Учитель в сельской школе

сб, 10/01/1988

В настоящее время в малокомплектных шко­лах требуют решения многие проблемы — организацион­ные, экономические, педаго­гические, методические и психологические. Малое ко­личество учащихся в классах, небольшой педагогический коллектив увеличивают на­пряженность учебного труда. На уроках к одному и тому же ученику учителю прихо­дится обращаться до десяти и более раз. В итоге — эмоциональная перегрузка уча­щихся, утомляемость и снижение работоспособности. Как избежать подобных яв­лений? Разнообразить мето­ды и приемы, которые позво­лят переключить внимание учащихся то на работу с учи­телем, то на работу с товари­щем, учебником, на самосто­ятельную деятельность  раздаточным дидактическим материалом, другими источ­никами.

Учителя нашей школы стремятся творчески осуще­ствлять обучение, применять, новые виды уроков. Лекции, семинары, зачеты, уроки- конференции использует учительница географии и исто­рии Нина Ивановна Михай­лова, преподаватель биоло­гии и химии Алевтина Ильи­нична Михайлова, физик Валентина Ивановна Ники­форова, групповые занятия на уроках математики прово­дит Таисия Ивановна Ива­нова игровые моменты в первом - третьем классах применяет Евгения Владими­ровна Попова. Решение за­дач, содержание которых связано с потребностями и достижениями колхоза «XXI партсъезд», происходит на уроках математики Владими­ра Константиновича Михайлова. Уроки-блоки при изу­чении курса химии проводит А. И. Михайлова.

Каково положение, с вне­урочной работой? Классные часы, сборы, в подготовке и проведении которых заняты все учащиеся, заседания совета дружины, учкома, краеведческая, спортивная, круж­ковая работа, смотры-конкурсы, соревнования — вся эта нагрузка ложится на два — три десятка учащих­ся пятых — восьмых клас­сов. Она значительно боль­ше нагрузки учащихся го­родских школ.

На современном этапе школе приходится не только учить, но и учиться новым отношениям с учениками, ро­дителями, общественностью. Педагогика сотрудничества — это не громкая, модная фра­за, это позиция, которая дол­жна формироваться и разви­ваться в школе. Но она не должна замыкаться в ее сте­нах.

У нас неплохой контакт с колхозом «XXI партсъезд». Он обеспечивает школу тран­спортом, помогает в органи­зации горячего питания, в обработке  пришкольного уча­стка. Специалисты колхоза участвуют в проведении учебных, занятий. Совместно с колхозом, сельским Домом культуры мы готовим праздники. Это все хорошо, но на современном этапе этого не­достаточно, Хотелось бы, чтобы вопросы, волнующие педагогический коллектив и учащихся, были бы в центре внимания партийной и проф­союзной организаций и руко­водителей колхоза, чтобы по­мощь была систематической. Только в тесном сотрудни­честве с общественностью, родителями мы сможем ре­шить сложную задачу воспи­тания детей.

А. МИХАЙЛОВА, учительница Звонской восьмилетней школы.