Творческий потенциал интеллигенции

вт, 03/20/1990

 В решении проблем духовного возрождения советского общества значительную роль должна играть наша интеллигенция. Это само собой разумеется. Все, кто так или иначе сопричастен миру высокой духовности, подлинного искусства, настоящей литературы, просто обязаны сейчас отдать свои знания и энергию обществу для того, чтобы народ наш мог идти по пути нравственного и духовного прогресса. О роли интеллигенции в перестроечных процессах, происходящих сейчас в нашем обществе, о ее творческом потенциале и шла речь во время дискуссии, проводившейся во второй половине февраля и организованной работницами идеологического отдела РК КПСС. Дискуссию вела секретарь райкома партии Татьяна Владимировна Красуля, а принимали в ней участие заместители секретарей партийных организаций по идеологии, политинформаторы (поскольку дискуссия проводилась в рамках школы идеологического актива), педагоги, инженеры, творческая и техническая интеллигенция, представители общественности.

Большинство выступающих так или иначе затронули проблемы воспитания подрастающего поколения. Все начинается в детстве, что посеешь — то пожнешь, как воспитываем — такую молодежь и имеем.

—Из года в год, — сказала учительница второй городской средней школы Людмила Васильевна Иванова, — дети становятся все более безответственными, недисциплинированными, жестокими. Такие выводы мы, педагоги, делаем на основании своего собственного опыта. Естественно, мы не учим детей быть такими. Учитель сеет разумное, доброе, вечное. Но все, что дается ребенку в школе, в семье преломляется, и порой самым нежелательным образом. Необходимо комплексное воспитание, в котором должны быть заняты и семья, и школа, и общественность. Педагогический коллектив нашей школы пытаются осуществить идею такого комплексного воспитания на практике. Проводятся праздники улиц, в которых принимают участие и дети, и их родители, дни школы на предприятиях и в совхозе. Особое внимание мы уделяем детям из неблагополучных семей

Но все, что делалось по осуществлению идеи комплексного подхода к воспитанию школьников, проводилось по инициативе школы. Нет еще обратной связи «общественность — школа». Партийные, профсоюзные организации не интересуются детьми работников своего предприятия. Бывает так, что ребенок числится «трудным», а родители его — передовики производства! Надо, чтобы все мы — школа, семья, общественность — работали вместе над воспитанием наших детей.

 Во время дискуссии немало было сказано о роли семьи, семейных традиций в воспитании, о необходимости готовить молодых родителей к выполнению ими функций воспитателей собственных детей.

 — Мы воспитываем себе подобных, — сказала врач СЭС Татьяна Геннадьевна Михайлова.

Значит, начинать дело воспитания подрастающего поколения надо с себя. Каковы же мы, поколение, воспитывающее своих детей?

— Упал интерес к серьезной литературе, — сказала директор центральной районной библиотеки Валентина Александровна Горохова. — Зато постоянно растет спрос на литературу отвлекающую и развлекающую. Так вот, не утратило ли уже наше общество свою интеллигенцию? Не один философ, не один писатель занимались вопросом интеллигентности. Существуют очень простые нравственные нормы, которых придерживались люди, имевшие полное право именоваться настоящими интеллигентами. Тактичность, порядочность, доброжелательность, служение идеалам, отказ от личного во имя общественного, стойкая гражданская позиция, способность на гражданский подвиг, демократизм. А в настоящее время анахронизмом становится даже просто культурная личность. Например, руководитель может позволить себе накричать оскорбить подчиненного. Наша беда — широчайшее распространение хамства. В духовном и культурном воспитании нет мелочей.

— Какая мы интеллигенция? — сказала заместитель секретаря партийной организации КГСО по идеологии
Надежда Северьяновна Петухова. — Мы сами бедны духовно. Наши родители пережили Великую Отечественную войну, они хотели дать все лучшее — своим детям. И дали, но в плане
материальном. А духовно — недодали. О какой культуре, даже просто культуре поведения может идти речь, если мы не уважаем друг друга? Вот даже здесь, на дискуссии, один выступает, а десять человек за его спиной вслух разговаривают. Мы даже слушать друг друга не умеем...

 Участники дискуссии согласились с тем, что необходимо искать пути изживания иждивенчества, широко распространившегося среди молодого поколения. Безынициативный, недействующий комсомол, пассивная, ко всему равнодушная молодежь, нежелание «за так» участвовать в общественной жизни предприятий, организаций и города — обо всем этом уже сказано и еще будет сказано немало. Что же может сделать интеллигенция для того, чтобы эта безрадостная действительность изменилась? Не так уж мало в Опочке очагов культуры. Районная библиотека, музыкальная школа, Дома культуры. Народный театр, народный краеведческий музей. Лекции общества «Знание». Много интересных начинаний в ДК совхоза «Красный фронтовик». Одним словом, работа ведется. Надо, возможно, только шире рекламировать деятельность этих учреждений, чаще выходить на люди. Например, воспитанники детской музыкальной школы могли бы участвовать в самодеятельности. Есть у нас в городе и художники. Так разве нельзя использовать их творческий потенциал для разработки эстетического оформления интерьеров, домов и улиц города?

На дискуссии не один раз были затронуты видеофильмы, которые показываются в городе. Все выступавшие сошлись на том, что необходим тщательный отбор фильмов для показа детям. Недопустимо, чтобы дети и подростки смотрели примитивные и полупорнографические ленты, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

Вовлечение в общественную жизнь города широких слоев населения облегчит сближение и взаимопонимание старшего и младших поколений. Вопрос о роли интеллигенции в перестройке не исчерпан обсуждением на этой дискуссии предстоит еще много думать, совместно искать и воплощать в жизнь найденное.

В. Иванова