Госдумы по нашему округу А. Невзоров. И что? Не появился в области ни разу! Сильно удалось его проконтролировать, отозвать? А если бы он бы депутатом «по списку», то, чтобы не уронить свой авторитет, партия его бы заставила работать. Могут сказать, что в 1999 г. Невзоров уже не рискнул выдвигаться в Псковской области. Верно, но и партия, если ее депутаты не будут работать, на следующих выборах шансов не имеет. Так что ситуация одинаковая.
Но в одном отношении (достаточно существенном) разница есть. Депутаты по округу, как правило, достаточно известные, проявившие себя люди! Вот только они часто известны не политическими взглядами, а своей деятельностью в какой-то иной (профессиональной) сфере. Это совсем неплохо. Такие люди знают жизнь и знают, как ее изменить. И если к ним добавятся депутаты от партии с их системным подходом, вытекающим из программных установок данной партии, с командой, нацеленной на выполнение этой программы (одобренной избирателями), то, наверное, работа законодательного округа не станет хуже, а, наоборот, улучшится. Население в таком случае будет иметь возможность проголосовать не только за личность, но и за близкую ему общественно-политическую программу, партию, представленную списком своих кандидатов. Может, и грязи на выборах станет поменьше.
ВОПРОС. Говорят, что в Москве уже принято решение ввести в регионах выборы «по спискам»?
ОТВЕТ. Да, идея укрепления политических партий, как одного из основных элементов гражданского общества, сегодня стала общепринятой в российских политических кругах всех направлений и не подвергается сомнению. Вступил в силу закон о политических партиях, в котором партии рассматриваются как необходимое посредствующее звено, структурирующее политические интересы населения. По этому закону только партии имеют право участия в выборах. А по инициативе Президента России В.Путина подготовлены изменения в избирательное законодательство, согласно которым в Конституции (Уставы) и законы субъектов Российской Федерации будет обязательно вноситься принцип выборов по смешанной системе. Не менее половины депутатов будут избираться «по спискам». Именно так, как предлагается в проекте, поддержанном, как я уже говорил, большинством депутатов Собрания. Думаю, нет необходимости объяснять, что предложения президента будут приняты Государственной Думой и вскоре станут законом, обязательным к исполнению. И тогда придется в спешке и под нажимом из центра вносить изменения, которые сейчас можно спокойно обсудить и выбрать наиболее приемлемый вариант.
ВОПРОС. А не приведет ли новая система к тому, что областное Собрание станет «ручным» в отношении областной администрации?
ОТВЕТ. Странная эта точка зрения, авторы которой исходят из представления, что главное для областного Собрания - не соглашаться с администрацией. Ведь это две ветви, но одной государственной власти. И цель у них одна - благо управляемых. Поэтому я бы сказал по-другому. Если повысится степень взаимопонимания и взаимодействия исполнительной и законодательной власти в решении вопросов развития экономики области, повышения благосостояния ее населения, усиления его социальной защищенности, короче, если взаимодействие властей приведет к улучшению жизни народа, то все скажут спасибо. А какая власть внесла больший вклад в это, какая меньший, тут, как сказал поэт, «сочтемся славою». И практика подтверждает, что там, где власти действуют вместе, - там успех. Самый яркий пример - Москва, где исполнительная и законодательная власти работают в согласии.
ВОПРОС. Если у смешанной системы достаточно много положительных сторон, то почему многие депутаты и политики выступают против нее?
ОТВЕТ. Думается, что здесь большую роль играют их личные примеры. Политики-одиночки предполагали лоббировать собственные интересы. А смешанная система значительно сужает возможности политических одиночек. Вот поэтому они и против нее.
Внимательное рассмотрение привело нас к выводу, что смешанная система с точки зрения общественных интересов имеет преимущества. И было бы очень хорошо, если бы те, кто, исходя из личных интересов, выступает против, поняли это и смогли подойти к вопросу шире, по-государственному. Ведь каждый, вступающий в политику, тем самым претендует на звание государственного человека и должен стремиться такое звание оправдать...
Интервью с В. ФЕДОТОВЫМ подготовил пресс-центр администрации области.