В настоящее время в малокомплектных школах требуют решения многие проблемы — организационные, экономические, педагогические, методические и психологические. Малое количество учащихся в классах, небольшой педагогический коллектив увеличивают напряженность учебного труда. На уроках к одному и тому же ученику учителю приходится обращаться до десяти и более раз. В итоге — эмоциональная перегрузка учащихся, утомляемость и снижение работоспособности. Как избежать подобных явлений? Разнообразить методы и приемы, которые позволят переключить внимание учащихся то на работу с учителем, то на работу с товарищем, учебником, на самостоятельную деятельность раздаточным дидактическим материалом, другими источниками.
Учителя нашей школы стремятся творчески осуществлять обучение, применять, новые виды уроков. Лекции, семинары, зачеты, уроки- конференции использует учительница географии и истории Нина Ивановна Михайлова, преподаватель биологии и химии Алевтина Ильинична Михайлова, физик Валентина Ивановна Никифорова, групповые занятия на уроках математики проводит Таисия Ивановна Иванова игровые моменты в первом - третьем классах применяет Евгения Владимировна Попова. Решение задач, содержание которых связано с потребностями и достижениями колхоза «XXI партсъезд», происходит на уроках математики Владимира Константиновича Михайлова. Уроки-блоки при изучении курса химии проводит А. И. Михайлова.
Каково положение, с внеурочной работой? Классные часы, сборы, в подготовке и проведении которых заняты все учащиеся, заседания совета дружины, учкома, краеведческая, спортивная, кружковая работа, смотры-конкурсы, соревнования — вся эта нагрузка ложится на два — три десятка учащихся пятых — восьмых классов. Она значительно больше нагрузки учащихся городских школ.
На современном этапе школе приходится не только учить, но и учиться новым отношениям с учениками, родителями, общественностью. Педагогика сотрудничества — это не громкая, модная фраза, это позиция, которая должна формироваться и развиваться в школе. Но она не должна замыкаться в ее стенах.
У нас неплохой контакт с колхозом «XXI партсъезд». Он обеспечивает школу транспортом, помогает в организации горячего питания, в обработке пришкольного участка. Специалисты колхоза участвуют в проведении учебных, занятий. Совместно с колхозом, сельским Домом культуры мы готовим праздники. Это все хорошо, но на современном этапе этого недостаточно, Хотелось бы, чтобы вопросы, волнующие педагогический коллектив и учащихся, были бы в центре внимания партийной и профсоюзной организаций и руководителей колхоза, чтобы помощь была систематической. Только в тесном сотрудничестве с общественностью, родителями мы сможем решить сложную задачу воспитания детей.
А. МИХАЙЛОВА, учительница Звонской восьмилетней школы.