В курсе изучения педагогики и психологии есть уроки наблюдения. Они для студентов всегда радостные, это так называемая пассивная практика, которая готовит их к тому, что в скором времени они сами встанут за учительский стол.
Нашим студентам есть у кого учиться. Это все учителя начальных классов средней школы № 3, учителя первой восьмилетней школы Лариса Степановна Макарова, Валентина Анатольевна; Никандрова, учительница Аристовской школы Валентина Ивановна Ермолаева.
Эти педагоги дают нашим студентам такие уроки, которые запоминаются на всю жизнь как прекрасные спектакли. У них ученики на уроках работают увлеченно, радостно. На уроках Галины Ивановны Андреевой, Ирины Александровны Викулиной, Евгении Ивановны Звонковой, Евгении Васильевны Устиновой и других учителей студенты видят радость познания. Естественно, дети иногда могут и забыть некоторые факты из учебного материала, но радость самого процесса познания остается у них в памяти навсегда. Умеют эти учителя поддержать, подкрепить самостоятельный поиск, интеллектуальное напряжение ученика.
Процесс обучения — это не просто «передача» знаний от учителя ученикам. Усвоение осуществляется усилиями только самого обучающегося, хотя и под руководством учителя, и знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретаются усилиями своей собственной мысли, памяти, внимания, воли в процессе активных умственных и практических действий. В таком интеллектуальном напряжении на протяжении всего урока работают ученики у Ирины Александровны Викулиной. Она только предупреждает своих учеников: «Дети, задание будет трудное», — потом: «Еще труднее», затем: «Самое трудное».
Готовность школьника к учебно-познавательной деятельности определяется общеучебными умениями, которые являются инструментами решения той или иной учебной задачи. К числу общеучебных умений относятся: умение самоорганизоваться и спланировать предстоящую работу; определить пути и средства решения учебной задачи, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль, умение работать в определенном темпе. Всему этому учат своих учеников учителя начальных классов.
«Посмотрим, какие вы зоркие, наблюдательные, умеете ли сами предупреждать ошибки, как умеете думать, сравнивать, объяснить причины», — говорит перед уроком Галина Ивановна Андреева. И на уроке постоянно звучат слова: «Почему? Объясни!»
А какими емкими становятся 45 мину урока у Ларисы Степановны Макаровой. Сколько разнообразных форм и видов работ выполняют ее ученики. Обязательный элемент урока — творческая деятельность учеников, работа по выработке умений и навыков. Лариса Степановна сама придумала интересное наглядное пособие — электротехнический тренажер. Этот прибор столько экономит времени и вызывает такой интерес у ребят, что о нем только могут мечтать учителя. А если захотят воплотить эту мечту в дело, то могут обратиться к Ларисе Степановне в школу № 1.
Высокий темп урока, разнообразие форм и видов работ, четкость, логика, интересное содержание, занимательность — вот почерк этой замечательной учительницы.
В. МИЛЛЕР, преподаватель педагогики Опочецкого педучилища.