Учится работать

сб, 06/10/1989

Коммунисты нашего совхоза «Глубоковский» ознакомились, с материалами мартовского Пленума ЦК КПСС. С большим Интере­сом следят они за работой съезда народных депутатов. Проблемы, поднятые на съез­де тесно связаны с теми, которые обсуждались и на прошедшем форуме коммуни­стов. Что необходимо сделать по подъему народного хозяй­ства, в частности сельскохо­зяйственного производства- это волнует каждого ра­бочего, колхозника. И на мой взгляд, эта проблема бу­дет решаться не один месяц, не один год.

Сегодня мне хочется по­говорить о том, как мы рабо­таем, что следует сделать, чтобы наш труд был более производительным, а глав­ное, давал конкретную отда­чу в виде продуктов питания. Несмотря на насыщенность деревни техникой, скопившей­ся на одного механизатора и шофера, выработка падает.

Взять, к примеру, наше хо­зяйство. Раньше всех начали сев, но он затянулся и длился почти полтора месяца. Вроде и машины были в полном порядке, а дело дви­галось медленно.

И все это происходило из-за того, что не было настоя­щей организованности. Наря­ды затягивались до десяти утра, в то время как в соседних хозяйствах кипела рабо­та. Если внимательно и глу­боко разобраться, почему это так происходит, станет ясно: нет настоящей озабоченности у многих наших земледель­цев, да и у специалистов за судьбу кампании. Почему бы эти наряды не проводить ве­чером, чтобы каждый меха­низатор знал свой фронт ра­бот и приступал к нему рано утром?

Хочется сравнить пятиде­сятые годы с нынешними. Тогда была огромна роль во всех производственных про­цессах специалистов среднего звена, бригадиров. Они уже с вечера знали, какая при­будет к ним техника, какие люди, и конкретно сами рас­поряжались, где и как организовать труд. Нам пора по­нять, что при посевной пло­щади почти в полторы тыся­чи гектаров одним главным специалистам трудно учесть и предугадать все нюансы организации труда. Да и мы, старейшие механизаторы, как то успокоились, не тре­буем, смирились с положе­нием дел.

На смену нам приходят молодые трактористы. Гра­мотные, хорошо знающие де­ло, технику, а вот работать, откровенно говоря, они не очень стремятся. И этот изъян души человеческой зарождается, с детства. Уж слишком мы, родители, бе­режно относимся к подраста­ющему поколению. И эта «бережливость» детей потом оборачивается большим изъ­яном в жизни трудового че­ловека.

Старшее поколение пом­нит, как оно начинало тру­диться. Например, у меняв феврале 1945 года погиб отец, и пришлось серьезно работать в четырнадцать лет.

В четырнадцать лет научился косить, ходить за плугом, а впоследствии трудиться на технике. И в таком возрасте я начал работать совсем не потому, что семья потеряла основного кормильца. В пре­жние годы в крестьянстве каждый ребенок должен был уметь не только косить, но и ухаживать за коровой, ло­шадью, помогать взрослым стоговать и скирдовать сено.

А что же происходит сейчас? Утром и вечером смот­ришь как молодые, хозяева земли бегают с бидончиками к своим родителям за моло­ком, а порой и за овощами. В нашем поселке выстроена целая улица, которая носит название Олимпийская. В ос­новном новые дома заселены молодоженами. Душа раду­ется, глядя на их материаль­ную обеспеченность. Родите­ли помогают. Их отцы и ма­тери за многолетний и плодотворный труд имеют нема­лые денежные и другие ма­териальные сбережения, ко­торые, вероятно, полностью перейдут молодым семьям. А если смотреть глубоко в это социальное явление, стано­вится печально, потому что одно противоречит другому. Противоречит в том смысле, что материальная обеспечен­ность молодых сдерживает их трудовую творческую инициативу. Вот и исчисляет­ся живность в добротных дворах молодых единицами.

На мой взгляд, мы стол­кнулись с важнейшей про­блемой, как научить работать молодого человека. В этом отношении много уповали на нашу школу, но, ес­ли посмотреть правде в гла­за, эти надежды были напра­сны. Нужна разумная жа­лость к своим детям. И в этом случае мне вспоминается русская народная сказка на современный лад, когда мачеха заставляла родную дочь работать с утра до вече­ра, а падчерицу лелеяла. А в результате падчерицу она сделала несчастной.

Научить труду подраста­ющее поколение это проблема комплексная, и к ней с одинаковой долей ответст­венности должны относиться не только родители, но и об­щественные организации. И в первую очередь партийная. Не боюсь сказать, что до сего времени в работе парт­кома, да и всех коммунистов, мало конкретности. Поста­новления принимаются при казенном молчании и голо­совании. Может быть, нам для. обсуждения на партий­ные собрания нужно выно­сить наши земные, насущные вопросы, которые бы могли заинтересовать каждо­го коммуниста.

В. ПАВЛОВ,

член КПСС, механизатор совхоза.