Труд, полный творческой мысли

вт, 07/05/1988

В курсе изучения педагогики и психологии есть уроки наблюдения. Они для студентов всегда радостные, это так называемая пассивная практика, которая готовит их к тому, что в скором времени они сами встанут за учительский стол.

Нашим студентам есть у кого учиться. Это все учителя начальных классов средней школы № 3, учителя первой восьмилетней шко­лы Лариса Степановна Ма­карова, Валентина Анатоль­евна; Никандрова, учительни­ца Аристовской школы Ва­лентина Ивановна Ермола­ева.

Эти педагоги дают нашим студентам такие уроки, ко­торые запоминаются на всю жизнь как прекрасные спек­такли. У них ученики на уроках работают увлеченно, радостно. На уроках Галины Ивановны Андреевой, Ири­ны Александровны Викули­ной, Евгении Ивановны Звон­ковой, Евгении Васильевны Устиновой и других учителей студенты видят радость по­знания. Естественно, дети иногда могут и забыть некото­рые факты из учебного ма­териала, но радость самого процесса познания остается у них в памяти навсегда. Умеют эти учителя поддер­жать, подкрепить самостоя­тельный поиск, интеллекту­альное напряжение ученика.

Процесс обучения — это не просто «передача» зна­ний от учителя ученикам. Усвоение осуществляется усилиями только самого обучающегося, хотя и под руко­водством учителя, и знания только тогда становятся зна­ниями, когда они приобрета­ются усилиями своей собст­венной мысли, памяти, вни­мания, воли в процессе ак­тивных умственных и прак­тических действий. В таком интеллектуальном напряже­нии на протяжении всего урока работают ученики у Ирины Александровны Ви­кулиной. Она только предупреждает своих учеников: «Дети, задание будет труд­ное», — потом: «Еще труд­нее», затем: «Самое трудное».

Готовность школьника к учебно-познавательной деятельности определяется об­щеучебными умениями, кото­рые являются инструмента­ми решения той или иной учебной задачи. К числу общеучебных умений относят­ся: умение самоорганизовать­ся и спланировать предстоя­щую работу; определить пу­ти и средства решения учеб­ной задачи, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль, умение работать в определенном темпе. Всему этому учат своих учеников учителя начальных классов.

 «Посмотрим, какие вы зоркие, наблюдательные, умеете ли сами предупреж­дать ошибки, как умеете думать, сравнивать, объяснить причины», — говорит перед уроком Галина Ивановна Андреева. И на уроке постоянно звучат слова: «Почему? Объясни!»

А какими емкими стано­вятся 45 мину урока у Ларисы Степановны Макаро­вой. Сколько разнообразных форм и видов работ выполняют ее ученики. Обязатель­ный элемент урока — творческая деятельность учеников, работа по выработке умений и навыков. Лариса Степановна сама придумала интересное наглядное посо­бие — электротехнический тренажер. Этот прибор столь­ко экономит времени и вызывает такой интерес у ре­бят, что о нем только могут мечтать учителя. А если за­хотят воплотить эту мечту в дело, то могут обратиться к Ларисе Степановне в шко­лу № 1.

Высокий темп урока, раз­нообразие форм и видов ра­бот, четкость, логика, инте­ресное содержание, занима­тельность — вот почерк этой замечательной учитель­ницы.

В. МИЛЛЕР, преподаватель педагогики Опочецкого педучилища.